Карякина Елена Викторовна
инструктор ФК
МБДОУ «ДС «Буратино»
Пуровский район, г.Тарко-Сале
"Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь…"
Святейший Патриарх Кирилл
Воспитание – это процесс ответственный и серьёзный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны! В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы. Она предполагает развитие таких качеств, как честность, милосердие, трудолюбие, ответственность, патриотизм, любовь к Родине. Сегодня, когда на нас особенно воздействует внешняя среда: средства массовой информации, стереотипы, православная вера и традиции помогают эти чувства сохранить, а задача взрослых, состоит в том, чтобы эти качества стали внутренними ориентирами личности каждого ребёнка.
Православие и физическая культура, на первый взгляд совершенно разные понятия, предусматривающие собой развитие совершенно разных сторон личности. Православие оказывает влияние на духовное развитие личности, а физическая культура на телесное развитие человека. Могут ли эти две области выступать в тандеме воспитания? Я считаю, что да. Попробую это доказать.
Дошкольный возраст является основным фундаментом развития ребёнка, так скажем стартовым началом. Это время развития внутренних сил ребёнка, как душевных, так и телесных. В этот период становление личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств. (2. С. 3)
Православный компонент в воспитательно – образовательном пространстве, формирует духовно-нравственную ответственность как нельзя лучше. Именно поэтому крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ), систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и духовно здорового человека. Развитие этой системы зависит от активности и мастерства педагогов.
На мой взгляд, все нравственные качества, перечисленные выше, можно воспитать в ребёнке посредством приобщения к занятиям физической культурой. Я уверенна, что физическая культура, это не только физическое развитие ребенка, ведь в ней заложена основа воспитания культурного человека. Не зря это понятие так и звучит - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Она представляет собой совокупность ценностей, используемых в целях не только физического, но интеллектуального, нравственного развития. Занятия физической культурой имеют большое значение в формировании личности, учат активности, целенаправленности, честности, справедливости, порядочности и другим добродетелям.
Мы найдем множество примеров начиная с давних времён и по сей день, когда занятия физической культурой имели положительное влияние на человека.
Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом: плавала, играла в теннис. Впоследствии ее физическая подготовка позволила ей выдержать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.
Очень сложно представить, что было бы, если бы Пересвет не занимался физическими упражнениями и выехал на бой с Челубеем. Стоит отметить, что победу в этом поединке Александру Пересвету помогла одержать и духовная сила, да и выйти на эту важную битву подвигли духовно-нравственные качества: смелость, любовь к своему Отечеству.
Великому русскому полководцу Александру Невскому, с детского возраста впитывали желание быть сильными, смелыми, благородными, формировали нравственные понятия: долг, честь, служение Отечеству, воспитывали навыки дружелюбного общения. В то время люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин и не признавали долгого детства. Уже в 3 года маленького Александра посадили на коня и стали обучать воинскому делу, а в 20 лет Александр уже самостоятельно стал управлять городом Новгородом.
Сегодня мы имеем возможность уделить особое внимание формированию представлений о православной культуре и духовному просвещению дошкольников. Именно этим аспектам уделяется значение в организации воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении. Православный компонент в воспитательно – образовательной деятельности заключается в знакомстве с культурой и традициями русского народа.
Сохранив традиции, шагая в ногу со временем, выполняя федеральные государственные стандарты нами был накоплен опыт работы в этом направлении. Он представлен организацией проведения православных праздников, тематических бесед, творческих выставок, конкурсов, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Ежегодными стали праздники: «Посиделки на Покров», «Рождественские вечера», «Встречаем Пасху», «Масленица», «Троица» и т д. В ходе подготовки к праздникам, мы знакомим детей с художественными произведениями, изображениями икон, с житием святых, с традициями этих праздников, рассказываем, как правильно их встречать, а родители представляют семейный опыт встречи праздников. Празднования включают в себя увлекательные игры, беседы, театрализованные представления, просмотр детьми видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события.
Выставки совместного творчества: «Бабушкины руки», «Семейные рецепты», «Ангел – вестник Рождества», «Святая Пасха» - повышают заинтересованность к освоению культурных ценностей, содействуют развитию творчества, воображения, укрепляют связь поколений.
Конкурсы: «Моя родословная», «Рождественский вертеп», «Пасхальные сувениры», «Ромашковое счастье» - повышают уровень вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Участие в благотворительных акциях: «Покормите птиц зимой», «Не рубите ёлочку», «Письмо Победы», «Посылка солдату» - способствуют популяризация благотворительности, формированию у детей позитивных установок на добровольческую деятельность, развивают способность к сопереживанию, сочувствию, воспитывают доброжелательность, ответственность, отзывчивость и милосердие.
