Ахмадеева Елена Раисовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»
Надымский район, пос. Заполярный
iakhmadieieva@mail.ru, 8 (3499) 51-37-76
Подготовка к итоговому сочинению как актуальная проблема современного филологического образования
Аннотация: в данной статье автор представляет этапы подготовки выпускников к успешному и осознанному написанию итогового сочинения. Учитель-филолог обращает наше внимание на то, что весьма важно обучать старшеклассников писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных ими в среднем звене обучения. Автор утверждает, что в старших классах необходимо работать в основном над освоением содержания произведения, теоретико-литературных понятий, формировать умения ориентироваться в тексте, отбирать и систематизировать материал, развивать навыки устной речи.
Сегодня термин итоговое сочинение соответствует значению слов сочинение, сочинять. При этом учитывается, что сочинения в школе носят учебный характер, с их помощью старшеклассники не только постигают литературу, но и учатся думать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли и чувства.
Как же организовать подготовку к итоговому сочинению? Одни считают, что достаточно хорошо организованного чтения и толкования художественного произведения, другие ориентируют учащихся на усвоение различных типов сочинений, третьи проводят письменные работы, обучая создавать различные тексты. Видимо, всё это нужно привести в систему и активно использовать.
Весьма важно обучать старшеклассников писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных ими в среднем звене обучения. В старших классах мы, учителя литературы, работаем в основном над освоением содержания произведения, теоретико-литературных понятий, формируем умения ориентироваться в тексте, отбирать и систематизировать материал, развиваем навыки устной речи. Отработке навыков письменной речи не все словесники старших классов уделяют необходимое внимание, хотя все знают, чтобы приобрести навыки письменного изложения мыслей, нужно тренироваться в этом, как можно больше писать. Чтобы преодолеть косноязычие школьных сочинений, надо начинать с того, что ученику близко, что его волнует. Именно сочинения о жизни, если так можно выразиться, «ставят голос» пишущему ученику. Так, например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы давали в конце «большие» темы, но до этого писали несколько «маленьких». Эти сочинения-миниатюры были направлены на исследование или внутреннего мира героя, или какого-либо поступка, давая ему оценку, объяснение. К примеру, сцена возвращения Пьера в Можайск после Бородинского сражения. Помните, как он заблудился, и как его спасли трое безымянных солдат? Побыв с ними несколько часов, Пьер понял, что такое простые солдаты. Уже засыпая, он снова вспоминает их и произносит глубокую философскую фразу: «Солдатом быть, просто солдатом!» Солдаты, а не Наполеон, заставляют о многом задуматься нашего героя. «Каким содержанием для себя наполнил Пьер слово «солдат»? – такое задание получают ребята после урока.
Сочинение подобного типа учит школьников не только размышлять, но и аналитическому подходу к тексту. Ведь задача сочинения-миниатюры не только в том, чтобы определённым образом отписаться или испытать память. Задача здесь намного шире: ученик ставится в необходимость говорить о таких вещах, которые пустили глубокие корни в его «я». Реальный материал романа как раз даёт предпосылки для самостоятельного осмысления поворотов жизни героев и раскрытия содержания собственной души через оценки, отрицания или симпатии. Из романа взято незначительное событие. И это так. Но для этой цели можно пользоваться именно «незначительным» эпизодом, пожалуй, незначительное подходит больше всего потому, что школьники учатся делать из этого незначительного нечто заслуживающее внимания, ставят его в такие связи, благодаря которым оно вдруг приобретает значение.
Очень важно, чтобы ученики попробовали в процессе работы описать внутренние переживания героев, рассказать о том, чтобы они думали и чувствовали сами и как отнеслись к данному эпизоду. В таком случае у учителя оказывается настоящий материал, из которого может вырасти и оригинальный стиль, и оригинальный человек.
Подобные работы хороши ещё и тем, что настраивают ребят на хорошую волну: ответственно относиться к тому, о чём пишут и как пишут. Если они знают, что их будут читать и слушать товарищи, и что работа каждого будет нужна им, то каждый постарается не ударить в грязь лицом. Ведь как замечательно, когда ученик не просто учится для себя, но и когда он интересен для своих товарищей. А этого не учитывать просто нельзя, когда мы стремимся его литературно развивать.
Другое дело, что вся эта работа должна вестись с истоков, с самого начала, с первого класса на протяжении всех лет школьной жизни.
Важную роль, как известно, в обучении сочинению играет анализ работ учащихся, чтение лучших, индивидуальная работа с каждым учеником, обсуждение недостатков без называния имён. Всё это позволит выпускникам успешно написать итоговое сочинение.
При подготовке к сочинению важно внушить им уверенность в себе, не запугивать экзаменом в стремлении поднять активность в учёбе, напротив - опираться на успехи и достижения каждого.
Использованная литература: В.В.Иванихин «Искусство урока». Шадринск -Оса Росстани-на-Каме 1995 г.