Русское ㅤ государство ㅤ изначально ㅤ формировалось ㅤ из ㅤ многонационального, ㅤ разноплеменного ㅤ населения. ㅤ Проводившаяся ㅤ христианизация ㅤ завоёванных ㅤ в ㅤ разное ㅤ время ㅤ язычников ㅤ являлась ㅤ составной ㅤ частью ㅤ колониальной ㅤ политики ㅤ России. ㅤ Входившие ㅤ в ㅤ её ㅤ состав ㅤ язычники, ㅤ которых ㅤ называли ㅤ «иные ㅤ народы» ㅤ («инородцы»), ㅤ обладали, ㅤ как ㅤ правило, ㅤ сформировавшимися ㅤ и ㅤ устоявшимися ㅤ духовными ㅤ традициями, ㅤ религиозно-мировоззренческими ㅤ представлениями, ㅤ обычаями, ㅤ обрядовой ㅤ системой. ㅤ
Актуальность ㅤ исследования. ㅤ Последнее ㅤ десятилетие ㅤ в ㅤ истории ㅤ России ㅤ характеризуется ㅤ важными ㅤ переменами ㅤ не ㅤ только ㅤ в ㅤ государственной ㅤ и ㅤ общественной ㅤ жизни, ㅤ но ㅤ и ㅤ в ㅤ духовной ㅤ сфере. ㅤ Эти ㅤ процессы ㅤ дают ㅤ возможность ㅤ современным ㅤ исследователям ㅤ историкам, ㅤ культурологам, ㅤ философам ㅤ по-новому ㅤ взглянуть ㅤ на ㅤ историко-культурные ㅤ процессы. ㅤ
Цель ㅤ исследования ㅤ состоит ㅤ в ㅤ выявлении ㅤ роли ㅤ и ㅤ значения ㅤ христианства ㅤ в ㅤ духовной ㅤ жизни ㅤ коренных ㅤ народов ㅤ Ямальского ㅤ Севера, ㅤ в ㅤ анализе ㅤ духовно-нравственного ㅤ климата ㅤ проведения ㅤ христианизации.
Задачи ㅤ исследования:
1. Рассмотреть ㅤ и ㅤ выявить ㅤ особенности ㅤ жизненного ㅤ уклада ㅤ и ㅤ языческих ㅤ верований ㅤ малых ㅤ этносов ㅤ Ямальского ㅤ Севера, ㅤ формы ㅤ присутствия ㅤ религии ㅤ в ㅤ повседневной ㅤ жизни.
2. Проанализировать ㅤ историко-культурные ㅤ предпосылки ㅤ распространения ㅤ христианства ㅤ в ㅤ Сибири, ㅤ и в ㅤ особенности ㅤ на ㅤ Ямальском ㅤ Севере.
3. Охарактеризовать ㅤ и ㅤ проанализировать ㅤ последствия ㅤ христианизации, ㅤ показать ㅤ взаимосвязь ㅤ духовных ㅤ ценностей ㅤ православия ㅤ и ㅤ язычества.
Главным ㅤ принципом ㅤ исследования ㅤ выступал ㅤ принцип ㅤ историзма, ㅤ позволивший ㅤ рассмотреть ㅤ процесс ㅤ христианизации ㅤ коренных ㅤ этносов ㅤ Ямальского ㅤ Севера ㅤ с ㅤ учётом ㅤ динамики ㅤ и ㅤ взаимосвязи ㅤ отдельных ㅤ элементов ㅤ и ㅤ явлений. ㅤ В ㅤ работе ㅤ также ㅤ были ㅤ использованы ㅤ приемы ㅤ и ㅤ методы ㅤ культурологического ㅤ подхода.
