Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Просвещение через культуру

Просвещение через культуру


Вовченко Анжелика Сергеевна
заведующая методическим отделом
МКУК «Централизованная библиотечная система»
г. Салехард

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть окружение Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [13].

Просвещение представляет собой органичную часть нашей культурной, духовной жизни. Глубинная сущность его заключена не только в распространении знаний. Как отмечал русский философ XIX в. А.С.Хомяков «знание не есть истинное просвещение. Знание есть расширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверх знания, заключает в себе развитие высших начал — нравственных и духовных» [14]. По словарю В.И.Даля «просвещать» — значит «даровать свет умственный, научный и нравственный поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце» [3].

Таким образом, подлинный смысл просвещения через культуру заключается в органическом единстве науки, разума и нравственности, а не только интеллектуальном развитии человека. Большую роль в развитии культуры и просвещения сыграли библиотеки. Слова «библиотека» и «Библия» происходят от греческого biblion - книга. И это глубоко символично. В Писании сказано: «Вначале было Слово». Словом Божьим создан небесный и земной мир. Слово - материальное воплощение духа, человеческой мысли, духовных плодов человеческого разума, основа общения. Слово родило язык. Язык родил книгу. Книга родила библиотеку. Следуя этой логической цепи, можно сказать, что библиотекам самим Богом предначертано быть хранительницами и проповедницами духовности во всех ее проявлениях, дабы внести свой вклад в сохранение связи времен, а значит и самого человека.

Первые библиотеки в России появились в XI – XII веках в Киевской Руси. Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документального знания. Первые библиотеки были хранилищами - сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально – ценностное значение. С XIX в. её миссия пополнила новыми предназначениями – просвещение народа. Они становятся массовыми, приобретают качество самостоятельных учреждений, предназначенных для всех слоев населения. Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению. Именно поэтому их принято считать главной базой непрерывного образования и самообразования.

Сегодня библиотеки не утратили огромную значимость в жизни общества - это место, где возможно найти книгу по любой отрасли знаний необходимую для работы, учебы или развлечения. Образовательная и просветительская деятельность библиотек не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора. Через пропаганду Книги и Чтения библиотеки способствуют становлению человека как культурной, образованной личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.

Проводником, экскурсоводом по миру книг и необъятной литературной стране является библиотекарь. «Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря. Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения». Как истинный хранитель мудрости, «он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана» [13].

При существующем ныне дефиците духовности и культуры среди подрастающего поколения, библиотеки восполняют и дополняют образовательный процесс. Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании трудно переоценить. Как говорил замечательный английский учёный Джон Леббок, «каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье…»[15]. Сегодня нередко можно слышать об утраченных идеалах, нравственных ценностях, отсутствии у нашей молодёжи моральных принципов. Проблемы существуют, и для их решения необходимо обращаться к истокам духовности, опыту предшествующих поколений, традициям сотрудничества церковных, общественных и государственных структур на ниве духовно-нравственного просвещения.

Руководствуясь морально – этическими нормами библиотекарь направляет и руководит процессом чтения, используя в своей повседневной работе заветы о воспитании:

  • научить ребенка любить книгу
  • приобщить его к красоте и гармонии
  • научить наблюдательности в процессе чтения, в общении с людьми, при созерцании произведений искусства.

 

Особенно важно приобщать подрастающее поколение к духовно – нравственным идеалам, вести просветительскую деятельность через книгу и чтение. Книга и чтение – одно из основных средств возрождения духовности, формирования нравственного и творческого потенциала. Стимулирование общественного интереса к книге и чтению является важным фактором сохранения и развития отечественной культуры.

В настоящее время проблема поднятия престижа чтения, особенно у детей и молодежи, волнует разные профессиональные, общественные организации и государственные органы управления. Библиотеки как центры интеллектуального развития во все времена были и остаются открытым пространством для образования, общения и досуга.

Сегодня библиотекарь – должен стать для ребенка пастырем детского сердца, души, приобщая ребенка к чтению. Мамы и папы зачастую не знают, как помочь детям, что им читать, какие книги выбрать. А ведь потеря интереса к чтению ведет к духовной неграмотности. Задача всех библиотек помочь возродить в обществе лучшие национальные духовные традиции. Сделать это возможно только путем планомерной рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателя художественного вкуса и читательской культуры. Духовно-нравственное просвещение для жителей нашего города, стало одним из приоритетных направлений Централизованной библиотечной системы. В зоне нашего особого внимания находится молодёжь. Ведь именно молодое поколение нуждается в обретении ценностных ориентиров.

Решение проблем нравственного воспитания осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, уроки нравственности, книжно – иллюстративные экспозиции и др. С помощью книг сотрудники библиотек стараются воспитать в людях доброту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность

Для воспитанников детских садов разработаны мероприятия, на которых ребят доступным языком знакомят с литературой духовного содержания, с православными праздниками. Для школьников успешно реализованы комплексные программы: «Детское чтение для сердца и разума», «Культура. Чтение. Досуг», «Открывая книгу, открываем мир» разработка и реализация проектов, направлена на пропаганду книги и чтения среди детей, подростков и учащейся молодежи, повышение общей читательской культуры.

Наш опыт сотрудничества с религиозными организациями показал, что совместная организация мероприятий способствует сохранению христианских традиций, содействию формированию у детей, подростков и учащейся молодежи духовно - нравственных и культурно исторических ценностей Русской Православной Церкви. В рамках I Окружного Пасхального фестиваля прошел цикл мероприятий приуроченных к празднованию Святой Пасхи: книжно – иллюстративные выставки ко Дню православной культуры «Свет православной культуры», «Пасхи Божественный Свет»; познавательная беседа с элементами игровой программы «Свет Воссиял Великий», конкурсно – игровая программа «В гости Пасха к нам пришла…», урок творчества и общения «Пасхальным светом освещен наш дом…». Заключительным мероприятием Пасхального фестиваля было проведение городского творческого конкурса «Пасхальные радости». Все это способствует развитию сознания молодых людей, познавательной активности, самостоятельному осмыслению роли Красоты и Знания через православную культуру.

Именно библиотечное учреждение способно сформировать читательские интересы, воспитать информационную культуру, сориентировать читателя в огромном книжном мире. Все ценностные основания, заложенные в планах нашей работы, позволят осуществлять воспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей Человека как субъекта жизни, культуры, истории.

«Мы должны наряду с вопросами об информации, полученной ребенком из книги и ее использование, почаще интересоваться их чувствами, их образами, их мыслями, их мечтами, их ассоциациями, которые вызвала у них та или иная книга. Этот личностный элемент читательской рефлексии, «отдачи» себя книги и есть, очевидно, тот фундамент духовности, который является нашей родовой целью и зерном национальной самобытности» [19].


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт