Фамилия, имя, отчество: Глухова Марина Николаевна, Черненко Наталья Михайловна
Название места работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»
Наименование муниципального образования: город Ноябрьск, ЯНАО
Наивное доверие нынешнего человека к информации,
выложенной в социальных сетях,
вкупе с нравственной дезориентированностью и
утратой базисных ценностей делают наших современников
особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.
Патриарх Кирилл
Хотим мы того или нет, но средства общения наших детей значительно изменились за последнее десятилетие. Они реже встречаются и созваниваются, зато постоянно на связи в социальных сетях. В век новых технологий и разнообразия онлайн развлечений социальные сети стали неотъемлемой составляющей нашей жизни. Родители, учителя и психологи постоянно пытаются узнать, чем занимаются дети и подростки в интернете. Ведь они проводят там почти все свободное время. Но, вместо того, чтобы строить догадки, мы поинтересовались этим у самих подростков.
Был ㅤ проведен ㅤ опрос ㅤ среди ㅤ 180 ㅤ учащихся ㅤ МБОУ ㅤ «СОШ ㅤ №12» ㅤ разного ㅤ возраста, ㅤ статуса ㅤ и ㅤ успеваемости. ㅤ У ㅤ каждого ㅤ из ㅤ них ㅤ есть ㅤ смартфон с ㅤ выходом ㅤ в ㅤ интернет, ㅤ который ㅤ они ㅤ получили ㅤ в ㅤ подарок ㅤ от ㅤ родителей. Самым ㅤ младшим ㅤ обладателем ㅤ смартфона ㅤ был ㅤ семилетний ㅤ ребенок. ㅤ Многие ㅤ подростки ㅤ владеют ㅤ и ㅤ остальными ㅤ новинками ㅤ современного ㅤ прогресса: ㅤ планшетами, ㅤ ноутбуками, ㅤ игровыми ㅤ консолями. ㅤ Судя ㅤ по ㅤ ответам ㅤ подростков, ㅤ с ㅤ телефоном ㅤ они ㅤ проводят ㅤ около ㅤ 6 ㅤ часов ㅤ в ㅤ день, ㅤ как ㅤ в ㅤ школьное ㅤ время, ㅤ так ㅤ и ㅤ после ㅤ школы. ㅤ В ㅤ целом, ㅤ время ㅤ перед ㅤ экраном ㅤ (включая ㅤ ноутбуки ㅤ и ㅤ компьютеры) ㅤ составляет ㅤ около ㅤ 11 ㅤ часов. ㅤ Но ㅤ были ㅤ варианты ㅤ и ㅤ до ㅤ 18 ㅤ часов ㅤ в ㅤ день. ㅤ То ㅤ есть, ㅤ буквально ㅤ каждая ㅤ минута ㅤ бодрствования ㅤ проходит ㅤ в ㅤ компании ㅤ какого-либо ㅤ девайса. Согласно ㅤ данным ㅤ опроса ㅤ наибольшей ㅤ популярностью ㅤ среди ㅤ детей ㅤ и ㅤ подростков ㅤ пользуются ㅤ социальные ㅤ сети ㅤ ВКонтакте, Instagram.