В ㅤ отечественном ㅤ и ㅤ зарубежном ㅤ религиоведении ㅤ проблема ㅤ методологии ㅤ исследования ㅤ религии так ㅤ или ㅤ иначе ㅤ затрагивалась ㅤ многими ㅤ авторами ㅤ на ㅤ протяжении ㅤ долгого ㅤ времени
Слово ㅤ «религия» ㅤ имеет ㅤ различные ㅤ значения. ㅤ Религия ㅤ как ㅤ «чистая ㅤ энергия ㅤ разума» ㅤ (И. Кант), ㅤ религия ㅤ как ㅤ «навык ㅤ личности ㅤ поступать ㅤ и ㅤ мыслить ㅤ добродетельно» ㅤ (И. ㅤ Фихте), ㅤ «система ㅤ мышления ㅤ и ㅤ действия, ㅤ ㅤ ㅤ позволяющая ㅤ ㅤ индивиду ㅤ ㅤ ㅤ вести ㅤ ㅤ ㅤ осмысленное ㅤ ㅤ ㅤ существование ㅤ ㅤ ㅤ и ㅤ дающая ㅤ объект ㅤ для ㅤ преданного ㅤ служения» ㅤ – вот ㅤ некоторые ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ трактовки, ㅤ даваемые ㅤ понятию ㅤ «религия» ㅤ[3, ㅤ c.54].
Православие ㅤ при ㅤ формировании ㅤ российского ㅤ государства ㅤ выступило ㅤ как ㅤ связующее ㅤ звено. ㅤ Деятельность ㅤ Православной ㅤ церкви ㅤ явилась ㅤ ㅤ основой ㅤ успехов ㅤ в ㅤ просвещении ㅤ и ㅤ становлении ㅤ с ㅤ коренными ㅤ жителями ㅤ Крайнего ㅤ Севера ㅤ добросердечных ㅤ отношений.
Процесс ㅤ становления ㅤ православия ㅤ среди ㅤ ㅤ коренных ㅤ народов ㅤ Крайнего ㅤ ㅤ Севера ㅤ проходил ㅤ несколько ㅤ этапов, ㅤ которые ㅤ могут ㅤ быть ㅤ определены ㅤ ㅤ следующим ㅤ образом:
- ㅤ «пассивный, ㅤ неофициальный, ㅤ стихийный» ㅤ – ㅤ до ㅤ 16-го ㅤ века;
- ㅤ «добровольный, ㅤ замирительный, ㅤ ранний» ㅤ – ㅤ ㅤ 16-й ㅤ век;
- ㅤ «период ㅤ активизации ㅤ и ㅤ расширения ㅤ деятельности ㅤ миссионерства» ㅤ – ㅤ 17-й ㅤ век;
- ㅤ «повсеместный, ㅤ насильственный» ㅤ – первая ㅤ половина ㅤ 18-го ㅤ века;
- ㅤ «период ㅤ спада, ㅤ кризиса ㅤ православного ㅤ миссионерства» ㅤ – ㅤ вторая ㅤ половина ㅤ 18-го ㅤ ㅤ – ㅤ начало ㅤ 19-го ㅤ веков ㅤ (политика ㅤ веротерпимости, ㅤ которую ㅤ поддерживала ㅤ Екатерина ㅤ Вторая, ㅤ отпадение ㅤ новокрещённых ㅤ от ㅤ православия);
- ㅤ «период ㅤ подъёма, ㅤ укрепления ㅤ миссии» ㅤ – середина ㅤ 19-го ㅤ века ㅤ ㅤ (время ㅤ правления ㅤ Николая ㅤ I, ㅤ возобновление ㅤ и ㅤ активизация ㅤ миссионерства);
- ㅤ «период ㅤ спада, ㅤ кризис ㅤ государственной ㅤ политики ㅤ в ㅤ отношении ㅤ северных ㅤ народов» ㅤ – ㅤ последняя ㅤ треть ㅤ 19-го ㅤ ㅤ - ㅤ начало ㅤ 20-го ㅤ веков ㅤ (непоследовательность, ㅤ двойственность ㅤ государственной ㅤ политики ㅤ в ㅤ отношении ㅤ инородцев, ㅤ разногласия ㅤ между ㅤ светской ㅤ и ㅤ церковной ㅤ властям).
