Нигматуллина М. Г., Десятниченко Н. П., Батагова Е. В,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3», г. Губкинский,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает искать возможности распространения сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся. По проекту резолюции научно-практической конференции педагогов города образовательное учреждение определено в качестве опоры по внедрению сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Поэтому одной из задач школы является установление разнообразных контактов образовательного учреждения с вузами, с центрами дополнительного образования, культурными и спортивными центрами города и общественными и государственными учреждениями с социумом.
Анализируя имеющийся опыт МБОУ «ООШ № 3» в этом направлении стоит отметить, что сетевая модель общего и дополнительного образования – это эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования. В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и развития детей. Создание для детей возможности уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высоко технологичном конкурентном мире – первое направление Национальной образовательной стратегии.
Взаимосвязь общего и дополнительного образования в настоящее время стала необходимостью для успешного внедрения нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов. Сетевая модель позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования, а именно внеурочную деятельность, где реализуются дополнительные образовательные программы, программа воспитания и социализации учащихся, воспитательная программа, через занятия, проводимые в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных объединений, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований.
Обучающиеся МБОУ «ООШ № 3» получают разнообразный спектр дополнительных образовательных услуг и возможность выстраивать индивидуальные маршруты обучения. При этом взаимоотношения строятся между учреждениями на партнёрских началах и договорной основе.
На протяжении многих лет осуществляется тесное сотрудничество с «Детской школой искусств № 2», ведь благодаря эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, детей – в условиях совместной творческой деятельности происходит формирование основ базовой культуры личности школьника. В ходе реализации совместной программы осуществляется достижение следующих результатов: разработка и реализация плана культурно-досуговых мероприятий, проявление творческой активности, инициативности, целенаправленное эмоционально-нравственное, эстетическое развитие. Все обучающиеся I ступени развивают творческие и познавательные способности, трудовые навыки на занятиях по образовательным программам «Художественное рукоделие», «Художественная обработка древесины», «Изобразительное искусство». Разработаны и реализованы совместные проекты фольклорных праздников, проекты по благоустройству школьного двора, организованы сменные выставки творческих работ обучающихся.
Взаимодействие с эколого-эстетическим центром «Гармония», структурным подразделением МУ «Центр молодёжного досуга «Современник» позволяет в полной мере реализовать экспериментальную работу по теме «Экологические аспекты образования школьников в интересах устойчивого развития», а также программы внеурочной деятельности. Сотрудничество осуществляется с целью формирования и развития у воспитанников экологического типа мышления, приобщения к решению экологических проблем с применением инновационных форм и методов педагогической деятельности. Школьники проявляют свою деятельность через реализацию программ: «Природа и творчество», «Юный натуралист», «Цветоводы», «Экологи». Реализуется совместный социально-экологический проект «Шаги к спасению животных», из числа учащихся школы подготовлены юные экскурсоводы, совместно проводятся творческие работы, олимпиады, интеллектуальные игры, экологические акции «Подарите радость людям», «Помогите нашим питомцам».
Активное творческое сотрудничество с целью формирования у обучающихся сознательной гражданской позиции и патриотизма, сохранения и передачи духовных, исторических и культурных ценностей, вовлечения в активную поисковую и исследовательскую деятельность осуществляется между участниками образовательного процесса школы и сотрудниками Музея освоения Севера города Губкинский. На протяжении многих лет у первоклассников первый в жизни урок Знаний проходит в Музее освоения Севера. Стало традицией представлять фольклорные праздники нашими детьми в Музее для городского населения. В музее проводятся уроки истории, географии, культуры народов Ямала. И, наоборот, на интегрированные уроки в школу приглашаются работники музея.
Акцентируя внимание на то, что дети проводят в школе значительную часть дня, то сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Третий час физкультуры для обучающихся начальной школы проводится в бассейне «Юность», сотрудничество осуществляется на основе двустороннего договора: во 2 «Б», 6 «Б» классах реализуется проект «Плавание». В школе работает шахматный кружок для обучающихся начальной школы по договоренности со специалистами городского шахматного клуба.
Школа сотрудничает со спортивными комплексами, учреждениями, клубами города: «Олимп», «Витязь», «СОК ЯМАЛ», «Вертикаль», «Метелица», проводятся совместные спортивно-массовые мероприятия. Цель взаимодействия со спортивными учреждениями – организация и проведение спортивно-массовой работы во внеурочное время, формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, формирование привычки к активному и здоровому образу жизни, привлечение учащихся к туристической деятельности.
Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных клубах позволяет не только иметь выдающихся спортсменов, но и помогает обучающимся быть организованными в учебной деятельности. Создание учебно-мотивационных условий даёт возможность детям добиваться высоких личных спортивных достижений. Среди обучающихся есть мастера спорта, многократные чемпионы Уральского Федерального округа, мастера спорта международного класса, серебряные призёры первенства мира, победители первенства Европы, чемпионы России и чемпион Арктических игр.
Организация уроков физкультуры в бассейне, максимальный охват детей спортивными мероприятиями в школе способствует тому, что за последние два года наметилась тенденция к уменьшению числа детей с выявленными патологиями.
Тесная связь ОУ с библиотеками города позволяет решать многие проблемы, связанные с вопросами по литературе, истории, экологии, а также в поиске учащимися информационных материалов как при подготовке к научно-практическим конференциям, так и при подготовке учителей и учащихся к различным акциям и конкурсам. Учащиеся регулярно посещают библиотеки города, где становятся участниками и победителями различных познавательных мероприятий. Сотрудники библиотеки проводят для обучающихся презентации новых книг и выставки картин и фотографий, встречи с творческими людьми города. Формы организации работы, которые мы выбираем в нашей совместной работе, разнообразные: уроки литературы в библиотеке, уроки-концерты, посвящённые жизни и творчеству писателей, обзоры литературных новинок и тематические обзоры, проводимые квалифицированными библиотекарями, совместная работа в кукольном театральном кружке «Скоморох».
Взаимодействие с Городским домом культуры «Олимп» и молодёжным центром «Факел» направлено на обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческого самосовершенствования обучающихся, на воспитание общей культуры и организацию содержательного досуга школьников посредством проведения фестивалей, конкурсов, соревнований, походов, просмотров фильмов с последующим обсуждением.
Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Основной задачей по профориентации обучающихся на протяжении учёбы является расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.
С целью определения дальнейшего образовательного маршрута совместно с «Губкинским профессиональным училищем» и Центром занятости проводим с обучающимися анкетирование на предмет профессионального самоопределения.
С целью формирования первичного социального, практического опыта общения и взаимодействия в различных социальных сферах, знакомства с профессиями реализуются программы элективных курсов, таких, как «Основы выбора профессии», «Здоровье человека и окружающая среда», «Физика в моей будущей профессии», «Химия окружает нас», «Основы выбора профессии». В 9-х классах организованы социальные практики, в рамках которых налажено сотрудничество со следующими предприятиями: МУП УТВИС (водоочистительные сооружения), ОАО «РН – Пурнефтегаз», МУП ГГЭС, ГТРК «Вектор», салон визажиста комплекса «Лотос». В процессе практических экскурсий, ребятам предоставляется возможность пробовать себя в роли специалистов.
Школа успешно сотрудничает с муниципальным учреждением «Управление по делам молодёжи и туризму». Обучающиеся школы привлечены к участию в городских акциях, форумах, интерактивных интеллектуальных играх. Взаимодействие с реабилитационным центром «Елена» позволяет воспитывать детей милосердными, толерантными.
Системное сотрудничество с пожарной частью, отделом внутренних дел г. Губкинского способствует обучению детей оперативным действиям, обеспечению здоровья и жизни детей в случае ЧС.
МБОУ «ООШ № 3», несмотря на изменения статуса, т. е. перехода на «Основную школу», сотрудничает с высшими учебными заведениями, такими, как Башкирский государственный педагогический университет, Магнитогорский государственный университет, Ярославский государственный педагогический университет; Чувашский Государственный Педагогический Университет. Педагогам и учащимся предоставляется возможность участвовать в НПК, научно-методических мероприятиях, форумах, проводимых вузами и опубликовать материалы исследования в вузовских изданиях.
Сетевое взаимодействие способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что, как следствие, приводит к повышению качества образования и обеспечивает его доступность.
Выбранное нами направление сетевого взаимодействия позволяет обеспечить реальные результаты обучающихся: увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности, позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения, расширяет тематику изучаемого материала, демонстрирует способности, увеличивает спектр учебных предметов, повышает роль самостоятельной работы, реализует лучшие личностные качества. Работа по сетевому взаимодействию у нас не возникла спонтанно. Учитывая социальный состав обучающихся, заказ родителей, интересы обучающихся мы разработали Программу развития школы «Личностный рост ученика». В период реализации нашей Программы развития началось внедрение ФГОС, а вместе с ним последовало особое внимание на духовно-нравственное воспитание обучающихся. Педагогический коллектив был предварительно готов к плавному внедрению в учебно-воспитательный процесс этих глобальных изменений. В настоящее время, в связи с выделением часов в учебный план внеурочной деятельности, взаимодействие с учреждениями и структурами города естественно будет изменяться и корректироваться. Надеемся, возникнут новые инновационные проекты и увеличится интерес привлекаемых специалистов.
Опыт работы по сетевому взаимодействию представляла директор школы Нигматуллина М. Г. на Всероссийском форуме в Москве (2013 г.), также опыт был представлен на конкурсе инноваций национальной Премии «Элита российского образования» по теме «Качественное образование – будущее России» (2012 г.), на XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» (2013 г., г. Москва), на II Всероссийской научно-практической конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования» (г. Челябинск, 2014 г.), опыт опубликован в журнале «Педагогика и современность» (№ 1, 2012 г., г. Таганрог).
В этом заслуга не только одного учреждения, а всех образовательных, социальных и культурных структур города, которым небезразлична судьба подрастающего поколения. Это характер нашего города, который складывается годами, направленный на доброжелательность, взаимопонимание и успех.