Общение ㅤ подростков ㅤ в ㅤ социальных ㅤ сетях ㅤ - это ㅤ не ㅤ столько ㅤ текстовая ㅤ переписка, ㅤ сколько ㅤ обмен ㅤ эмоциями, ㅤ изображениями ㅤ и ㅤ фото, ㅤ которые ㅤ запечатлевают ㅤ моменты ㅤ их ㅤ жизни. ㅤ Причем, ㅤ не ㅤ с ㅤ одним ㅤ конкретным ㅤ собеседником, ㅤ а ㅤ с ㅤ как ㅤ можно ㅤ более ㅤ широким ㅤ кругом ㅤ друзей ㅤ и ㅤ знакомых. ㅤ
Согласно ㅤ материалам ㅤ Википедии, Instagram ㅤ - ㅤ это бесплатное ㅤ приложение, ㅤ позволяющее ㅤ снимать ㅤ фотографии ㅤ и ㅤ видео, ㅤ применять ㅤ к ㅤ ним ㅤ фильтры, ㅤ а ㅤ также ㅤ распространять ㅤ их ㅤ через ㅤ свой ㅤ сервис ㅤ и ㅤ ряд ㅤ других ㅤ социальных ㅤ сетей. ㅤ История Instagram ㅤ началась ㅤ в ㅤ Сан ㅤ - ㅤ Франциско ㅤ в ㅤ октябре ㅤ 2010 ㅤ года, ㅤ к концу ㅤ февраля ㅤ 2013 ㅤ года ㅤ Instagram ㅤ объявил ㅤ о ㅤ 100 ㅤ миллионах ㅤ активных ㅤ пользователей. ㅤ В ㅤ настоящее ㅤ время ㅤ в ㅤ сети ㅤ Instagram ㅤ зарегистрировано ㅤ более ㅤ 700 ㅤ миллионов ㅤ пользователей. ㅤ Сайт ㅤ представляет ㅤ собой ㅤ автоматизированную ㅤ социальную ㅤ среду, ㅤ позволяющую ㅤ общаться ㅤ группе ㅤ пользователей, ㅤ объединенных ㅤ общим ㅤ интересом.
Согласно ㅤ данным ㅤ компании ㅤ Insense о ㅤ пользователях ㅤ Instagram ㅤ в ㅤ России, ㅤ сервисом ㅤ для ㅤ обмена ㅤ фотографиями ㅤ и ㅤ видеозаписями ㅤ пользуются ㅤ около ㅤ 10% ㅤ россиян. ㅤ Аудитория ㅤ в ㅤ возрасте ㅤ 12-18 ㅤ лет ㅤ составляет ㅤ почти ㅤ 67% ㅤ всех ㅤ пользователей ㅤ российского ㅤ Instagram. ㅤ Таким ㅤ образом, ㅤ основные ㅤ подписчики ㅤ Instagram ㅤ в ㅤ России ㅤ - подростки ㅤ и ㅤ молодежь. ㅤ
В ㅤ возрастной ㅤ психологии ㅤ подростковый ㅤ возраст ㅤ характеризуется ㅤ как ответственный ㅤ период ㅤ в ㅤ становлении ㅤ мировоззрения ㅤ молодого ㅤ человека, ㅤ системы ㅤ отношений, ㅤ интересов, ㅤ увлечений ㅤ и ㅤ социальной ㅤ направленности. ㅤ Согласно ㅤ классификации ㅤ таких ㅤ известных ㅤ психологов, ㅤ как ㅤ Божович ㅤ Л.И., ㅤ Выготский ㅤ Л.С., ㅤ Эльконин ㅤ Д.Б., ㅤ Личко ㅤ А.Е., ㅤ Фельдштейн ㅤ Д.И. ㅤ и ㅤ др., ㅤ этот ㅤ период ㅤ развития ㅤ охватывает ㅤ примерно ㅤ возраст ㅤ с ㅤ 10-11 ㅤ до ㅤ 14-16 ㅤ лет, ㅤ совпадая ㅤ в ㅤ целом ㅤ с ㅤ обучением ㅤ детей ㅤ в ㅤ средней ㅤ школе. ㅤ Пубертатный ㅤ период ㅤ знаменуется ㅤ бурным ㅤ психофизиологическим ㅤ развитием ㅤ и ㅤ перестройкой ㅤ социальной ㅤ активности ㅤ ребенка. ㅤ