- ㅤ «новый ㅤ этап ㅤ процесса ㅤ развития ㅤ ㅤ православия ㅤ ㅤ на ㅤ Крайнем ㅤ Севера» ㅤ – конец ㅤ 20-го ㅤ – ㅤ начало ㅤ 21-го ㅤ столетия. ㅤ [5; ㅤ с. ㅤ 36]
История ㅤ становления ㅤ православия ㅤ ㅤ на ㅤ Крайнем ㅤ Севере ㅤ связана ㅤ неразрывно ㅤ с ㅤ именем ㅤ Трифона ㅤ Печенгского ㅤ (1495-1583). ㅤ В ㅤ конце ㅤ 1520-х ㅤ годов ㅤ он ㅤ построил ㅤ ㅤ на ㅤ Печенге ㅤ монастырь, ㅤ который ㅤ ㅤ к ㅤ 1560-м ㅤ годам ㅤ стал ㅤ крупнейшим ㅤ культурным ㅤ и ㅤ хозяйственным ㅤ центром ㅤ округи. ㅤ В ㅤ 1572 ㅤ году ㅤ в ㅤ нем ㅤ находилось ㅤ ㅤ около ㅤ 50 ㅤ иноков ㅤ и ㅤ 200 ㅤ бельцов. ㅤ Монахи ㅤ занимались ㅤ торговлей ㅤ и ㅤ морским ㅤ промыслом, ㅤ оленеводством ㅤ и ㅤ скотоводством. ㅤ Иван ㅤ Грозный ㅤ предоставил ㅤ ㅤ монастырю ㅤ жалованные ㅤ грамоты ㅤ на ㅤ соляные ㅤ варницы ㅤ и ㅤ земельные ㅤ владения, ㅤ поручил ㅤ собирать ㅤ оброк ㅤ и ㅤ государственную ㅤ дань ㅤ с ㅤ ряда ㅤ лопских ㅤ погостов. ㅤ Доля ㅤ ㅤ данных ㅤ средств ㅤ применялась ㅤ ㅤ для ㅤ строительства ㅤ за ㅤ границами ㅤ монастыря ㅤ новых ㅤ храмов. ㅤ Обитель ㅤ Трифона, ㅤ таким ㅤ образом, ㅤ своеобразно ㅤ способствовала ㅤ ㅤ включению ㅤ Кольской ㅤ земли ㅤ в ㅤ орбиту ㅤ российской ㅤ государственности, ㅤ а ㅤ её ㅤ культуры ㅤ – в ㅤ зону ㅤ православия.
Так ㅤ исторически ㅤ сложилось, ㅤ что ㅤ в ㅤ эпохи, ㅤ когда ㅤ Россия ㅤ оказывалась ㅤ перед ㅤ выбором, именно ㅤ православная ㅤ церковь ㅤ являлась ㅤ той ㅤ социальной ㅤ структурой, ㅤ которая ㅤ существуя ㅤ наравне ㅤ с ㅤ государством ㅤ
ㅤ ㅤРусская ㅤ церковь ㅤ в ㅤ настоящее ㅤ время ㅤ отделена ㅤ от ㅤ государства, ㅤ но ㅤ она ㅤ не ㅤ отделена ㅤ от ㅤ народа ㅤ и ㅤ в ㅤ последнее ㅤ время ㅤ очень ㅤ ㅤ востребована ㅤ большинством ㅤ .
Опыт ㅤ периода ㅤ государственно-церковных ㅤ отношений ㅤ 19 ㅤ века ㅤ используется ㅤ как ㅤ предупреждение, ㅤ потому ㅤ как ㅤ тогда ㅤ церковь ㅤ с ㅤ точки ㅤ зрения ㅤ права ㅤ была ㅤ отдельным ㅤ государственным ㅤ звеном, ㅤ и ㅤ многие ㅤ стороны ㅤ её ㅤ деятельности ㅤ канонизировались, ㅤ а ㅤ это ㅤ приводило ㅤ к ㅤ недовольству ㅤ общества.
