Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Повышение мотивации обучающихс...

Повышение мотивации обучающихся к изучению учебного предмета «История»


Фадеева А.А.,

учитель истории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением иностранных языков»,

г. Ноябрьск

«В 2020 году вся страна будет сдавать историю, потому что без знания истории невозможно двигаться дальше», – сказала министр образования и науки России Ольга Васильева [5].

И одна из проблем современного образования является то, что у обучающихся наблюдается низкая мотивация. Особенно это заметно у выпускников 9-х и 11-х классов, которые, выбрав предметы для сдачи экзаменов, «забывают» про все остальные предметы, называя их не нужными, «Я их не сдаю», – такова позиция обучающихся. После заявления министра образования от 2017 года очевидна перспектива развития исторического образования в школах. Это масштабный вопрос и аспектов в нём так же очень много. Очевидно одно – цель любого выпускника – это успешная сдача экзамена. А успешность сдачи экзаменов во многом зависит от мотивации. Эффективность урока, а значит и успешность сдачи экзаменов в значительной мере предопределяется степенью активности и заинтересованности обучающихся в учебно-познавательном процессе, тем, насколько у них выработана положительная установка на учебно-познавательную деятельность вообще и конкретный учебный предмет в частности. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке обучающегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ОГЭ, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у воспитанника отсутствует интерес к предмету.

Так как же повысить мотивацию на уроках истории? Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах – это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний («Мы это поняли, узнали, придумали сами!») + ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») + ощущение успешности («У меня это получается, я понял, я умею!») [1].

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

В мотивации очень большую роль имеют два фактора. Первый – это содержание учебного материала. Второй – это организация учебной деятельности: различные формы, методы, приемы. В современной литературе встречается огромное количество различных методик, технологий, приёмов, которые ведут к повышению учебной мотивации. В статье мы рассмотрим некоторые из них.

Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся.

Первый метод – метод проблемных задач. Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна. Основная цель создания проблемных ситуаций на уроках истории заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

- учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса).

Примером таких проблемных задач могут быть следующие: «Николай II – мученик или кровавый тиран»? «XVII век в истории России – шаг вперед или назад»? «Плюсы и минусы монголо-татарского протектората».

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь обучающихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

Второй метод – это использование компьютерных и медиа технологий. С каждым годом в образовательный процесс входят современные технологии. И это уже не новшество, а жизненная необходимость образовательного процесса. История – одна из немногих дисциплин, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, – всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Одним из примеров активизации познавательных интересов обучающихся является использование интерактивных карт. И от того, как учитель использует новые информационные технологии, завит совершенствование и оптимизация учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для детей, вызывая у них положительные эмоции и, таким образом, влияя на их учебную мотивацию.

Третий метод – ролевой подход и деловая игра.

В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих обучающихся, что в свою очередь гарантирует у них успех такого урока. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Важно создать во время такого урока эмоциональное специфическое отношение к исторической действительности. Игра побуждает обучающихся перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности. Учащиеся в игре выступают в различных ролях: актеры, зрители, эксперты, воображают то, чего они не видели. В настоящее время интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. В качестве примера можно привести такие темы уроков, как театрализованная игра «Торговля в Средние века», интервью с историческими личностями, суд над Наполеоном Бонапартом, умники и умницы «Эпоха Петра Великого», дебаты. Знания, полученные во время подготовки и проведения подобного урока, становятся более глубокими, осознанными. Значительно усиливается интерес к изучаемому предмету. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. 

Четвертый метод – научно-исследовательские работы. Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Очень важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысли учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вот некоторые возможные темы: «Октябрьский переворот 1917 года в оценке современников», «Международные связи Киевской Руси», «Особенности парламентской системы России начала XX века». Темы исследовательских работ, а также возраст обучающихся могут быть абсолютно разными. Но самое главное, что в результате применения исследовательской деятельности на уроках повышается интерес к предмету, улучшается качество знаний, развивается творческий потенциал и индивидуальные способности, самостоятельно приобретаются новые знания, развивается навык исследования.

Таким образом, мотивация является важнейшей частью современного занятия. Ее формы и виды могут быть самыми разнообразными. Для активного включения обучающихся в рассмотрение темы учителю стоит продумать способы заинтересовывать школьников, пробудить их желание получить информацию по данным вопросам. В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории? Перспектива введения обязательного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах. Учебный предмет «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы. Ее воспитательный эффект велик, так как исторический материал, изучаемый из года в год, дает возможность формировать морально-нравственные качества обучающегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов общества поможет сформироваться гражданскому обществу в России.

 

Список источников информации

 

1. Городеева Т. Как сформировать желание учиться? // Школьный психолог. –2009. – №7. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900715.

2. Дорошенко Н.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 937-943.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2014.

4. Черкашина Л.И. Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся // Молодой ученый. – 2016. – № 7.3. – С. 24-25.

5. Ольга Васильева назвала дату введения обязательного ЕГЭ по истории / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/18/05/2017/591dab339a794778a8226f20.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт