Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Практика работы по оказанию пс...

Практика работы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей


Грачёва О.В., начальник отдела диагностики и консультирования, муниципальное казённое учреждение «Комплексный центр по обслуживанию муниципальной системы образования города Лабытнанги»

 

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим несовершеннолетних детей, осуществляется в муниципальной системе образования на двух уровнях.

1 уровень – уровень учрежденческий, уровень служб психолого-педагогического сопровождения муниципальных образовательных организаций (далее – службы сопровождения);

2 уровень – уровень муниципальный, уровень отдела диагностики и консультирования муниципального казённого учреждения «Комплексный центр по обслуживанию муниципальной системы образования города Лабытнанги» (далее – ОДК).

На уровне служб сопровождения оказывается психолого-педагогическая помощь (просветительская, коррекционная, диагностическая, развивающая) педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами всем без исключения семьям, имеющим детей, по их запросу.

В случаях, когда службам сопровождения не удаётся оказать квалифицированную помощь семьям по проблемам воспитания, обучения, социальной адаптации, поведения, развития детей, семьи могут обратиться за индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощью в ОДК.

Ежегодно в ОДК помощь психолого-педагогической направленности получают порядка 200 семей, имеющих несовершеннолетних детей.

На постоянной основе в муниципальной системе образования оказывается психолого-педагогическая помощь наиболее уязвимым категориям семей, имеющих несовершеннолетних детей. Это семьи, в которых воспитываются несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, семьи группы риска и семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, в которых воспитываются дети, находящиеся в социально опасном положении, дети группы риска, а также замещающие семьи (опека, попечительство, приёмная семья).

Для  каждого ребёнка-инвалида, несовершеннолетнего с ограниченными возможностями здоровья и его семьи службами сопровождения разрабатываются и реализуются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, для детей-инвалидов с учётом требований индивидуальных программ реабилитации или абилитации, выдаваемых учреждениями медико-социальной экспертизы.

В рамках реализации индивидуальных программ сопровождения в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителем-дефектологом проводятся

индивидуальные и групповые диагностические обследования, направленные на выявление уровня актуального развития несовершеннолетних (не менее одного раза в полугодие);

индивидуальные и групповые развивающие занятия, также занятия, направленные на личностное развитие детей (один раз в неделю);

индивидуальные коррекционные занятия, направленные на исправление отклонений в психологическом, речевом, личностном развитии детей (два раза в неделю);

групповые занятия, направленные на социальную адаптацию детей, их успешную социализацию (раз в месяц);

групповые занятия, направленные на профессиональное определение детей старшего школьного возраста (два раза в месяц);

консультации для родителей (законных представителей) по вопросам психологического, речевого, личностного развития детей в семьях (не менее одного раза в неделю);

социальными педагогами осуществляется

постоянный мониторинг детского и семейного благополучия (неблагополучия), консультационная поддержка родителей по вопросам создания благоприятных для детей условий в семьях, наблюдение за условиями содержания, воспитания и развития детей в семье, консультирование по вопросам содержания, воспитания и развития детей в семье, создания для них в семье благополучной среды.

Специалисты ОДК оказывают психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в рамках деятельности муниципальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии. В МАДОУ «Ромашка» с 2016 года создан и функционирует ресурсный центр сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и возможностями «Ступеньки», на базе которого осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов дошкольного возраста, имеющих тяжёлые формы недостатков в физическом и психическом развитии.

В 2019 году центр осуществляет психолого-педагогическое сопровождение 16 детей-инвалидов

- в группе кратковременного пребывания «Особый ребёнок» 5 детей-инвалидов и их семей;

- в группах комбинированной направленности 11 детей-инвалидов и их семей.

Всего в муниципальной системе образования оказывается психолого-педагогическая помощь 260 детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и их родителям.

Для семей, в которых проявляются признаки семейного или детского неблагополучия, службами сопровождения разрабатываются индивидуальные программы реабилитации. В рамках реализации данных программ с семьями/несовершеннолетними педагоги-психологи проводят индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений, разрешение проблемных ситуаций в семьях; занятия с использованием элементов тренинга и ролевых игр, направленные на исполнение родителями их родительских обязанностей,  личностное развитие членов семей, подгрупповые занятия с использованием видеоматериалов, направленные на формирование потребности родителей и детей в здоровом и законопослушном образе жизни (периодичность проведения занятий – не менее одного раза в неделю). Социальные педагоги в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации семей/детей проводят работу по организации внеурочной занятости учащихся, посещающих школы, осуществляют контроль посещения обучающимися муниципальных образовательных организаций, контроль за успеваемостью учащихся школ, контролируют создание благоприятных условий для обучения и воспитания несовершеннолетних в их семьях. В результате эффективной работы специалистов служб сопровождения по реализации индивидуальных программ  реабилитации семей/несовершеннолетних по истечении срока реализации программ в среднем в 50% случаев семьи и дети исправляются. В 2018 году в связи с исправлением были сняты с профилактического учёта 6 семей и 40 детей группы риска.

В ОДК проводится реабилитационная работа с семьями и детьми, для которых реализованные мероприятия индивидуальных программ реабилитации не дали положительного результата в виде исправления.

     Специалисты ОДК с семьями и несовершеннолетними проводят индивидуальные занятия, направленные на решение тех психологических проблем, которые повлекли за собой длительное семейное или детское неблагополучие, используя элементы социально-психологических тренингов, элементы психологических ролевых игр, практические психологические приёмы, психологические упражнения. Цели этих занятий - формирование законопослушного поведения родителей и детей, их личностное развитие, развитие гармоничных детско-родительских взаимоотношений, способствующих эффективному воспитанию и развитию несовершеннолетних в семьях.

Наиболее эффективной технологией проведения индивидуальных психологических занятий является технология поиска альтернатив, предполагающая следующие этапы занятий:

1 этап – исследование проблемы, предполагает установление контакта с несовершеннолетним и его родителями и направлен на достижение доверия к специалисту;

2 этап – определение проблемы или проблем несовершеннолетнего и его родителей, направлен на точную диагностику проблем несовершеннолетнего и диагностику проблем его родителей, не позволяющих эффективно осуществлять его воспитание, на данном этапе используются новейшие психодиагностические методики ГП «Иматон»;

3 этап – совместный со специалистом поиск возможных альтернатив решения проблемы с использованием психокоррекционной методики открытых вопросов (идентификация альтернатив); направлен на поиск путей решения проблемы или проблем и составление несовершеннолетним и его родителями плана решения проблемы (проблем);

4 этап – последовательная реализация несовершеннолетним и его родителями плана решения проблемы (проблем) при направляющей и контролирующей помощи специалиста;

5 этап – оценка и обратная связь; специалист оценивает уровень исполнения плана решения проблемы (проблем), степень разрешения проблемы (проблем); в случае, если результат – исправление поведения несовершеннолетнего не достигнут, этапы повторяются с первого по пятый. В ОДК занятия с семьями и детьми проводятся не менее двух раз в неделю.

В результате проводимой эффективной индивидуально ориентированной психолого-педагогической и реабилитационной работы с семьями/детьми ежегодно количество семей/детей, находящихся в социально опасном положении, сокращается. В 2018 году было снято с профилактического учёта в связи с исправлением 18 несовершеннолетних и 21 семья, находящиеся в социально опасном положении.

На базе ОДК с 2017 года функционирует Служба подготовки замещающих родителей и сопровождения замещающих семей, которая для каждой замещающей семьи города разработала и реализует индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения.

    В рамках реализации индивидуальных программ сопровождения замещающие семьи получают консультационную психолого-педагогическую помощь индивидуально на постоянной основе. Индивидуальные консультации по вопросам психолого-педагогической направленности проводятся не реже одного раза в неделю. Помимо индивидуальной помощи по вопросам содержания, воспитания, коррекции поведенческих отклонений у опекаемых детей для всех замещающих семей  (общее количество – 68, в которых проживает и воспитывается 80 детей) проводятся групповые формы работы по психолого-педагогическому сопровождению: занятия, направленные на формирование потребностей в здоровом образе жизни, лектории для замещающих родителей, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения опекаемых детей, педагогические гостиные, в рамках которых обсуждаются самые актуальные психолого-педагогические проблемы замещающих семей. Групповые мероприятия проводятся не реже двух раз в учебную четверть.

Очень популярны среди родительской общественности круглые столы и тренинговые занятия, направленных на формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений в замещающих семьях.

Также на базе ОДК работает круглосуточный телефон психологической помощи для детей, подростков и их родителей, по которому в любое время суток могут обращаться и дети, и их родители в случаях необходимости оказания незамедлительно помощи психолого-педагогической направленности. Номер телефона 8 90282 773 27 доведён до всех участников образовательных отношений города.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт