Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православные ценности как факт...

Православные ценности как фактор укрепления семьи


Русских В.Л.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Новый Уренгой

                Наверное,  нет такого человека, в душе которого слова «семья», «дом»,  «школа» не затрагивали бы  сокровенные струны. Ведь уют домашнего очага , круг родных по крови и духу людей, достойное образование и успешно пройденная школа жизни – это все составляющие земного счастья. Мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности и духовного здоровья ребенка. Именно в семье вырабатываются любовь к людям, отзывчивость и эмоциональное сочувствие.  В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются склонности и  привычки, каждая семья имеет свои обычаи, традиции. В рамках этой структуры,  её членов – детей, родителей, дедушек и  бабушек  - объединяют разнообразные отношения. К сожалению, в современном мире  семьи переживают глубокий кризис.

            После заключения брака,  более половины -  разрушаются. В условиях, когда большинство семей озабочено решением многих проблем, самоустранились  от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владеют  знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, осуществляют воспитание вслепую и все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных  связей между детьми и родителями, что приводит к тому, что ребенок убегает из семьи. Поэтому идет рост детской безнадзорности, преступности, наркомании  в подростковой и молодежной среде.

          Необходимо  возрождать семейные традиции, а  для православного человека возможно только через обретение православных ценностей. Христианскую семью можно понимать как единство  любящих друг друга людей, скрепленное живой ве­рой в Бога. Всем известно, что Церковь никогда не была гарантом благополу­чия, безмятежного спокойствия. С момента основания церковь  подвергалась  гонениям, беды переживала, паде­ния, но неизменно выживала, укреплялась за счет  веры ее членов. Так и семья: ей приходиться переживать  трудности, а иногда и лишения. Но эти невзгоды в лю­бящей семье еще больше укрепляют ее членов и позволя­ют им духовно расти.  Все богат­ство, вся полнота личности раскрывается в браке, когда муж и жена доверяют друг дру­гу, тем самым расширяют свое восприятие.

 Общеизвестно, что семья оказывает  влияние на формирование  личности человека и что семейное воспитание во многом зависит от потребностей и мотивации человека, его восприятие окружающего мира, самооценку. Актуальность вопроса о духовно-нравственных основах семейной жизни определяется необходимостью подготовки молодого человека к выполнению семейных ролей. Раньше такая подготовка была включена в программу  функционирования патриархальной семьи. Сегодня каждый, вступающий в брак, должен сам  формировать свою  модель семьи, а для этого необходимы определенные знания, ответственность  за создаваемую семью. В семейных отношениях  сейчас стремительно меняются общественные устои, происходит смена ценностей ориентиров. Христианскую семью можно понимать как единство  любящих друг друга людей, скрепленное живой ве­рой в Бога.

Во многих  классических работах – патриархальная семья вычленяется как переходный институт от парной к моногамной модели. Оба исследователя за образец полагали древнеримскую семью, в которой закреплялась отцовская власть  над определенным числом  людей.

Близкий смысл в понятие «патриархальная семья» вкладывал Ф. Ле Пле. Социолог наблюдал  отношения у  разных национальностей. Хотя  народов семья состояла исключительно из родственников и хозяйство оставалось нераздельным, а власть отца – неограниченной.

Коллективное владение всем имуществом было обязательным условием существования патриархальной семьи. Все это хозяйство не подлежало распродаже. Собственниками выступали  мужчины, а девушки, выходя замуж, лишались права наследства. Главой патриархальной семьи, был старший по возрасту мужчина – дед, отец или первый сын, лишь изредка, правда, традиция старшинства не соблюдалась, и главой становился наиболее энергичный и авторитетный человек.  Он представлял семью, участвовал в решении общих  дел, выплачивал налоги и долги, отвечал перед обществом за нравственные поступки всех членов семьи. Он решал и  участвовал в исполнении хозяйственных дел, контролировал и направлял их, сосредоточивал семейную кассу. Возглавлял религиозные семейные и календарные праздники, участвовал в свадьбах, крестинах, похоронах. Глава семьи  большим авторитетом пользовался  среди членов  семей. Еще одна нравственная ось семьи – это отношения родители – дети. В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Например,  сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они с родителями грубо разговаривали.

В настоящее время православная патриархальная семья рассматривается как идеал семейных отношений. Главная цель христианского воспитания в семье была и остается – воспитать нравственно и физически здорового человека. Однако, это идеализированное представление. Ведь, согласно, проводимым в конце XIX века исследованиям, для  патриархальных семей характерными были также совместное существование и близкие отношения. Итак, патриархальная семья основывается на безоговорочном доминировании мужчины, подавлении и подчинении ребенка и женщины, деспотической форме регуляции внутрисемейных отношений и кризис ее был предопределен: патриархальная семья стала исчезать, когда религиозные, юридические и экономические факторы подчинения членов семьи стали менее интенсивными.

Заключение

Итак,  религия  это важный фактор, оказывающий хорошее влияние на развитие и укрепление семьи и брака. Православие  пропагандирует такие семейные ценности, как крепкий брак, рождение и воспитание детей,  уважение к старшему поколению.  Известно, что ценность «счастливая семейная жизнь»,  является приоритетной для православных и неверующих.
 

Список использованной литературы

 

1.             Аверинцев С. С.  Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание. // Этич.мысль, с.

2.             Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб.: Петрополис, 1999. 320 с

3.             Голев А.Г. Проблемы содержания духовно-нравственной подготовки учащихся к семейной жизни //Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. М., 2005.

4.             Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. Л.: Наука, 1984. 136 с. 

5.             Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М, 1989. – 236с.

 Харчев А.Г. Социология семьи. М.: ЦСП, 2003. 342 с. 

  • jannetka 10 ноября 2015 г.
    Согласна, что необходимо  возрождать семейные традиции, а  для православного человека это возможно только через обретение православных ценностей. Ведь именно в семье вырабатываются любовь к людям, отзывчивость и эмоциональное сочувствие, формируется характер и интеллект, вырабатываются склонности и  привычки. Берегите своих близких.
    Согласна, что необходимо  возрождать семейные традиции, а  для православного человека это возможно только через обретение православных ценностей. Ведь именно в семье вырабатываются любовь к людям, отзывчивость и эмоциональное сочувствие, формируется характер и интеллект, вырабатываются склонности и  привычки. Берегите своих близких.
  • Shkola1 14 ноября 2015 г.
    Тема очень актуальная. Автор предлагает задуматься о том, что именно семья является сильнейшим фактором формирования личности и духовного здоровья ребенка. Указывает на необходимость возрождения семейных традиций через обретение православных ценностей. Справедливо и мудро.
    Тема очень актуальная. Автор предлагает задуматься о том, что именно семья является сильнейшим фактором формирования личности и духовного здоровья ребенка. Указывает на необходимость возрождения семейных традиций через обретение православных ценностей. Справедливо и мудро.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт