«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь
не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,
не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется
истине; все покрывает, всему верит, всего надеется,
все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя
и пророчества прекратятся, и языки умолкнут,
и знание упразднится»
Первое послание к Коринфянам
святого апостола Павла
13:4-8
"Любить есть дело мужей, а уступать - дело жен.
Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг,
то всё будет крепко; видя себя любимою, жена
бывает дружелюбна, а встречая повиновение,
муж бывает кроток"
Святитель Иоанн Златоуст
Брак - чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека,- оказываются единством. Над этим каждому надо задумываться, потому что жить врозь мучительно, тяжело, а вместе с тем - легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я - самодовлеющая единица, мне хватает меня самого… А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силами.
В современном мире, где осталось так мало любви, семья — тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Всё самое доброе, светлое, ласковое, надёжное человек находит или приобретает в семье. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь? Протоиерей Алексей Уминский в статье «Православное воспитание и современный мир» справедливо отмечает, что православие предложило людям высокую нравственную планку, препятствующую распространению греха и порока, утвердив уникальность каждой семьи как целостной. Православие утвердило мысль человека в том, что брак – это союз мужчины и женщины, который свят и нерасторжим. Христово учение ввело такое понятие, которое было чуждо ветхому человеку – жертвенность в семье. Христианство возносит семью до высот богочеловеческого общения. Оно относится к семье как к малой Церкви. Как Церковь есть общество верных, объединенных любовью к Христу, так и семья – община мужа и жены, их чад, соединенных взаимной любовью, преданностью, жертвенностью и ответственностью. Именно религия возводит брак и семейные отношения из грубо чувственного или социально прагматического измерения в духовную сферу. Никакая человеческая идеология, философская концепция или социальная доктрина не смогли дать институту брака и семьи столько, сколько предложено религией, связующей человека с Творцом…
Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в "Домострое", другие – в телепрограмме "Дом-2". И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Люди отчуждены, часто страдают от своего одиночества. И не знают, как из такого круга вырваться. Помочь им в этом могут, прежде всего, настоящие христианские семьи, в которых возникает "избыточный продукт любви". Атмосфера домашнего тепла не иссякает и тогда, когда открывается форточка. Настоящая семья, настоящая "домашняя церковь" - это среди холодного мира тот уголок, где можно обогреться. И вот что интересно, без такой открытости очень трудно уберечь тепло душевных отношений. Ведь известно, что в духовной жизни все обстоит парадоксальным образом: чем больше отдаешь, тем больше богатеешь.
Воспитание детей — это величайшее дело на земле, одно из труднейших и самых ответственных. Все свои главные силы родители отдают именно этому. Ребенок — это чистый, незапятнанный лист бумаги. И родители порой аккуратно, а порой и небрежно наносят на этот лист первые штрихи. И от того, «что» и «как» выведут родители на этом листке, зависит очень многое в жизни человека. Главным воспитательным фактором является атмосфера, царящая в семье. То, что ребенок видит и получает в семье, в детстве, на 80% формирует его характер. Важнейшие нравственные качества, которые нужно привить детям – воспитание доброты, честности, справедливости, скромности, негативного отношения к хвастовству, терпимости, пониманию душевного состояния другого человека, отзывчивости. И отличие православной семьи от невоцерковленной в том, что родители, живущие с Богом, воспитывают так, чтобы в ребенке возрастало сознание бытия Божия, Его могущества и любви. Не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Семья – источник любви для детей. Выросшие в атмосфере любви, дети несут её в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю.
Идеал семьи – это многодетный крепкий союз, отношения в котором построены на православных ценностях веры, надежды и любви. Святость и крепость семьи охранялась многовековой мудростью наших предков, сознание этого передавалось от поколения к поколению. Из народного отношения к семье и образовались традиционные семейные ценности: любовь к Богу, друг другу, ко всем людям, уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети. Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.