ㅤ Мы ㅤ знаем, ㅤ что ㅤ результат ㅤ такого ㅤ положения ㅤ в ㅤ государстве ㅤ Русской ㅤ православной ㅤ церкви ㅤ ㅤ и ㅤ ㅤ другие ㅤ ㅤ общественно-политические ㅤ процессы ㅤ привели ㅤ Россию ㅤ к ㅤ революции ㅤ в ㅤ начале ㅤ 20 ㅤ века ㅤ [7, ㅤ c.32].
ㅤ Таким ㅤ образом, ㅤ значение ㅤ роли ㅤ ㅤ вероисповедания ㅤ ㅤ ㅤ в ㅤ государственной ㅤ и ㅤ общественной ㅤ жизни ㅤ России ㅤ должно ㅤ определяться ㅤ необходимостью ㅤ с ㅤ юридической ㅤ точки ㅤ зрения ㅤ ㅤ ㅤ совершенствовать ㅤ ㅤ ㅤ взаимодействие ㅤ государства ㅤ и ㅤ Русской ㅤ православной ㅤ церковью ㅤ ㅤ в ㅤ современных ㅤ условиях, ㅤ а ㅤ также ㅤ совершенствовать ㅤ законодательно ㅤ все ㅤ вопросы, ㅤ которые ㅤ бы ㅤ ㅤ касались ㅤ ㅤ ㅤ политики ㅤ вероисповедания, ㅤ свободы ㅤ совести ㅤ ㅤ и ㅤ деятельности ㅤ религиозных ㅤ организаций ㅤ в ㅤ России, ㅤ учитывая ㅤ современные ㅤ требования ㅤ законодательного ㅤ регулирования ㅤ ㅤ вопросов ㅤ.
Изучение правовых аспектов совместной деятельности Русской православной церкви и государства в 19 веке в сфере образовательного и воспитательного направления приобретает сейчас особенную значимость в условиях отсутствия общенациональной идеи в современном российском государстве на этапе проведения современных реформ .
Сейчас религия и право выступает мощным регулятором в поведении не только отдельного человека , но и определенных кругов общества ,а также она способна участвовать в событиях и решать межнациональные конфликты.
Таким образом, будет возложена на юристов ответственность к всесторонне взвешенному подходу в регулировании законодательства в религиозной составляющей жизни общества.
Возвращение Русской православной церкви в жизнь общества началось стремительно на рубеже 80–90-х годов 20 века, а это привело к возникновению положительных и отрицательных сторон в данном процессе.
Так, к примеру, в условиях демократизации общества России и утраты ими системы ценностей советского периода, повлекло к возникновению множества религиозных сект.
И у народа появилась возможность выбора духовных ориентиров.
Главная задача права – создание такой правовой базы, от которой зависела бы духовная безопасность гражданского общества и способность защитить граждан страны от сектантов, а также от религиозного экстремизма .
Именно сейчас Русская православная церковь – активный участник многих государственных, культурных и общественно-политических мероприятий и акций, которые происходят в стране.
Поэтому необходимо учитывать с разных сторон имеющийся опыт в государственно- и общественно-церковных отношениях при выработке определённых моделей взаимоотношений государства и церкви, учитывая современные требования законодательного регулирования.
Для того чтобы обеспечить стабильное существование развития духовной стороны общества, необходимо учесть и новое устройство мира в целом. При этом в государственно-церковных отношениях должна быть учтена взвешенная политика государства в религиозном вопросе при сохранении светского характера государства.
