Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Подвиг во имя народа

Подвиг во имя народа


Миляхова Юлия Герасимовна
МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»
г. с. Мужи

 

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В настоящее время, перед современной школой, особенно актуальной становится проблема изучения биографии писателя. Пример жизни и деятельности писателя открывает перед учащимися богатый мир высоких моральных качеств: самоотверженного служения Родине и народу, высокого сознания своего долга, нравственной глубины чувств и переживаний.

Богато литературное наследие Ямальского края. Это родина многих северных поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб – это  интересно и познавательно.

Тема исследовательской работы «Подвиг во имя народа» выбрана  потому, что 2016 год  является юбилейным, ведь великой писательнице ненецкого народа Анне Павловне Неркаги исполнилось 65 лет. Мы решили как можно больше узнать о  жизни и творчестве уникальной кочевой писательницы.

Анна Павловна Неркаги  является известной писательницей, которая родилась и выросла в арктическом регионе, в горах Полярного Урала, у подножия хребта Сайрей [1, 7]. В 1970 году Неркаги в посёлке Аксарка с отличием окончила среднюю школу [1]. В дальнейшем поступила на геологоразведочный факультет Тюменского индустриального института. Там девушка быстро понимает, что городская жизнь не для нее. Не выдержав суеты и шума, она возвращается в родные края. Судьба своего народа, вот что по настоящему волнует писательницу, это и было основной причиной кардинальных изменений в ее судьбе. 

     «Тундра – мой единственный дом»,– утверждает писательница [1]. Первое время адаптации Анны к суровой жизни в условиях Арктики были непростыми. После долгих лет, проведенных в интернате и в городе, ей заново приходилось учиться топить печку, шить одежду, ставить чум, ухаживать за оленями. Все испытания Неркаги преодолевала стойко, чтобы доказать  – она не хуже других жителей этого холодного края. Не даром  «Неркаги» в переводе с ненецкого языка переводится как не гнущийся. Тяжелые природные условия  закаляют характер писательницы, определяют ее судьбу и образ жизни. Отражение тягот мы видим в ее произведениях. В последующие годы жизни она никогда надолго не покидала родные места.

     В душе Анны все больше и больше поднималась волна негодования. Ей было обидно за свой маленький, но очень гордый народ. Она видела, что многовековые традиции, культура ее края постепенно уходят в небытие. Отток молодежи, духовное обнищание ее народа и, наконец, страх гибели тундры разжигали в ее сердце огонь. И писательница решила бороться, она, истинная дочь своего народа, будет служить ему до конца своей жизни. Все эти чувства и переживания отображены в ее творчестве.

     Перу Анны Павловны принадлежит множество статей и очерков. Но наибольшую славу ей принесли четыре выдающиеся книги, которые были переведены на иностранные языки и экранизированы [6]. А.П. Неркаги так же является одним из авторов кочевого образования в округе, инициатором создания лагеря «Земля надежды» [2].

Слава к писательнице пришла в конце семидесятых годов, после выхода в свет повестей «Анико из рода Ного» и «Илир». Первое произведение  является автобиографическим. В нем рассказывает о том, как молодые люди из родного чума уезжают учиться и больше не возвращаются  на Родину.

     А.П. Неркаги являлась членом Союза писателей СССР [1], она удостоена премии имени Н.М. Чукмалдина. В 2015 году писательница стала лауреатом Литературной премии Уральского федерального округа [5]. Кандидатура Анны Неркаги выдвигалась  на Нобелевскую премию [15, 16]. Этот выбор был сделан коллективом кафедры русской литературы ХХ и ХХI веков Уральского федерального университета, который каждый год получает письмо из Шведской Академии. Любовь писательницы к самобытности малых народов Крайнего Севера была высоко оценена филологами [13].

     В 1978 году, уже живя в тундре, Неркаги пишет свою вторую повесть  «Илир»[7].  Главным героем повести является мальчик, который растет в непростое смутное послереволюционное время. Подробно описаны сложные взаимоотношения между жителями края, их нравы, уходящие корнями в глубь веков.  Ярко раскрыт характер ненецкой женщины.

     Затем последовал долгий перерыв. Почти двадцать лет Анна Неркаги ничего не писала. Она отказалась от своего таланта, мотивируя это тем, что человек не должен один лишь пользоваться теми благами, которые дают ему его  способности. Надо жить, принося радость людям, утверждает писательница. Долгий период  она отказывается от всякого общения с журналистами и совершенно ничего не пишет [2]. Но, по словам самой Анны, если в Тундре тишина, то не надо думать, что человек молчит. В результате мир увидел еще две увлекательные повести этой поистине верной своему народу женщины.

     «Белый ягель» – это история одного молодого человека, который просто любит и хочет быть рядом с любимым человеком, вопреки законам и уставам, навязанным сверху [3]. Но он должен подчиняться, должен выполнять свой долг. Извечная проблема «отцов и детей» пронизывает эту повесть на фоне суровых пейзажей арктического края. Имя главного героя – Алешка,  не случайно, эта история как бы продолжение уже известного ранее произведения – «Анико из рода Ного». Объединяющей ниткой являются и имена некоторых других персонажей, например, собачья кличка Буро. Так автор показывает некую преемственность, что дети закончившие интернат все же возвращаются в родные места.

     Вслед за повестью «Белый ягель» в свет выходит одно из самых ярких творений писательницы – «Молчащий» [13]. Здесь мы видим описание жизни народа, который потерял веру, утратил свои корни – это модель мира бездуховных людей. Автор наталкивает на мысль о том, что такое существование, без истинных ценностей, хуже самой смерти. Новое поколение таких людей Неркаги называет скопийцами, они продолжатели рода ненцев, утративших всякие зачатки своей этнокультуры и морали в целом.  Скопийцы встречают Молчащего, который является неким гибридом зверя и человека. Так автор тонко наводит на мысль о сходстве главного персонажа с сыном божьим. Печальным в произведении является убийство Молчащего, в результате чего наступает конец света. Но вместе с тем, это начало новой жизни, поскольку дальнейшее существование в обществе с нечеловеческой моралью, невозможно. Есть данные, что именно это произведение Анна написала в очень тяжелый период своей жизни. Родных детей у писательницы не было, но она очень привязалась к своей приемной дочери и именно при написании этой повести девочка погибает. Неркаги еще с большей силой бросается в христианство, переплетенное с язычеством.

     В 2014 году на экраны выходит художественный фильм «Белый ягель» [11], сюжет которого основан на событиях изложенных в произведениях Неркаги «Анико из рода Ного» и «Белый ягель» [3]. В фильме хорошо представлены  элементы жизни коренных народов Севера, их  традиции, обряды и тяжести. На XXXVI Московском международном кинофестивале фильм получил приз зрительских симпатий [14].  Лента была награждена специальной наградой за великолепную интерпретацию ненецкой культуры на II Международном фестивале кино и телевизионных программ «Славянская сказка» (София, Болгария) [2] и дипломом победителя V Международного фестиваля туристического кино «Свидание с Россией» (Назрань, Республика Ингушетия) [12].

     Кроме писательской деятельности, огромную часть своей жизни Анна Павловна Неркаги посвятила детям своего края [10]. Она озабочена проблемами сирот и детей, которым приходится подолгу находиться вдали от своих родных и близких. Дети северных народов в силу обстоятельств часто бывают оторваны от своих корней и проходят обучение в специальных школах интернатах, что, конечно же, не способствует их развитию в этнокультурном плане. Результатом деятельности Неркаги в этом русле стало создание большой общины, где воспитываются больше 40 детей [13]. Анна Павловна для всех этих детей стала мамой. Она старается согреть их души и вселить в сердца  любовь к простому: к красоте в простоте и к Богу. Без веры, по словам писательницы, вообще невозможно научить детей чему-либо хорошему.

     Анна Павловна активно разрабатывает модель кочевого образования для детей Тундры [8]. На Ямале уже сделаны первые шаги по внедрению этой модели в жизнь края. В  родном селении писательницы – Лаборовая – уже создана пока еще единственная в России  национальная кочевая школа. Кроме общеобразовательных предметов ученики этой школы изучают традиции уклада жизни коренных народов. Учащиеся знают, как поставить чум, капкан или же сшить одежду. В расписание также включены такие экзотические дисциплины как северная охота и рыбалка. Писательница уверена, что жизни в тундре детей надо обучать.  

     Анна Неркаги  пытается привлечь как можно больше внимания к своей идеи учебы детей без отрыва от дома, поскольку долгое пребывания вдали от родных очень плохо влияет на развитие и психологическое состояние детей. Об этом писательница знает не понаслышке, поскольку она и сама все свое детство провела  в школе-интернате.  

     В летний период дети перемещаются на «Землю надежды» [2]. Это православный палаточный лагерь, расположенный в глубинке тундры. Название придумала сама писательница, в  лагере она продолжает возрождать ненецкую культуру. Ежегодно «Землю надежды» посещают дети тундровиков,  дети сироты  и дети, оставшиеся без родительского попечения [13]. Дорога в лагерь очень трудная, добраться сюда можно на вертолете или на вездеходах, но коренные жители Севера преодолевают путь  самостоятельно на нартах, прихватив с собой походные чумы. На территории лагеря возведен православный храм, он является центром всего движения [8].

     Очень важным, считает Анна Павловна, научить детей делать все своими руками, поэтому  всю работу выполняют сами дети [13]. Одни ребята ставят чумы, готовят еду, другие ловят рыбу, разжигают костры и ухаживают за животными. Живя в таких трудных условиях, писательница старается передать детям всю красоту их родины как внешнюю, так и внутреннюю, часто на помощь приходят православные учения, для укрепления духовно-нравственного духа. Анна Павловна учит детей добру и пониманию, на территории лагеря никто  никого не обижает ни словом, ни злым действием. Все просто, есть только природа и Бог,  и никаких излишеств. Дети учатся любить друг друга и прощать.

          Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.

