Наверное, нет такого человека, в душе которого слова «семья», «дом», «школа» не затрагивали бы сокровенные струны. Ведь уют домашнего очага , круг родных по крови и духу людей, достойное образование и успешно пройденная школа жизни – это все составляющие земного счастья. Мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности и духовного здоровья ребенка. Именно в семье вырабатываются любовь к людям, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются склонности и привычки, каждая семья имеет свои обычаи, традиции. В рамках этой структуры, её членов – детей, родителей, дедушек и бабушек - объединяют разнообразные отношения. К сожалению, в современном мире семьи переживают глубокий кризис.
После заключения брака, более половины - разрушаются. В условиях, когда большинство семей озабочено решением многих проблем, самоустранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владеют знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, осуществляют воспитание вслепую и все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных связей между детьми и родителями, что приводит к тому, что ребенок убегает из семьи. Поэтому идет рост детской безнадзорности, преступности, наркомании в подростковой и молодежной среде.
Необходимо возрождать семейные традиции, а для православного человека возможно только через обретение православных ценностей. Христианскую семью можно понимать как единство любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога. Всем известно, что Церковь никогда не была гарантом благополучия, безмятежного спокойствия. С момента основания церковь подвергалась гонениям, беды переживала, падения, но неизменно выживала, укреплялась за счет веры ее членов. Так и семья: ей приходиться переживать трудности, а иногда и лишения. Но эти невзгоды в любящей семье еще больше укрепляют ее членов и позволяют им духовно расти. Все богатство, вся полнота личности раскрывается в браке, когда муж и жена доверяют друг другу, тем самым расширяют свое восприятие.
Общеизвестно, что семья оказывает влияние на формирование личности человека и что семейное воспитание во многом зависит от потребностей и мотивации человека, его восприятие окружающего мира, самооценку. Актуальность вопроса о духовно-нравственных основах семейной жизни определяется необходимостью подготовки молодого человека к выполнению семейных ролей. Раньше такая подготовка была включена в программу функционирования патриархальной семьи. Сегодня каждый, вступающий в брак, должен сам формировать свою модель семьи, а для этого необходимы определенные знания, ответственность за создаваемую семью. В семейных отношениях сейчас стремительно меняются общественные устои, происходит смена ценностей ориентиров. Христианскую семью можно понимать как единство любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога.
Во многих классических работах – патриархальная семья вычленяется как переходный институт от парной к моногамной модели. Оба исследователя за образец полагали древнеримскую семью, в которой закреплялась отцовская власть над определенным числом людей.
Близкий смысл в понятие «патриархальная семья» вкладывал Ф. Ле Пле. Социолог наблюдал отношения у разных национальностей. Хотя народов семья состояла исключительно из родственников и хозяйство оставалось нераздельным, а власть отца – неограниченной.
Коллективное владение всем имуществом было обязательным условием существования патриархальной семьи. Все это хозяйство не подлежало распродаже. Собственниками выступали мужчины, а девушки, выходя замуж, лишались права наследства. Главой патриархальной семьи, был старший по возрасту мужчина – дед, отец или первый сын, лишь изредка, правда, традиция старшинства не соблюдалась, и главой становился наиболее энергичный и авторитетный человек. Он представлял семью, участвовал в решении общих дел, выплачивал налоги и долги, отвечал перед обществом за нравственные поступки всех членов семьи. Он решал и участвовал в исполнении хозяйственных дел, контролировал и направлял их, сосредоточивал семейную кассу. Возглавлял религиозные семейные и календарные праздники, участвовал в свадьбах, крестинах, похоронах. Глава семьи большим авторитетом пользовался среди членов семей. Еще одна нравственная ось семьи – это отношения родители – дети. В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Например, сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они с родителями грубо разговаривали.
В настоящее время православная патриархальная семья рассматривается как идеал семейных отношений. Главная цель христианского воспитания в семье была и остается – воспитать нравственно и физически здорового человека. Однако, это идеализированное представление. Ведь, согласно, проводимым в конце XIX века исследованиям, для патриархальных семей характерными были также совместное существование и близкие отношения. Итак, патриархальная семья основывается на безоговорочном доминировании мужчины, подавлении и подчинении ребенка и женщины, деспотической форме регуляции внутрисемейных отношений и кризис ее был предопределен: патриархальная семья стала исчезать, когда религиозные, юридические и экономические факторы подчинения членов семьи стали менее интенсивными.
Заключение
Итак, религия это важный фактор, оказывающий хорошее влияние на развитие и укрепление семьи и брака. Православие пропагандирует такие семейные ценности, как крепкий брак, рождение и воспитание детей, уважение к старшему поколению. Известно, что ценность «счастливая семейная жизнь», является приоритетной для православных и неверующих.
Список использованной литературы
1. Аверинцев С. С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание. // Этич.мысль, с.
2. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб.: Петрополис, 1999. 320 с
3. Голев А.Г. Проблемы содержания духовно-нравственной подготовки учащихся к семейной жизни //Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. М., 2005.
4. Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. Л.: Наука, 1984. 136 с.
5. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М, 1989. – 236с.
Харчев А.Г. Социология семьи. М.: ЦСП, 2003. 342 с.