ㅤ
ㅤ ㅤ ㅤ В ㅤ наше ㅤ время ㅤ множество ㅤ храмов ㅤ на ㅤ Ямале ㅤ освящено ㅤ в ㅤ честь ㅤ Николая ㅤ Чудотворца. ㅤ Например, ㅤ жители ㅤ городов ㅤ гг.Надым, ㅤ Губкинский ㅤ и ㅤ Тарко-Сале ㅤ благодарят ㅤ Бога ㅤ за ㅤ то, ㅤ что ㅤ в ㅤ их ㅤ городах ㅤ храмы ㅤ освящены ㅤ в ㅤ честь ㅤ одного ㅤ из ㅤ самых ㅤ почитаемых ㅤ в ㅤ Сибири ㅤ святых ㅤ – ㅤ Николая ㅤ Чудотворца. ㅤ К ㅤ Николаю ㅤ Чудотворцу ㅤ у ㅤ коренных ㅤ северян ㅤ – ㅤ ненцев, ㅤ хантов ㅤ и ㅤ селькупов ㅤ – ㅤ совершенно ㅤ особое ㅤ отношение. ㅤ
Как ㅤ ни ㅤ удивительно, ㅤ но ㅤ в ㅤ жилищах ㅤ народа ㅤ ханты, ㅤ в ㅤ чумах ㅤ ненцев ㅤ и ㅤ селькупов ㅤ легко ㅤ и ㅤ свободно ㅤ «уживались» ㅤ языческие ㅤ идолы ㅤ и ㅤ православные ㅤ иконы ㅤ Николая ㅤ Чудотворца, ㅤ глубоко ㅤ чтимые ㅤ и ㅤ бережно ㅤ хранимые ㅤ ими ㅤ по ㅤ сей ㅤ день ㅤ [1, ㅤ c.34].
У ㅤ многих ㅤ северных ㅤ народов, ㅤ например, ㅤ у ㅤ лесных ㅤ и ㅤ тундровых ㅤ ненцев, ㅤ встречаются ㅤ детские ㅤ сказки, ㅤ где ㅤ добрым ㅤ героем ㅤ выступает ㅤ Николай ㅤ Чудотворец. ㅤ Ненцы ㅤ называют ㅤ его ㅤ Луса-Вэсако ㅤ – ㅤ Русский ㅤ Старик ㅤ или ㅤ Старик-Миколай ㅤ (Миколай-Вэсако). ㅤ Жители ㅤ тайги ㅤ и ㅤ тундры ㅤ считают, ㅤ что ㅤ Старик-Миколай ㅤ ведает ㅤ вопросами ㅤ установления ㅤ хорошей ㅤ погоды ㅤ и ㅤ помогает ㅤ на ㅤ охоте ㅤ и ㅤ промыслах. ㅤ По ㅤ всей ㅤ видимости, ㅤ основой ㅤ для ㅤ создания ㅤ этих ㅤ сказок ㅤ стали ㅤ молитвы ㅤ и ㅤ житие ㅤ святого, услышанные ㅤ ненцами ㅤ от ㅤ священнослужителей ㅤ и ㅤ вошедшие ㅤ в ㅤ национальный ㅤ ненецкий ㅤ фольклор. ㅤ Во ㅤ всех ㅤ ненецких ㅤ сказках ㅤ Русский ㅤ Старик ㅤ всегда ㅤ приходит ㅤ на ㅤ помощь ㅤ тем, ㅤ кто ㅤ в ㅤ ней ㅤ нуждается, ㅤ борется ㅤ с ㅤ несправедливостью, ㅤ помогает ㅤ детям ㅤ и ㅤ побеждает ㅤ злых ㅤ духов. ㅤ В ㅤ некоторых ㅤ сказках ㅤ Русский ㅤ Старик ㅤ даже ㅤ имеет ㅤ жену ㅤ – ㅤ хранительницу ㅤ семейного ㅤ очага, ㅤ которая ㅤ всегда ㅤ и ㅤ во ㅤ всех ㅤ делах ㅤ помогает ㅤ ему ㅤ добрым ㅤ советом.
По ㅤ одной ㅤ версии ㅤ он ㅤ был ㅤ расстрелян ㅤ 10 ㅤ октября ㅤ 1937 ㅤ года ㅤ в ㅤ Верхне-Уральском ㅤ политизоляторе. ㅤ Место ㅤ захоронения ㅤ митрополита ㅤ Петра ㅤ до ㅤ сего ㅤ дня ㅤ остаётся ㅤ невыясненным. ㅤ В ㅤ феврале ㅤ 1997 ㅤ года ㅤ митрополит ㅤ Пётр ㅤ был ㅤ причислен ㅤ к ㅤ лику ㅤ святых. ㅤ В ㅤ настоящее ㅤ время ㅤ в ㅤ городе ㅤ Тарко-Сале ㅤ в ㅤ районе ㅤ нового ㅤ городского ㅤ кладбища, ㅤ расположенного ㅤ в ㅤ районе ㅤ Второй ㅤ речки, ㅤ усилиями ㅤ настоятеля ㅤ Свято-Никольского ㅤ храма ㅤ иерея ㅤ Алексия ㅤ Падылина ㅤ на ㅤ средства ㅤ предприятий, ㅤ работающих ㅤ на ㅤ территории ㅤ Пуровского ㅤ района, ㅤ возводится ㅤ часовня ㅤ в ㅤ честь ㅤ священномученика ㅤ митрополита ㅤ Петра ㅤ (Полянского).
Торжественное ㅤ открытие ㅤ Свято-Никольского ㅤ храма ㅤ города ㅤ Тарко-Сале ㅤ состоялось ㅤ 19 ㅤ декабря ㅤ 2004 ㅤ года ㅤ в ㅤ день ㅤ памяти ㅤ Святителя ㅤ Николая, ㅤ а ㅤ 22 ㅤ мая ㅤ 2005 ㅤ года ㅤ в ㅤ день ㅤ памяти ㅤ перенесения ㅤ святых ㅤ мощей ㅤ Николая ㅤ Чудотворца ㅤ из ㅤ города ㅤ Миры ㅤ Ликийские ㅤ (Турция) ㅤ в ㅤ город ㅤ Бари ㅤ (Италия) ㅤ архиепископ ㅤ Тобольский ㅤ и ㅤ Тюменский ㅤ Димитрий ㅤ освятил ㅤ новый ㅤ Свято-Никольский ㅤ храм. ㅤ
ㅤ В ㅤ работе ㅤ были ㅤ предприняты ㅤ ㅤ возможности ㅤ раскрыть ㅤ основные ㅤ этапы ㅤ становления ㅤ православия ㅤ на ㅤ Крайнем ㅤ Севере. ㅤ ㅤ Русское ㅤ государство ㅤ изначально ㅤ формировалось ㅤ из ㅤ многонационального, ㅤ разноплеменного ㅤ населения. ㅤ
Время ㅤ стёрло ㅤ из ㅤ человеческой ㅤ памяти ㅤ имена ㅤ первых ㅤ строителей ㅤ храмов ㅤ и ㅤ часовен ㅤ и ㅤ тех ㅤ русских ㅤ людей, ㅤ которые, ㅤ несмотря ㅤ ни ㅤ на ㅤ какие ㅤ трудности ㅤ смело ㅤ шли ㅤ вперед ㅤ на ㅤ Крайний ㅤ Север ㅤ обустраивать ㅤ новые ㅤ земли ㅤ для ㅤ Российского ㅤ государства. ㅤ Они ㅤ строили ㅤ новые ㅤ города, ㅤ храмы, ㅤ основывали ㅤ новые ㅤ монастыри ㅤ и ㅤ обители ㅤ и ㅤ несли ㅤ слово ㅤ Божье ㅤ коренным ㅤ народам ㅤ Севера.
Церковь ㅤ проповедовала ㅤ ценность ㅤ человеческой ㅤ жизни, ㅤ ценности ㅤ ㅤ брака ㅤ и ㅤ недопустимость ㅤ развода, ㅤ проповедовала ㅤ преобладание ㅤ духовных ㅤ идей ㅤ над ㅤ ㅤ материальным ㅤ накоплением, ㅤ ㅤ выступала ㅤ против ㅤ ㅤ смертной ㅤ казни ㅤ в ㅤ России.
Государство ㅤ обязано ㅤ помогать ㅤ гражданам ㅤ в ㅤ реализации ㅤ их ㅤ ㅤ ㅤ потребностей ㅤ в ㅤ вероисповедании, ㅤ потому ㅤ как ㅤ религия ㅤ представляет ㅤ собой ㅤ ㅤ ㅤ источник ㅤ культурных ㅤ и ㅤ этических ㅤ ценностей, ㅤ возникающий ㅤ ㅤ в ㅤ обществе, ㅤ ㅤ а ㅤ также ㅤ содействует ㅤ укреплению ㅤ общественных ㅤ отношений ㅤ и ㅤ разрешению ㅤ ㅤ конфликтов, ㅤ ㅤ социальных ㅤ и ㅤ правовых.
