Е.В. Плеханова, методист кафедры управления
развитием общего образованием ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»
Практика показывает, что результаты региональных научных, инновационных и технологических преобразований должны быть направлены на повышение качества образования детей Ямала. Многое зависит от профессионального подхода к работе учителя, к его творческому росту, совершенствованию педагогических компетенций [1].
Известно, что попытка связать качество образования с повышением оплаты труда учителя не стала мотивацией к развитию потенциала учителя [2]. Реально влияющим фактором на стремление работать качественно и эффективно является наличие субъектности педагога, его квалификация, включающая методическую, исследовательскую и андрагогическую деятельность, ведущих к появлению педагогических статусов: «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник» [4]. Учителя с высокой квалификацией, вне зависимости от стажа, становятся своеобразными раздражителями существующего уклада в школе и даже в муниципалитете. Но у этих педагогов наступает стагнация при достижении ими желаемой квалификационной категории.
Важно, чтобы появилась необходимость запуска механизмов развития кадрового потенциала на разных уровнях. В этом случае ядром являются два проекта: «Педагогические кадры Ямала» [3] и «Педагогические статусы» [4]. Их необходимо рассматривать в комплексе как взаимодополняющие и взаимопроникающие, направленные на развитие карьерного роста учителя как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости [5]. В ряде субъектов Российской Федерации для решения данной проблемы создана некая структура («Педагогический манеж») для развития внутренней мотивации учителя, ведущей к карьерному росту.
Преимущество идеи состоит в том, что её воплощение позволяет сформировать команды на компетентностной основе [6] для развития образовательной системы в целом, началом которой является школа, состоящая из представителей администрации и группы творческих высокопрофессиональных педагогов. Только появление педагогической команды современного уровня способствует решению актуальных проблем образования, выстраиванию гибкой системы управления развитием школы, основанной на сочетании административных и общественных профессиональных подходах.
Данная модель уникальна. Она прошла долгий путь согласования нормативных документов в регионе, так как на федеральном уровне отсутствуют нормы и полномочия разработки порядка аттестации и присвоения квалификации. Поэтому проект «Педагогические статусы» является уникальным, в его основу положена рамочная модель квалификационных степеней, разработанная инициативной группой под руководством Е.А. Ленской.
В рамках реализации проекта профессиональные квалификации присвоены 37 учителям общеобразовательных школ. Но не все муниципалитеты воспользовались представленной возможностью. Вместо воплощения интересных, инновационных идей, так необходимых сегодня в школах, например: «Технологические карты уроков английского языка, конструкторы урока, компетентностно-ориентированные задания» или «Организационно-функциональная модель управления качеством образовательных результатов по итогам мониторингов», педагоги часто ограничиваются исследовательскими проектами обучающихся, например: «Мороженое – любимое лакомство», «Детская косметика: за и против», «Новый год шагает по планете», «Вкусная батарейка» и др.
Старт дан. Ситуация следующая:
Средний стаж педагогов, получивших статус, по номинациям
– «Учитель-наставник» – 28 лет,
– «Учитель- методист» – 22 года,
– «Учитель-исследователь» – 19 лет.
При анализе соотношения категорий распределение следующее:
у педагогов-наставников: с высшей категорией – 73 %, первой – 27 %,
у педагогов-методистов: с высшей категорией – 58 %, первой – 42 %,
у педагогов-исследователей: с высшей категорией – 70 %, первой – 30 %,
также определено, что учителя начальных классов, чаще, чем учителя-предметники, обладают различными видами педагогических статусов. Такое распределение объясняется тем, что происходит реализация ФГОС НОО, которая требует соответствующих компетенций.
Для эффективной реализации модели региональным институтом развития образования осуществляется поэтапное педагогическое сопровождение и методическое обеспечение.
Список литературы
1. Ломакина, Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] / Г.Р. Ломакина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). –М. : Буки-Веди, 2012. – С. 276-279.
2. Плеханова, Л.А. Педагогическая мастерская как средство моделирования учителями собственного методического опыта / Л.А. Плеханова // Новые педагогические технологии: матер. IV Междун. науч.-практ. конф. (28.11.2011). – М.: изд-во «Спутник +», 2011. – С. 305-308.
3. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2012 г. № 509-П «Об утверждении окружной комплексной программы «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы»
4. Постановление Правительства ЯНАО от 18.09.2015 № 878-П «О педагогическом статусе "Учитель-исследователь", "Учитель-методист", "Учитель-наставник" в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».
5. Прокофьев, Д.В. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса [Текст] / Д.В. Прокофьев // Молодой учёный. – 2012. – № 9. – С. 298-301.
6. Разумовская Т.В. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одарёнными детьми // Одарённый ребёнок. – 2012. – № 2. – С.59-64.