Соловьева О.Ю., к.п.н., профессор кафедры управления
развитием общего образования ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»
Образование – лицо разума
Кей Ковус
Каждый этап общественно-экономического развития оставляет свой отпечаток в истории современного общества. Размышляя над вопросом о значимости и необходимости современного образования в истории общества, ещё раз убеждаемся в истине: образование во все времена давало жизненные ориентиры личности, влияло на формирование мировоззрения, обеспечивало преемственность языка, традиций и тем самым всегда способствовало консолидации общества. Кроме этого, по мнению большинства учёных, именно образование всегда становилось (не исключение и сегодня) важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. Очевидно, что преодоление очередного кризиса цивилизации в настоящее время напрямую связано с развитием образования, которое может обеспечить диалог посредством определения образовательных приоритетов, в том числе в определении эффективных образовательных форматов, организационных форм (А. М. Новиков, В. А. Сластёнин, Г. К. Селевко, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, и др.).
Вопрос об образовательных форматах, как выяснилось вопрос не новый, он сложный и очень объемный. Так поисковая система Яндекс на запрос образовательный формат даёт 51 млн. результатов, рамками которых мы ограничились.
Слово "формат" имеет несколько значений и широко употребляется в различных контекстах, но чаще всего под форматом понимают вариант построения и проведения какого-либо мероприятия (например: формат праздника).
В новом словаре иностранных слов лат. «formatio» дословно переводится как «образование и вид», а также уточняется, что в широком смысле это тип или исторически определённая ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами идеологией. Среди перечисленных основных общественно-экономических формаций в т.ч. капиталистический.
В итоге можно сделать логическое заключение о том, что каждой общественно-экономической формации характерны свои адекватные образовательные форматы. Развитие и вымирание отдельных форматов связано с развитием научно-технического прогресса и новыми вызовами, возникающими в современном обществе.
Контент-анализ материалов сети интернет по данной проблеме позволил установить спектр направлений в границах, которых ведётся работа:
• исторический аспект развития образовательных форматов в системе образования;
• поиск новых образовательных форматов в контексте достижения качества образования на современном этапе;
• описание и применение образовательных форматов в современной системе образования РФ.
Удалось выяснить, что Россия в различные эпохи прожила четыре различных формата образования: ведический, религиозный, государственный, государственно-общественный. Следует отметить, что сменялись они достаточно революционно: иногда друг друга дополняли, а иногда усиливали. По мнению учёных, каждый из периодов имел свои особенности и форматы массового образования. В настоящее время, возможно, мы переживаем пятый образовательный формат.
Воздействие информатизации на систему образования можно сравнить с тем, что произошло пять веков назад, когда появился печатный станок Гуттенберга, светская массовая книга, учебник, классно-урочная система
Яна Амоса Коменского и многое другое. Сегодня мы являемся свидетелями революции в образовании, сравнимой с той, что произошла с появлением печатной книги. Кардинально меняется парадигма образования. От «запаса знаний» мы продвигаемся к реализации идеи формирования универсальных учебных действий, которые позволят реализовать модель непрерывного обновления знаний, что необходимо для успешной реализации профессиональной и личностной траектории развития. Поэтому новому поколению (поколению Z), пишет Федотов В. П., нужны новые, адекватные научно-техническому прогрессу образовательные форматы.
Контент-анализ исследуемого поля материалов по описанию и применению новых образовательных форматов показал, что они выражены в следующих словах и понятиях: очно-заочное обучение, открытое обучение, вебинар, индивидуальное обучение, дистанционное обучение, образовательный коворкинг, форсайт-лаборатория, коллективное думание, образовательное погружение (тематическое, культурное, историческое, межпредметное, цикловое, установочное, выездное) интеллектуальная школа, занятия с использованием интенсивных и информационных технологий (видео-уроки), аудиокнига, аудиогид, интернет-серфинг (поиск информации по интернету на заданную тему), WIKI (энциклопедизм) и т.д. Многообразие, перечисленное выше форматов, еще подлежат осмыслению и классификации.
Великий А. Эйнштейн в одном из своих великих трудов писал: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние». Сегодня каждый из нас стоит у широко распахнутой двери перед обновлением форматов образования и необходимостью знакомства с некоторыми из них и их применения. Тем более, потому, что один из них (форсайт-лаборатория) был реализован в системе образования ЯНАО в рамках III Арктического форума-2017.
№ п/п |
Образовательные форматы |
Особенности, характеристики |
1. |
Форсайт-лаборатория |
Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Г. Уэллс в 1930 году. Выступая на ВВС, он предложил ввести особую специальность – «профессор предвидения», который, подобно историку, будет анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям. Форсайт, от английского «foresight» – «взгляд в будущее» - это наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. Лаборатория (лат. laboratorium, от laboro работать). Форсайт-лаборатория – это образовательное пространство, созданное для обучения школьников долгосрочному прогнозированию и построению согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего и ускорение совместных действий по его достижению. По результатам индивидуальных и коллективных работ создаются дорожные карты, которые позволяют решить поставленные в определенные сроки вопросы. Методология Форсайт включает в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. Основой форсайт является ромб, в вершинах которого располагаются ключевые факторы, обеспечивающие успех работы: креативность, экспертиза, взаимодействие и доказательность. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. |
2. |
Образовательный коворкинг |
Коворкинг от англ. сo-working, «совместная работа». "educational coworking" в дословном переводе образовательная совместная работа в пространстве, которое имеет все необходимые условия и современное оборудование, предназначенное для продуктивной работы. Коворкинг – это специальное пространство, созданное для тех, кто не хочет работать ни в школе, ни дома. Как правило, коворкингом называется большое пространство, где есть всё для работы за компьютером – столы, стулья, интернет, сами компьютеры, принтеры и другая офисная техника, позволяющая достичь поставленной цели. |
3. |
Аудиокнига |
Прослушивание учебного курса в машине, общественном транспорте, дома или на работе. Отлично подходит для создания Welcome -тренинга, а так же переноса на этот носитель институциональных стандартов (позиционирование, миссия, преимущества). |
4. |
Видео-уроки |
Запить урока на видео, а также его фрагментов с демонстрацией предмета обучения. Школьники могут просматривать материал в удобное для них время. |
5. |
Аудиогид |
Запись лекционного материала о предмете обучения с привязкой к визуальному осмотру предмета обучения. Особенность данного формата заключается в необходимости его прослушивания в определенном месте. Сейчас распространена практика по организации экскурсий по музеям. Можно создавать аудио-гиды для путешествия по теме урока, создавать экскурсии по архиву и т.д.. Наиболее эффективный формат при стабильном, редко изменяющемся образовательном пространстве. |
6. |
Интернет-серфинг |
Поиск информации по интернету на заданную тему. Он заключается в использовании возможностей internet. Педагог формирует задание для школьников на поиск информации в сети. Школьники самостоятельно осуществляют поиск информации, параллельно получая информацию о предмете обучения. Для контроля обучения школьники предоставляют отчет. Часто используется как конкурс. Применение данного формата наиболее эффективно в качестве посттренингового сопровождения. Можно формировать задания на регулярной основе. |
7. |
WIKI (энциклопедизм) |
Создание базы знаний, с которой школьники работают самостоятельно. Позиция педагога - инструктор. Он отвечает за определение границ потребности школьников в информации, предлагая новые статьи в базу знаний. Результат: создание собственной базы знаний в корпоративной сети, что повышает посещаемость и общий уровень саморазвития школьников. |
Список литературы
http://styleginki.ru/ucheba/opredelenija/17906-chto-takoe-format.html
https://issuu.com/duh-i-litera/docs/euro_slovar_philosophy_extract
http://press.prosv.ru/2013/06/novyie-formatyi-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa/
http://donskih.ru/2016/12/klassifikatsiya-metodov-obucheniya/
http://vecherka.tj/society/pervy-j-kovorking-v-tadzhikistane/
http://veta.expert/analytics/kovorkingi-analiz-rynka-moskvy-i-nizhnego-novgoroda/