Градобоева Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Надым
Низкий уровень читательской компетенции учащихся – одна из основных проблем, с которой педагог сталкивается в своей профессиональной деятельности. Многие обучающиеся испытывают трудности в отборе информации, ее понимании, применении в личных и общественных целях [6]. Поэтому работу над повышением уровня читательской компетенции считаю особо значимой [1].
Для решения данной проблемы разработала проект «Повышение уровня читательской компетентности учащихся путем расширения информационно-образовательного пространства средствами нетрадиционных форм обучения», который реализую во время урочной и внеурочной деятельности с обучающимися.
Важным считаю проведение мероприятий по повышению интереса школьников к чтению. С этой целью вместе с учениками и коллегами по методическому объединению организуем литературные пиар-акции, флешмобы, буккросинги, «читающие автобусы». Целевая аудитория– жители и гости города. В течение последних трех лет проводим пиар-акции «Реквием» и «Все мы родом из детства» в торговых центрах города. Акция «Читающий автобус» стала «открытием»для нас – учителей, учеников и жителей города. В «читающем автобусе» школьники читали наизусть стихотворения и отрывки из произведений художественной литературы, проводили литературные викторины с пассажирами автобуса. Нами были проведены «читающие автобусы», приуроченные ко Дню знаний, Дню учителя, Новому году, Дню Победы и др. Наши коллеги провели несколько подобных акций: «Поющий автобус», «Киноавтобус», «Экологический автобус». При подготовке таких мероприятий учащиеся осуществляют отбор художественной литературы на определенную тематику, расширяют читательский кругозор, презентуют свои любимые произведения, тем самым увлекаясь процессом чтения.
В учебной деятельности использую нетрадиционные формы учебных занятий. «Урок вне стен» провожу вне учебного кабинета. Работу организую в виде квеста, похода, экскурсии, фотоохоты. Так, например, в прошлом учебном году итоговый урок по литературе, направленный на обобщение и систематизацию изученного материала в 7 классе, был проведен в форме квеста. Обучающиеся условно попали в прошлое и, чтобы вернуться обратно, им нужно пройти путь по «ленте времени»: от древних времен (станция «Древнерусская литература») до современности (станция «Современная литература»). Данный формат обучения позволил ученикам решить конкретные задачи, применить свои знания и умения на практике.
Проблему непонимания текстов классической литературы решаю путем погружения в историческую эпоху. В результате ученики не только усваивают исторический и литературный материал, но и развивают индивидуальные способности. Подобные «погружения в эпоху» реализую путем театрализованных постановок, историко-литературных игр, межпредметных проектов. Обычно выбираю те произведения, которые наиболее трудны для понимания. Нами созданы театрализованные постановки по рассказам А.П.Чехова, повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие», историко-литературные игры по прозе и поэзии военного времени «Великая Победа», «Образ героя». Результаты детей подтверждают важность подобных занятий, способствующих формированию осознанного представления изучаемого исторического периода в литературном произведении.
С целью формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий применяю такие формы работы, как виртуальные экскурсии, сетевые проекты и веб-квесты.
Создание виртуальных экскурсий удобно при изучении биографии писателей и поэтов. Вместо традиционного конспектирования учащиеся создают программно-информационный продукт в виде гипертекста. В общем виде он состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами – ссылками [3]. Создание виртуальных экскурсий позволяет учить детей работать с большим объемом информации, осуществлять ее сбор и анализ, преобразовывать в более простую и лаконичную форму, находить зрительный образ в соответствии с представленной информацией и работать с программным оборудованием. В итоге ознакомление с конечным продуктом заинтересованных лиц повышает мотивацию обучающихся не только к чтению, но и к процессу обучения. Ученики, выполняя задание в такой творческой форме, ощущают свою личную значимость, становятся увереннее в себе.
Совместную учебно-познавательную деятельность школьников организую через участие в сетевых проектах [2]. В 2016 году разработала и реализую сетевой проект «Воспитать в себе Человека», направленный на развитие личностных качеств обучающихся путем анализа художественного произведения через совместную работу с интернет-сервисами – google формами. Проект позволяет обучающимся развивать не только читательскую, но и ИКТ-компетентность: дети учатся работать с разными источниками информации, развивают навыки анализа и интерпретации художественного произведения, имея общую проблему, цель, взаимодействуют друг с другом в дистанционном режиме. Участие в сетевом проекте позволяет ученикам «примерить»разные социальные роли: лидера, исполнителя, генератора идей т.д. Подобная организация совместной деятельности учащихся дает возможность учителю реализовать ряд задач, поставленных ФГОС (системно-деятельностный подход, компетентностное обучение), а ученикам – формировать личностные качества [5].
Немалую роль в процессе работы над повышением уровня читательской компетенции играет организация внеурочной деятельности. Совместно с сотрудниками МУК «Музей истории и археологии» г. Надыма проводим «уроки в музее», составленные в соответствии с тематическим планом внеурочной деятельности. В 2015/2016 учебном году ученики посещали занятия по программе «Здравствуй, Ямал». Особенностью таких «уроков» является связь с темами школьной программы по литературе. Так, на одном из «музейных уроков» ребята проводили сопоставительный анализ русских народных сказок и ненецких; осуществляли отбор сказок одной тематики разных народов, таким образом совершенствовали навык работы с текстом, умение осуществлять анализ, отбор информации. На другом занятии сравнивали малые фольклорные жанры русского и ненецкого народа. Чтобы дети смогли проникнуться ненецкой культурой, на урок был приглашен гость – представитель ненецкой культуры, поэтому ученикам удалось в оригинале услышать исполнение лирических и колыбельных песен на ненецком языке. Помимо этого, ребята исполнили произведения на родных для них языках: русском, украинском, белорусском, аварском, лезгинском и др. В результате подобных занятий обучающиеся развивают интеллектуальные и творческие способности, расширяют читательский кругозор, знакомятся с культурой, традициями и литературным творчеством народов Ямала.
Таким образом, расширение информационно-образовательного пространства посредством использования нетрадиционных форм обучения позволяет не только повышать читательскую компетентность обучающихся, но и формировать успешную личность, способную к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Список литературы
Концепция преподавания русского языка и литературы на 2016-2020 годы от 20 декабря 2014 г. N 2647-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/1EiDSUiCWXw.pdf.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под.ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
Трунцева Т.Н. Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению [Текст]. 5-8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// base.garant.ru/197127.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/938.
Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация, январь 2014 г.[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://oecdru.org/zip/Overview_RUSSIARus_2013.pdf.