Большой развивающий потенциал несёт в себе работа над исследовательскими проектами: «Богатыри земли русской», «Семейные традиции» и др., в ходе реализации того или иного проекта, дети совместно с педагогами и родителями увлечены исследовательской работой по сбору информации, продуктивной деятельностью.
Организовывая мероприятия, связанные с православными традициями русского народа, мы всегда стремимся, чтобы родители стали нашими единомышленниками. Присутствуя на совместных мероприятиях, видя, какие чувства и эмоции испытывают дети, родители начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней.
Приобщение детей к православной культуре и связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
В настоящее время, нам остро не хватает простых физических упражнений, современная молодежь больше предпочитает сидеть за гаджетами, в социальных сетях, играть в компьютерные игры, нежели уделять внимание гармоничному развитию своей личности, и в том числе воспитанию тела. Несформированность мотивации к физическому воспитанию как важнейшему фактору физического и социального благополучия, приводят к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.
Я как любитель спорта и педагог по физической культуре в дошкольном учреждении, считаю физкультуру одним из важных средств воспитания человека. Рассматриваю её как многогранное средство оздоровительного, воспитательного и образовательного значения. Правильное построение педагогического процесса, использование разнообразных форм занятий физической культурой помогает мне оказывать положительное воздействие не только на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников, но и способствовать развитию нравственных навыков. В процессе проведения любого режимного момента физической активности, формирую у дошкольников культуру поведения, дисциплинированность.
Большой воспитательный эффект развития нравственных чувств несомненно оказывает подвижная игра. Наличие правил и требование к их соблюдению, ставят участников игры в положение равноправных. При этом соблюдение правил воспитывает выдержку. Содержание многих игр требует выручки товарищей, при этом есть риск самому попасть в трудную ситуацию, таким образом решаю нравственную задачу забыть о собственных интересах, проявить смелость и оказать помощь. Так дети в процессе игры усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, таким образом формируются понятия о чести, совести, порядочности, морали. При руководстве игрой обязательно использую методы убеждения, оценку поступков (одобрения, поощрение, порицание). Говоря о воспитательной роли игры, хотелось бы отметить, что при знакомстве дошкольников с русскими народными играми православие и физическая культура тесно взаимосвязаны, с одной стороны дети знакомятся с культурой русского народа, а с другой посредством игры происходит развитие физических качеств, коммуникативных навыков, нравственных чувств.
На занятиях воспитываю у детей желание помочь ближнему, например, если вдруг у кого-то не получается выполнить упражнение, прошу оказать помощь. Обращаю внимание, что не допустимо смеяться над неловкостью и неудачами других, на этом месте может оказаться каждый из нас. Учу их сравнивать себя не с другими, а сравнивать себя с собой «вчерашним». В конце каждого занятия подвожу итог: отмечаю не только самого сильного или ловкого, но и самого трудолюбивого, старательного. Обязательно отмечу, что кто-то стал сегодня смелее, чем вчера или похвалю ребёнка, который не достиг на занятии успеха в прыжке, но укажу что он стал более внимательный и у него обязательно всё получиться. Считаю важным, в каждом малыше, открыть чувство победы над собой, умение заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем он может. Твёрдо убеждена в преобразующей силе физической культуры! Она делает неуклюжего - ловким, медлительного – быстрым, агрессивного – сдержанным, слабого – сильным, болезненного – здоровым, неуверенного - целеустремлённым.
Участие в спортивных соревнованиях позволяют развивать самостоятельность, чувство ответственности и умение работать в команде. Ещё на стадии подготовки к соревнованиям делаю акцент на том, что от действий каждого участника зависит достижение успеха, это воспитывает собранность и ответственность. В спортивных соревнованиях обязательно, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. В такой ситуации формирую правильное отношение к проигрышу и выигрышу. Прививаю уважение к сопернику, в случае выигрыша предлагаю пожать руку другим командам. А в случае проигрыша относиться к соперникам уважительно и доброжелательно, подчёркиваю, что борьба была честной.
Для реализации работы по духовно - нравственному воспитанию в нашем ДОУ созданы все необходимые условия, работа ведётся систематически и не прерывно, не зависимо от того, где находятся дети, в музыкальном зале, групповых комнатах или на спортивной площадке.
К сожалению, регламент доклада не позволяет представить всю работу, которая ведётся нами в этом направлении, но опыт работы нашего ДОУ доказывает, что православный компонент и физическая культура, формируют духовно - нравственное воспитание не только детей, но и родителей и эти два направления выступают единым механизмом воспитания.
Телесное и духовное в человеке тесно взаимосвязано. Развивая себя физически, мы укрепляемся духовно и наоборот, развивая себя духовно, мы укрепляем себя физически.
Список литературы
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
2. Логинова В.И., Бабаева Т. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.
3. Житие Александра Невского. Электронная книга. https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo