Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества
Василий Сухомлинский
способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно
мимо радостей и горестей отдельного человека.
В наше время очень модным стало употребление в речи понятия «гражданин». А что в него вкладывается? В основном, мы слышим это слово, когда идет призыв в армию. Или когда говорят в целом о воспитании подрастающего поколения.
Согласно одному из определений, «гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы». Значит, гражданин – это тот, кто связан с государством на политико-правовой основе. А как же тогда патриотизм? Это обязанность служить Отчизне? А можно ли служить по обязанности? В чем выражается эта служба? Нужна ли такая служба вообще? Так много вопросов, а ответы на них весьма спорные. Возникли эти вопросы не на пустом месте, а потому, что очень остро стоит проблема гражданского становления молодежи.
Наша молодежь не накапливает духовного багажа, который способствует всестороннему формированию личности. Личности, которая способна построить семью, работать, быть активной при решении различных вопросов.
Конечно, можно всю вину переложить на государство, которое недостаточно контролирует поток информации, поступающей с экранов телевизоров; на газеты, переполненные материалами, которые не способствуют воспитанию; на общество, которому присущи равнодушие и жестокость. Но ведь общество состоит из нас. Из людей думающих и много говорящих о том, как надо правильно воспитывать молодежь, какую цензуру ввести в СМИ, что запретить и что разрешить. Как же тогда быть? Наверное, настало время, не просто говорить, а предпринимать конкретные меры по формированию духовно-нравственного мира молодежи.
Как отмечают многие представители Русской Православной Церкви «тема патриотического и духовно-нравственного воспитания чрезвычайно важна сегодня для нашего Отечества. Только возобновив непосредственную связь со своей историей, вернувшись к глубинным смыслам нашего прошлого, Россия сможет сохранить свою целостность и получить импульс для движения вперед.»[1]
Важность темы определяется тем, что радикальные социально-политические преобразования в нашей стране в течение последних двух десятилетий значительно трансформировали духовный облик общества, существенным образом отразились на всех сферах жизнедеятельности россиян, во многом изменили их мировосприятие - «уходит в историю XX век. Он дал народам России колоссальный исторический, социальный и духовный опыт. Дважды за столетие в России кардинально менялся политический строй, менялись идеалы и сама жизнь.»[2]
Можно согласиться со многими авторами, что одной из самых главных проблем нормативного обеспечения духовно-нравственное воспитание защитников Отечества остается неопределенность самого понятия «духовно-нравственного воспитания»
Как указывает в своей работе Протоиерей Евгений Шестун «следует сразу оговориться, что такие понятия, как "воспитание", "духовность", "духовно-нравственное становление", в существующем законодательстве практически отсутствуют»[3].
Ширшов В.Д. также отмечает, что «необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не достаточно разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян».[4]
Таким образом, нам необходимо обратить внимание на создание единой действенной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая будет построена на совместной работе религиозных и светских организаций.
Всем известно, что человек, который не знает истории своего государства, не сможет построить будущее. Но ведь наша история, история России тесно связана с религией. Именно тесная связь с религией сформировала устойчивую основу российской гражданственности, которая строится, прежде всего, на любви к своему Отечеству. В свою очередь любовь к Отечеству основана на любви к своей семье, месту, где человек родился; на желании трудиться на благо своей семьи и, соответственно, своего Отечества. Поэтому при создании программы патриотического воспитания необходима активная позиция Православной церкви. Именно священнослужители грамотно и аргументировано смогут донести как до детей, так и до родителей важность формирования духовно-нравственной основы в человеке, на которой строится патриотизм и развивается Личность. На современном этапе развития общества, разумеется, идет сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания подрастающего поколения. Даже введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Но, к сожалению, это вялотекущее сотрудничество. Все возложено на школу. По всем пунктам обязана школа. Школа должна провести родительские собрания и убедить родителей выбрать направление предмета, которое будут изучать их дети, разработать программу, обеспечить себя пособиями по предметам – создать условия для реализации программы. А какова роль Церкви?..
Если мы хотим результат, то мы должны объединить все усилия и использовать все возможности для достижения этого результата. Пора отвыкать винить всех в бездействии, нужно самим стараться качественно выполнять свою работу. Тогда наша молодежь будет видеть перед глазами достойный пример, и, возможно, начнет осознавать значимость проблемы и искать пути ее решения.
Литература