Подростковый ㅤ возраст ㅤ богат ㅤ переживаниями, ㅤ трудностями ㅤ и ㅤ кризисами. ㅤ Характеризуя ㅤ этот ㅤ возраст, ㅤ Л.С, ㅤ Выготский ㅤ писал: ㅤ «...в ㅤ структуре ㅤ личности ㅤ подростка ㅤ нет ㅤ ничего ㅤ устойчивого, ㅤ окончательного, ㅤ неподвижного...» ㅤ [1, ㅤ С.63]. ㅤ В ㅤ этот ㅤ период ㅤ складываются, ㅤ оформляются ㅤ устойчивые ㅤ формы ㅤ поведения, ㅤ черты ㅤ характера, ㅤ способы ㅤ эмоционального ㅤ реагирования; ㅤ это ㅤ пора ㅤ достижений, ㅤ стремительного ㅤ наращивания ㅤ знаний, ㅤ умений; ㅤ становление ㅤ «Я», ㅤ обретение ㅤ новой ㅤ социальной ㅤ позиции. ㅤ Вместе ㅤ с ㅤ тем, ㅤ это ㅤ период ㅤ потерь ㅤ детского ㅤ мироощущения, ㅤ появление ㅤ чувства ㅤ тревожности ㅤ и ㅤ психологического ㅤ дискомфорта. ㅤ Личная ㅤ нестабильность ㅤ порождает ㅤ противоречивые ㅤ желания ㅤ и ㅤ поступки: ㅤ подростки ㅤ во ㅤ всём ㅤ стремятся ㅤ походить ㅤ на ㅤ сверстников, ㅤ пытаясь ㅤ при ㅤ этом ㅤ выделиться ㅤ в ㅤ группе; ㅤ хотят ㅤ заслужить ㅤ уважение, ㅤ но ㅤ бравируют ㅤ недостатками; ㅤ требуют ㅤ верности, ㅤ но ㅤ часто ㅤ меняют ㅤ друзей. ㅤ
Анна ㅤ Фрейд ㅤ справедливо ㅤ замечает: ㅤ «...с ㅤ одной ㅤ стороны, ㅤ они ㅤ с ㅤ энтузиазмом ㅤ включаются ㅤ в ㅤ жизнь ㅤ сообщества, ㅤ а ㅤ с ㅤ другой ㅤ стороны ㅤ - ㅤ они ㅤ охвачены ㅤ страстью ㅤ к ㅤ одиночеству. ㅤ Они ㅤ колеблются ㅤ между ㅤ слепым ㅤ подчинением ㅤ избранному ㅤ ими ㅤ лидеру ㅤ и ㅤ вызывающим ㅤ бунтом ㅤ против ㅤ любой ㅤ и ㅤ всяческой ㅤ власти. ㅤ Они ㅤ эгоистичны ㅤ и ㅤ материалистичны, ㅤ и ㅤ в ㅤ то ㅤ же ㅤ время ㅤ преисполнены ㅤ возвышенного ㅤ идеализма. ㅤ Они ㅤ аскетичны, ㅤ но ㅤ внезапно ㅤ погружаются ㅤ в ㅤ распущенность ㅤ самого ㅤ примитивного ㅤ характера. ㅤ Иногда ㅤ их ㅤ поведение ㅤ по ㅤ отношению ㅤ к ㅤ другим ㅤ людям ㅤ грубо ㅤ и ㅤ бесцеремонно, ㅤ хотя ㅤ сами ㅤ они ㅤ неимоверно ㅤ ранимы. ㅤ Их ㅤ настроение ㅤ колеблется ㅤ между ㅤ сияющим ㅤ оптимизмом ㅤ и ㅤ самым ㅤ мрачным ㅤ пессимизмом. ㅤ Иногда ㅤ они ㅤ трудятся ㅤ с ㅤ энтузиазмом, ㅤ а ㅤ иногда ㅤ медлительны ㅤ и ㅤ апатичны...» ㅤ [2, ㅤ С.16].