На основании данного исследования мы можем сделать вывод, что литературная жизнь писательницы  - землячки  А.П. Неркаги, действительно очень интересна и познавательна.

Писательница уверенна, что сегодня, в век глобализации просто необходимо сохранить свою культуру, национальную самобытность и человечность. Именно такой посыл она несет нам, и этим же пронизаны насквозь все ее произведения. За каждым словом писательницы стоит целый мир  чувств, которые пронзительно устремляются прямо в сердце читателя. Ее произведения  написаны очень своеобразно, необычно.

     Творчество Анны Павловны является одновременно  очень современным  и новаторским,  и в тоже время ей удается показывать всю прелесть вековых  традиций и устоев ее величественного народа. В своих произведениях она отображает различные предания северных жителей и их смысл.  Благодаря творчеству этой «негнущейся» женщины весь мир узнал и познакомился с этнокультурой народов Ямальского севера.  Анна Неркаги является единственной в мире кочующей писательницей на Крайнем Севере [1]. Для многих людей ее творчество стало проводником в мире культуры ненцев и вообще в мире Полярного Урала.  Личный вклад писательницы в сохранение самобытности и культуры ненцев бесценен [13]. Она находится в постоянном поиске путей спасения своего северного народа от этнической и этической катастрофы. Можно сказать, что вся жизнь Анны Неркаги – это подвиг, совершенный во имя спасения народа, смысл ее существования заключается в апостольском служении своей родине.

Список литературы

1.            Анна Неркаги: кочующий писатель и кандидат на нобелевскую премию в одном лице // Официальный сайт Вести Ямал - vesti-yamal.ru/ru/sobytija_njedjeli/anna_nerkagi_k..._v_odnom_litse145648

2.            Анны Неркаги отмечает свой юбилей // Официальный сайт общественно –политической газеты Янао Север Красный - ks-yanao.ru/kultura/anna-nerkagi-otmechaet-svoy-yubiley-.html

3.            Белый ягель. // Сайт продюсерского центра DCfilm - dcfilm.ru/site/kino/detail.php?IDB=12&ID_KINO=439

4.            Горбачёва Н. Н. Неркаги Анна Павловна  // Ямал : энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа : [в 3-х т.] / ред. Г. Литвиненко. – Салехард ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – Т. 2 : К-П. – 201 с.

5.            «Из рода негнущихся» // Официальный сайт города Муравленко -www.muravlenko.com/novosti/novosti_yanao/36740-iz-...a-negnuschihsya.html

6.            «Истинная дочь ямальской тундры из рода негнущихся». Известная ненецкая писательница Анна Павловна Неркаги сегодня отмечает свой юбилей // Официальный сайт Ямальского района -mo- yamal.ru/novosti/rn/4275.php

7.            Неркаги Анна Павловна Краткая биографическая справка // Страна без границ : литературная хрестоматия / сост. Н. Н. Горбачева, Н.А.Рогачева. – Тюмень : СофтДизайн, 1998. – Кн. II. – 475 с.

8.            Неркаги Анна Павловна, ненецкая писательница и подвижница, «апостол тундры» // Сайт Актиноя -museumsrussian.blogspot.ru/2015/12/blog-post.html

9.            Неркаги Анна Павловна // Энциклопедия выдающихся деятелей науки и культуры. Представители коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России -etnosib.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=68&Itemid=2

10.         Неркаги А. П. Произведения А. П. Неркаги // Литература о Ямало-Ненецком автономном округе : аннотированный библиографический указатель  / ГУ «Национальная библиотека ЯНАО». – Салехард : Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа, 2010. – Вып. 4. – С. 37–39.

11.         Родной дом или... Первый художественный фильм о мире тундры снят на Ямале // Интернет-версия газеты «Полярный круг», г. Салехард -polkrug.ru/news/kultura/etnomir/2137-rodnoy-dom-il...ndry-snyat-na-yamale

12.         Сегодня известная ненецкая писательница Анна Неркаги отмечает юбилей // Информационное аганство Север пресс - www.yamal.org/obshchestvo/kultura/item/17107-segod...gi-otmechaet-yubilej

13.         У ямальской писательницы Анны Неркаги вышла новая книга // Сайт Финно-угорскго культурного центра Российской федерации - www.finnougoria.ru/news/44819/

14.         Ямальская писательница выдвинута на Нобелевскую премию // Сайт издательского дома Бурятии - burunen.ru/site/news?id=6163

15.         Ямальская писательница выдвинута на Нобелевскую премию.// Сайт информационного центра финно-угорских народов - finugor.ru/yamalskaya-pisatelnitsa-vydvinuta-na-nobelevskuyu-premiyu

16.         Ямальская писательница выдвинута на Нобелевскую премию. Филологи оценили ее любовь к самобытности малых народов Крайнего Севера // Официальный сайт этнологии и антропологии РАН - iea-ras.ru/index.php?go=News&file=print&id=554

17.         Ямальская love story от оскароносного режиссера, наконец, будет показана в Салехарде //Интернет газета Znak - www.znak.com/2014-11-27/yamalskaya_love_story_ot_o...saleharde_foto_video

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт