Самусь Валентина Михайловна,
МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»,
Ямальский район
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в XXI веке она приобретает особое значение. Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, ненависть к ближнему, к людям иной национальности характерны для большинства современной молодёжи. Аморальные установки приобретают едва ли не культовое значение.
Всё чаще мы слышим о последствиях утраты обществом важнейших нравственных качеств. Понимаем, если каждый человек будет жить ради самого себя, ущемляя права других, человечество приобретет животный характер. Ни к чему хорошему потеря моральных качеств общество привести не может, оно начнёт деградировать, а мы вернёмся к тому, с чего начинали: к приматам. Во все времена эта тема была крайне актуальной. О проблеме безнравственности писали многие великие авторы.
В XXI веке люди придают очень много значения деньгам, что и толкает их на мерзкие поступки, при этом они теряют честь и совесть. Все моральные ценности связаны между собой, хотя, конечно, каждая из них имеет своё значение для человека, его развития. Но потеряв одно из них, сразу лишаешься и всех остальных, теряются все нравственные качества.
Мы можем найти оправдание нынешней молодёжи. Например, современное поколение совершенно по-другому воспринимает мир вокруг себя. Такое состояние общества связано с теми преобразованиями, которые пережила наша страна в переходный период. Одной из причин потери нравственности у современного человека, по моему мнению, стал спад религиозного чувства. Многие сейчас больше верят учёным, чем Священной книге. Всё это еще раз подтверждает правильность высказываний Лихачёва [10]. Его мысли созвучны времени и волнуют думающих людей, которые хотят изменить мир к лучшему.
Нельзя сегодня не вспомнить миф Древней Греции «Пять грехов». Бессмертные боги создали людской род счастливым. Это был золотой век. Все жили долго и счастливо, а смерть была похожа на тихий сон. Второй серебряный век уже был не таким счастливым, потому что люди стали непокорными. Они не повиновались бессмертным богам. Третий род – это медный век. Возлюбили люди этого века гордость и войну, не занимались земледелием, а уничтожали друг друга своими собственными руками. Великим Зевсом был создан четвёртый век и новый род людской – род полубогов-героев, но одни погибли, сражаясь за наследие Эдипа, другие погибли под Троей. Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается на земле и сейчас. Задумывался ли кто-нибудь, что представляет собой этот век? Ночью и днём, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Покинули людей доброта и справедливость. Ходят среди людей раздор, зависть, равнодушие и ненависть. Беды рассеялись по всему миру. Не ценят люди правды и добра, разрушают города, всюду властвует насилие. В железный век ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей [13].
Я не знаю, насколько правдив этот миф, но, наблюдая за жизнью людей XXI века, вынуждена признать, что пророчества греков относительно пятого века оказались правдивыми. Где же наши человеческие достоинства? Почему растеряны нравственные качества нынешней молодёжи? Есть ли спасение? Каков же будет шестой век? А будет ли он?
Изменения, происходящие в XXI веке, в данный момент волнуют всех. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, телепередач, личных примеров взрослых у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с первых дней жизни необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Постараемся и мы, учителя, изменить наших учеников, объяснить понятия нравственности, привести аргументы из литературы и жизни посредством подготовки обучающихся к экзаменам.
В качестве примера приведу урок русского языка «Всё возвращается на круги своя» (Готовимся к ОГЭ вместе с Д. С. Лихачёвым).
Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и взглядах академика Д. С. Лихачёва; акцентировать внимание на общечеловеческих ценностях; воспитывать стремление к активной жизненной позиции; совершенствовать коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности; подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
В самом начале урока уделяю внимание теме «Всё возвращается на круги своя» [14]. Первоисточник – Библия. В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл.1, ст.6) говорится о ветре, для которого это круговое, спиралевидное движение и характерно: «Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои» (рус.пер.). Смысл выражения: нет ничего нового на земле, все повторяется. Иногда используется в ироническом смысле применительно ко всевозможной бюрократической волоките, к незавершённому делу, предприятию.
А повторяется то, что мы не так давно утратили. Это духовно-нравственные качества человека. Своим ученикам говорю о том, что поможет нам разобраться в этом Дмитрий Сергеевич Лихачёв – «совесть нации». Он был человеком удивительной судьбы. Начав своё образование ещё в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, а пережил Лихачёв все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д. С. Лихачёв оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность – этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времён» [12].
Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. Нельзя сегодня не вспомнить те далёкие времена, когда страной правил Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Во многом благодаря Владимиру Мономаху была достигнута победа над половцами и заключён выгодный для Руси мирный договор. Прожив славную жизнь, он написал поучение [9] для своих сыновей, в котором перечислил примеры из собственной жизни, которые считал достойным подражанием. Духовное завещание стало наставлением не только его сыновьям, но и всем потомкам.
На рубеже XX-XXI веков появился ещё один пророк, Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу, как наши предки старались и умели жить по совести.
Учёный сформулировал вечные принципы жизни применительно к новым условиям. По мысли Дмитрия Сергеевича, эти заповеди «представляют собой новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворённое ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным» [11].
Работая с контрольно-измерительным материалом, предлагаю ребятам работу с толковыми словарями и книгой Лихачёва. Они находят письма, которые подбирают к определениям доброта, счастье, драгоценные книги, настоящее искусство и др. Находят для тезисов аргументы с опорой на знания, жизненный или читательский опыт. Затем пишут сочинение-рассуждение с использованием аргументов из книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (по выбору учащегося).
Таким образом, замечательная книга «Письма о добром и прекрасном» уникального человека Дмитрия Сергеевича Лихачёва учит многому. Она помогает не только качественно подготовить учащихся к государственному итоговому экзамену, но и возродить нравственные качества молодых людей XXI века. «Письма…» заставляют задуматься над проблемами, которые существуют в наше время, поразмышлять, сравнить с другими произведениями замечательных авторов. Отрадно, что ребят заинтересовали труды Д. С. Лихачёва, а при работе с дополнительной литературой они нашли также стихотворения Галины Вертиевой, которая к каждой заповеди академика Лихачёва написала стихотворение. Одно из них хотелось бы процитировать:
«Твори добро, не видя в том заслуги»
Твори добро, не видя в том заслуги,
Не выставляя славу напоказ,
Господь пожмёт дарующую руку
И стОрицей за всё тебе воздаст!
Огромен вклад Дмитрия Сергеевича в различные области научного знания – литературоведение, историю искусства, историю культуры, методологию науки… Борьба за сохранение культуры было главным содержанием жизни академика Лихачева.
Каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к истинным духовным ценностям…
Протоиерей Борис Пивоваров сказал: «Нам Дмитрий Сергеевич оставил свои книги, статьи, письма и воспоминания. И его литературное наследие останется лучшим свидетельством о его вере, надежде и любви. Как и отошёл он к Господу именно в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. «Начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7). Он всю жизнь хранил это благоговейное чувство, и Господь одарил его великой мудростью» [12].
Подводя итог своей жизни, Д. С. Лихачёв написал: «…человек должен благодарить Жизнь. У меня, во всяком случае, есть за что ее благодарить. И за счастливое детство, и за мою родительскую семью, заботливость о нас – детях. И за то, что казалось мне несчастьем, но принесло много житейского опыта…
Что-то я мог сделать хорошее другим, что-то и для древней Руси. В чём-то осуществились мои мечты. Многое осуществится в будущем.
Благодарю тебя, Жизнь!»
Считаю, что нынешняя молодёжь, перечитывая строки, написанные академиком Лихачёвым, не раз задумается о сохранении духовно-нравственных ценностей. Ведь нашим ученикам ещё предстоит долгая жизненная дорога, по которой они будут идти вместе со своими детьми, внуками, правнуками. А эту дорогу необходимо очистить от зла, алчности, жадности, озлобленности, агрессии, грубости, равнодушия, безучастности, ненависти…
Мне кажется, что общими усилиями мы сможем возродить людской род золотого века. Ведь всё возвращается на круги своя…
Список литературы
Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999). Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР, Сталинской прем второй степени, Государственных премий РФ (1993;1999 – посмертно), Член Союза писателей СССР с 1956. категории [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
Вертиева Г. Нравственные заповеди Д. С. Лихачёва» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.stihi.ru/2017/02//20/10440.
Пивоваров Борис. Протоиерей, магистр богословия, преподаватель Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.epwr.ru/quotauthor/445/www.epwr.ru/quotauthor/445/
allskazki.ru/mify_qrecii/pyat-vekov.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/506/%D0%92%D1%81%D1%91