Все ㅤ исследователи ㅤ психологии ㅤ отрочества, ㅤ так ㅤ или ㅤ иначе, ㅤ сходятся ㅤ в ㅤ признании ㅤ того ㅤ огромного ㅤ значения, ㅤ которое ㅤ имеет ㅤ для ㅤ подростков потребность ㅤ в ㅤ признании, ㅤ принятии ㅤ и ㅤ одобрении. ㅤ
Напрасно ㅤ считается, ㅤ что ㅤ «поколение ㅤ селфи» ㅤ – ㅤ эгоисты, ㅤ живущие ㅤ исключительно ㅤ своими ㅤ интересами, ㅤ напротив, ㅤ у ㅤ многих ㅤ современных ㅤ людей ㅤ завышенная ㅤ потребность ㅤ в ㅤ оценке ㅤ другими ㅤ людьми, ㅤ зависимость ㅤ от ㅤ мнения ㅤ окружающих. ㅤ Когда ㅤ смотришь ㅤ на ㅤ огромное ㅤ количество ㅤ селфи ㅤ в ㅤ Instagram, ㅤ понимаешь, ㅤ что ㅤ дело ㅤ тут ㅤ как ㅤ раз ㅤ не ㅤ в ㅤ самолюбовании, ㅤ а ㅤ в ㅤ потребности ㅤ «полюбите ㅤ меня ㅤ хоть ㅤ кто-то». Самым ㅤ популярным ㅤ с ㅤ 2013 ㅤ года ㅤ является ㅤ хэштег ㅤ #love.
Социальные ㅤ сети ㅤ детей ㅤ и ㅤ подростков ㅤ - ㅤ источник информации ㅤ для ㅤ социологов, ㅤ психологов, ㅤ педагогов ㅤ и ㅤ родителей. ㅤ Каждый ㅤ день ㅤ миллионы ㅤ учащихся ㅤ и ㅤ студентов ㅤ делятся ㅤ с ㅤ миром ㅤ фотографиями ㅤ и ㅤ рассказывают ㅤ буквально ㅤ о ㅤ каждом ㅤ своем ㅤ шаге. Каждую ㅤ секунду ㅤ в ㅤ Instagram ㅤ ставится ㅤ 8500 ㅤ лайков ㅤ и ㅤ публикуется ㅤ 1000 ㅤ комментариев. По ㅤ фото ㅤ в ㅤ социальных ㅤ сетях ㅤ можно ㅤ составить ㅤ психологический ㅤ портрет ㅤ человека.
Как ㅤ правило, ㅤ если ㅤ в ㅤ профиле ㅤ преобладает ㅤ еда ㅤ и ㅤ гаджеты ㅤ – ㅤ это ㅤ характерно ㅤ для ㅤ детей; ㅤ если ㅤ на ㅤ фото ㅤ сплошные ㅤ эксперименты ㅤ с ㅤ прической ㅤ и ㅤ одеждой ㅤ – ㅤ это ㅤ профиль ㅤ подростков; ㅤ если ㅤ мы ㅤ видим ㅤ семью, ㅤ друзей, ㅤ работу ㅤ и ㅤ достижения ㅤ – ㅤ это ㅤ характерно ㅤ для ㅤ взрослых ㅤ людей.
О ㅤ чем ㅤ еще ㅤ может ㅤ говорить ㅤ явное ㅤ преобладание ㅤ определенных ㅤ фото ㅤ в ㅤ профиле подростка?
Селфи. ㅤ Большое ㅤ количество ㅤ разнообразных ㅤ селфи ㅤ говорит ㅤ о попытках ㅤ доказать ㅤ всему ㅤ миру, ㅤ что ㅤ «я ㅤ не ㅤ один, ㅤ я ㅤ нужен». ㅤ Такой ㅤ подросток ㅤ на ㅤ самом ㅤ деле ㅤ одинок, ㅤ а ㅤ фотографиями ㅤ заглушает ㅤ в ㅤ себе ㅤ чувство ㅤ непризнанности. ㅤ Если ㅤ на ㅤ фото ㅤ часть ㅤ лица ㅤ перекрывает ㅤ гаджет ㅤ или ㅤ на ㅤ глаза ㅤ падают ㅤ волосы, ㅤ человек ㅤ боится ㅤ показать ㅤ себя ㅤ настоящим. ㅤ А вот ㅤ за экстремальными ㅤ селфи ㅤ (селфи ㅤ на крыше ㅤ небоскреба, ㅤ поезда, ㅤ на ㅤ мосту ㅤ и ㅤ т.п.) ㅤ стоит потребность ㅤ в признании, ㅤ потребность ㅤ быть ㅤ замеченным, ㅤ почувствовать ㅤ себя ㅤ живым. ㅤ Близким ㅤ людям ㅤ стоит ㅤ обратить ㅤ внимание ㅤ на такое ㅤ увлечение и, ㅤ возможно, ㅤ проконсультироваться ㅤ с психологом.
Животные. Если человек размещает только фото своего кота или собаки, не являясь профессиональным заводчиком, можно предположить, что в этом животном сосредоточена вся его жизнь. Такие любители котиков-собачек часто предпочитают животное близким и друзьям, видят в них то идеального партнера, то объект для защиты. Часто эти люди хотят, чтобы в их жизни кто-то относился к ним так, как они сами относятся к котам: с любовью, заботой и принятием.
Еда. Это демонстрация благополучия: смотрите, я ем досыта. «Фуд-портретинг» является попыткой социального продвижения и самоутверждения.
Грустные статусы. Никто не остается равнодушным к таким статусам, как «Мое одиночество бесконечно», «Я играю, а вы думаете - живу», «От счастья до депрессии - одна мысль». Иногда это – реальный крик о помощи, но чаще - позерство, борьба с авторитетом, подростковый нигилизм. Если профиль принадлежит подростку, родителям стоит мягко поговорить с ним: не о профиле, а о делах и настроении.
Гламурные образы. За обилием таких фото в профиле стоит потребность в поддержке, в эмоциональной оценке в виде лайков и лестных комментариев. А это повод задуматься об альтернативных способах укрепления и самооценки подростка, не приводящих к зависимости от лайков и виртуального мира.
Снимок для размещения в социальных сетях человек выбирает на подсознательном уровне: нравится - не нравится. На самом деле фото соответствует основным чертам его характера и душевному состоянию в определенный момент. Анализ размещенных фото в социальной сети может пригодиться для лучшего понимания тех людей, которые находятся вокруг.
Социальные сети возможно рассматривать как инструмент, который можно активно применять в работе классного руководителя, специалистов службы сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог, тьютор и т.д.). Обозначим некоторые варианты использования аккаунта подростка в работе специалистов:
-идентификация учащегося или возможность узнать о его интересах, любимых занятиях, предпочтениях, круге его общения;
- определить присутствие подростка на сайте, возможность вступить с ним в диалог;
- возможность наблюдения за поведением учащегося внутри социальной сети;
- возможность сформировать внутри социальной сети сообщество класса по интересам;
- возможность поделиться значимой для них информацией, фотографиями, ссылками, презентациями и др.
Для обучения, воспитания и развития подрастающего поколения социальные сети используются еще недостаточно. Многие педагоги скептически относятся к возможности применения данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения. Традиционно социальные сети рассматриваются как средства проведения свободного времени, развлечения.
Выделим следующие преимущества использования социальных сетей в качестве учебной площадки:
- привычная среда для учащихся;
- в социальной сети человек выступает под своим именем и фамилией;
- технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;
- возможность совместной работы;
- наличие форума, стены, чата для обмена мнениями;
- каждый ученик может создать свой блог, как электронную тетрадь;
- активность участников прослеживается через ленту друзей.
- возможность использования в качестве «портфолио» как для ученика, так и для педагога.
Среди основных недостатков использования социальных сетей в образовательном процессе можно выделить неготовность некоторых учителей к общению с учащимися в социальной сети, временные затраты, недостаточная ИКТ- компетенция педагогов и др. Согласно данным экспресс-опроса педагогов школы более четверти опрошенных скептически отнеслись к использованию социальной сети как педагогического средства обучения. Однако, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит педагогическое сообщество к необходимости поиска новых способов и средств учебного взаимодействия, воспитания и развития подрастающего поколения.
Цитируя слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием» необходимо обратить внимание на внутренний мир ребенка, заглянув в его Instagram.
За все, что происходит с нашими детьми, несем ответственность мы- взрослые. И никто больше. «Полюбите меня, хоть кто-то…» безмолвно взывает к миру неокрепшая душа подростка, выкладывая в сеть бесчисленное количество фотографий.
Литература:
1. Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. - М., 1984.
2. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М., 1993.