XX столетние ознаменовано возрождающимся интересом широкой общественности нашей страны к религии, православию как к первоисточникам истинных знаний и человеческой нравственности. Многим русским людям пришлось заново проходить этап возвращения к церкви, знакомства с родной религией – христианством.
Изучая произведение И.С.Шмелёва «Лето Господне» в рамках школьной программы, мы заинтересовались проблемами, поднятыми в этом произведении. Тема религии, духовного устройства общества живо волновала писателя во все периоды творчества. Нам стало интересно, насколько востребованы и актуальны проблемы, поднятые автором произведения. Ещё в пятом классе, прочитав «Лето Господне», я выбрала одну из тем годового проекта по литературе, название которого «Мир глазами ребёнка в произведении И.С. Шмелёва «Лето Господне».
В шестом классе я продолжила изучение данного произведения, расширив круг проблем, которые меня заинтересовали. В этом году я продолжаю работать над годовым проектом по литературе, и снова в центре изучения – книга И.С.Шмелёва. Особый интерес вызывает личность самого автора, который в книге повествует о личном опыте воцерковления с детства, особенностях жизни в религиозной православной семье.
Произведение написано в эмиграции, уже в зрелом возрасте, с мельчайшими подробностями в описании православных праздников, обычаев и устоев семьи автора. Возможно, личная религиозность автора позволила ему глубоко раскрыть красоту традиций православных праздников, семейных обычаев и устоев. Темой нашего дальнейшего исследования станет «Религиозность автора и её отражение в описании русских народных традиций и православных праздников в книге И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Практическая направленность исследовательской работы заключается в том, что получен авторский продукт – изготовленный совместно с семьей настольный календарь под названием «Православный календарь для школьников на 2017 год» (приложение к докладу), которым активно интересуются взрослая и детская аудитория школы, желающая иметь такой календарь у себя в семье. Нам пришла уникальная идея: перенести содержание книги на календарь для школьников, который в доступной форме знакомит ровесников с основными православными праздниками.
В рамках исследования выдвинуто следующее предположение: повышение знаний в области духовной культуры и изучение истории зарождения жизни в Святых местахна земле помогает укрепить духовное самосознание подрастающего поколения, позитивное оценивание им ценностных ориентиров и смысла жизни и деятельности человека в обществе.
Понять красоту и содержание жизни согласно православным канонам помогают народные традиции. Народные традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени. Ценность традиций в том, что они хранят накопленный культурный опыт наших предков, обогащают нашу жизнь духовным наследием народа через практику празднования и соблюдения знаковых религиозных событий.
В книге «Лето Господне» Ивана Шмелева к народным традициям относятся: православные праздники, обряды, обычаи, игры. Это изображение мира глазами ребенка: полнота радости, присутствие Бога, благой ритм праздников. «Русский дух», склад народной мысли и чувствования, впитанные в детстве, звучание гибкой, выразительной, колоритной московской речи, теперь почти забытой,– всё это оживает в произведении И.С.Шмелёва.
До революции 1917 года православные праздники (двунадесятые и великие) совпадали с государственными. И вся жизнь России была подчинена церковному кругу праздников. В свою очередь история православной религии – это часть истории и культуры русского народа [1].
В ходе прочтения художественного произведения мы постарались понять смысл кольцевой композиции произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне», познакомиться с традициями православных русских праздников в романе. Символический смысл «закольцованной» композиции романа заключается в том, что жизнь семьи Вани подчинена православному годовому циклу. Каждый день имеет свое значение. Особую роль играют двунадесятые праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, День Святой Троицы, Преображение Господне. Повествование начинается с Великого поста и заканчивается Масленицей. За Масленицей вновь следует Великий пост. Круг замыкается. Есть ощущение мира, который будет существовать вечно в таком круговороте.
Среди учащихся 6-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма» проведён соцопрос: какие православные праздники и народные традиции известны в их семье и особо чтятся? В опросе участвовали учащиеся 6 б класса, 25 человек. По результатам опроса лидируют православные праздники – их отмечают 64% одноклассников. Среди особо отмечаемых: Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица и Пасха. Традиционно в семьях ставится Рождественская елка, посещается Вертеп в Свято-Никольском храме г.Надыма, на Крещение происходит купание в проруби. На Масленицу пекутся блины. Пасха – это всегда крашеные яйца и куличи, многие одноклассники ходят всей семьей в церковь на службы.
Произведение И.С. Шмелёва «Лето Господне» не оставило нас равнодушными. Лейтмотив повести – формирование нравственных качеств человека. Писатель показывает нам подлинный уклад русской жизни. Семья Вани следует христианским традициям, отмечает православные праздники, помогает всем обездоленным и нищим, а также воспитывает детей в соответствии с христианскими канонами.
По мнению М.Дунаева, «Лето Господне» – книга Шмелёва о Промыслительной Божией помощи человеку в деле его спасения. И не случайно, пишет исследователь, начинается «Лето Господне» с Чистого понедельника, с Великого Поста – с сугубо очищения души через духовное переживание сорокадневного поста Самого Спасителя перед началом его проповеднического земного служения. В произведении укрепляется вера человека, питающая его дух. Человек идёт по времени, отмеченному событиями церковной жизни[2]. Не случайно и главы «Лето Господне» получили заглавия согласно названиям православным праздникам.
Есть ощущение мира, который будет существовать вечно в таком круговороте. Также мне близка тема семьи, любви к родителям, Богу, Родине, родной природе. В нашей семье и семьях моих одноклассников отмечаются православные праздники, чтятся христианские традиции.
Современная молодежь находится перед выбором своего жизненного пути, который в будущем определит, в конечном счете, и состояние развития всего российского общества. В современном обществе происходит переоценка всех базовых ценностей человека. Духовное возрождение современной России невозможно без соборов, храмов и церквей, приобщения детей и молодежи к ценностям православного мира. Если мы будем знать историю своей страны, своей малой Родины, то молодое поколение получит возможность сохранить, укрепить и развить традиции Православной России. Главную роль в становлении нравственных ориентиров для подрастающего поколения должна играть Церковь.
Желаю вам идти одной дорогой,
Желаю вместе строить храм,
Такой, в котором светлых окон много,
В котором петь и радоваться вам [6].
Список используемой литературы
1. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. – К., 2004. – С.17.
2. Дунаев М.М. Творчество И.С. Шмелева (1873-1950).// Православие и русская литература. Ч.5. – М., 2003. – С. 614-727.
3. Прокопов Т.Ф. Москворецкий златоуст: жизнь и книги Ивана Шмелева // Шмелев И.С. Неупиваемая чаша: Избр. произв. – М.: Школа-пресс, 1996. - С.12.
4. Шмелев И.С. Лето Господне. Т.2. – М.: Мол. Гвардия, 1991. - С.116.
5. Электронная библиотека [электронный ресурс] http://modernlib.ru/books/shmelev_ivan_sergeevich/leto_gospodne/read
6. В день свят суеты спят...[электронный ресурс] http://web-kvest.nethouse.ru/photoalbums/200441