Библиографический список
1. Алексеева ㅤ Л. ㅤ В. ㅤ Взаимодействие ㅤ хозяйственных ㅤ систем ㅤ Ямальского ㅤ Севера ㅤ в ㅤ условиях ㅤ НЭП ㅤ и ㅤ командно-административной ㅤ экономики ㅤ (1921-1929г.г.) ㅤ [Текст] ㅤ / ㅤ Л.В. ㅤ Алексеева. ㅤ – ㅤ Салехард ㅤ ; ㅤ Екатеринбург ㅤ : ㅤ Банк ㅤ культурной ㅤ информации, ㅤ 2006. ㅤ – ㅤ 188 ㅤ с.
2. История ㅤ Ямала: ㅤ Дискуссии ㅤ и ㅤ научные ㅤ решения ㅤ [Текст] ㅤ : ㅤ сборник ㅤ научных ㅤ трудов. ㅤ – ㅤ Салехард ㅤ ; ㅤ Екатеринбург ㅤ : ㅤ Банк ㅤ культурной ㅤ информации, ㅤ 2006. ㅤ – ㅤ 240 ㅤ с. ㅤ
3. Косинова ㅤ В.Д. ㅤ Воспитание ㅤ гражданственности ㅤ и ㅤ патриотизма ㅤ на ㅤ уроках ㅤ культуры ㅤ народов ㅤ Ямала ㅤ [Текст]. ㅤ – ㅤ М.,2015. ㅤ – ㅤ 288 ㅤ с. ㅤ
4. Обухов, ㅤ А.С. ㅤ Развитие ㅤ исследовательской ㅤ деятельности ㅤ учащихся ㅤ [Текст]. ㅤ – ㅤ 2-е ㅤ изд., ㅤ перераб. ㅤ и ㅤ доп. ㅤ – ㅤ М.: ㅤ Национальный ㅤ книжный ㅤ центр, ㅤ 2015. ㅤ – ㅤ 288 ㅤ с. ㅤ ㅤ
5. Милюков ㅤ Методическое ㅤ пособие ㅤ по ㅤ популяризации ㅤ государственных ㅤ символов ㅤ России ㅤ для ㅤ учреждений ㅤ культуры ㅤ округа ㅤ [Текст] ㅤ : ㅤ специальное ㅤ приложение ㅤ к ㅤ сборнику ㅤ информационно-аналитических ㅤ материалов ㅤ « ㅤ Культура ㅤ Ямала ㅤ » ㅤ / ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ Э.А. ㅤ Эйхман. ㅤ – ㅤ Салехард ㅤ : ㅤ ЗАО ㅤ « ㅤ СПЭЙБ ㅤ » ㅤ , ㅤ 2005. ㅤ – ㅤ 120 ㅤ с. ㅤ
6. П.Н. ㅤ Очерки ㅤ по ㅤ истории ㅤ русской ㅤ культуры: ㅤ В ㅤ 3 ㅤ т. ㅤ М., ㅤ 1993. ㅤ Т. ㅤ 1.- ㅤ С. ㅤ 61.
7. Приуральский ㅤ район ㅤ на ㅤ карте ㅤ Ямало-Ненецкого ㅤ автономного ㅤ округа ㅤ [ ㅤ Текст ㅤ ] ㅤ . ㅤ – ㅤ Екатеринбург ㅤ : ㅤ Сред. ㅤ – ㅤ Урал. ㅤ кн. ㅤ изд-во, ㅤ 2000. ㅤ – ㅤ 336 ㅤ с.
8. Степанищев ㅤ А.Г. ㅤ Методический ㅤ справочник ㅤ учителя ㅤ истории. ㅤ Гуманитарный ㅤ издательский ㅤ центр ㅤ Владос, ㅤ М., ㅤ 200, ㅤ ㅤ - ㅤ 178 ㅤ с.