Идея представляемого педагогического опыта состоит в возможности апробации складывающейся системы организации учебной деятельности по комплексному учебному курсу ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») с опорой не только на содержание учебника А. Кураева «Основы православной культуры», имеющиеся на сайте ОПКиСЭ тематические презентации, опыт работы учителей-новаторов, содержание рабочих тетрадей на печатной основе, но, в большей степени, на имеющийся у обучающихся минимальный культурологический, этический, исторический и морально-нравственный опыт.
Новизна складывающейся системы преподавания, апробации содержания и системы оценивания и мониторинга результатов образовательной деятельности: создаваемые и апробируемые мною поурочные «листы рефлексии» сочетают в своём содержании не только существующие планы-конспекты урока (шаталовская система опорных конспектов), но и листы «рефлексии», формирующие систему объективной самооценки и систему деятельностного (активного, познавательного, аксиологического) отбора и структурирования содержания учебного материала.
Педагогические ожидания учителя и образовательные ожидания обучающихся, вступающих на каждом уроке-исследовании в интеллектуальный конфликт между известным, существующим на фундаменте собственного социального, семейного, культурологического (часто хаотического) опыта обучающихся и формируемого в условиях проблемной, частично-поисковой, исследовательской, рефлексивной (аксиологической) деятельности, организуемой учителем и требующей поурочной объективной, аргументированной самооценки имеют логическое завершение в используемых «листах рефлексии».
Описание представляемого опыта работы пока не содержит целостного аналитического исследования и представляет собой систему уроков, построенных с использованием поурочных «листов рефлексии», презентация которых будет аргументирована после получения стабильного результата освоения комплексного учебного курса (к концу 5 класса, 1-ое полугодие) и определения универсальных (аргументированных) оснований для проведения мониторингового исследования.
Методологические противоречия прояснились только после многоэтапного анализа содержания учебника А. Кураева «Основы православной культуры» и результатов наблюдения за поведением и восприятием содержания дисциплины (учебника) обучающимися 4 - 5 класса.
Условно методологические противоречия можно представить в двух аспектах: 1. социальном; 2. этическом.
Социальные противоречия обусловлены столкновением двух процессов формирования религиоведческих представлений: обывательский (опыт семьи) способ воцерквления и светский способ восприятия религии как культурного факта русской истории. Успевшие сложиться семейные ценности, религиозные ценности, обывательское восприятие религиозных явлений и фактов создаёт методологические «помехи» в восприятии содержания культурологического курса «Основы православной культуры». Содержательный, стилистический, религиозно-языческий хаос представлений у обучающихся, сформированный социумом, родителями, семьёй осложняет логику восприятия и принятия существующих в православной культуре культурологических традиций, явлений и фактов.
Этическое противоречие, на мой взгляд, создано автором учебника и его гражданской (профессиональной) позицией: учебник «Основы православной культуры» создан воцерквлённым человеком, священником, который априори воспринимает всех читающих данное учебное пособие как сложившихся православных. У людей, у которых ещё не сложилось устойчивое восприятие Веры, далёких от религиозного восприятия жизни, это вызывает недоумение и настораживает определённой, стилистически и профессионально оправданной позицией А. Кураева, категоричностью и однозначностью примеров и выводов.
Поэтому промежуточным результатом нашей учебной деятельности стали ежеурочные «листы рефлексии», с содержанием которых знакомы родители обучающихся, которые создаются на каждый урок, индивидуальны для каждого обучающегося и включают в своё содержание не только тему, самостоятельно (и индивидуально) сформулированную обучающимся цель присутствия на уроке, основные понятия рассматриваемой темы, их индивидуальную оценку, но и самооценку обучающимся эффективности собственной интеллектуальной деятельности на уроке.
На каждом уроке мною апробируется разработанная техника применения «листов рефлексии» для поддержания познавательного интереса обучающихся, активного их включения в образовательный процесс урока, для формирования системной потребности в самооценке и взаимной объективной оценки результатов интеллектуальной деятельности на уроке. В начале каждого урока: после вводной проблемной беседы, разрешения проблемной ситуации, проблемной жеребьёвки, просмотра мультфильма, видеозаписи или прослушивания аудиозаписи обучающимся вместе с учебниками предлагаются «листы рефлексии», где заполняется тема и цель урока. Остальное содержание листа – основное (понятия и образы) заполняется в процессе анализа основного содержания урока, учебника или творческой работы. Последние категории (пункты) листа заполняются при подведении итогов урока, выражении личностного отношения к проблеме урока, теме урока, собственной деятельности и результатам этой интеллектуальной деятельности на уроке.
Результатом происходящих изменений могут быть только личные результаты образовательной деятельности обучающихся. Поскольку комплексный учебный курс ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») носит безотметочный, но оценочный характер, для обучающихся и их родителей важнее будет самооценка результатов деятельности на уроке и уровень выполнения итоговых творческих (проектных) работ, завершающих первый (в 4-ом классе) этап освоения содержания комплексного учебного курса и проектов, завершающих изучение комплексного учебного курса (в 5-ом классе).
Результатом эффективной деятельности учителя могут стать мониторинговые исследования, проведенные после полного завершения освоения содержания. Промежуточным результатом освоения курса ОРКиСЭ и аргументом эффективности деятельности учителя, осознанности восприятия обучающимися содержания учебного материала может быть признана система оценки вербальной креативности, разработанная С. Медником и Т. Торренсом. Проведенное диагностирование оценивает уровень развития вербального и невербального творчества как ведущего показателя личностного результата образовательной деятельности обучающегося. Кроме того, специфика содержания комплексного учебного курса ОРКиСЭ, может определить учебную успешность обучающихся на второй ступени обучения по гуманитарным предметам: истории, литературе, МХК, искусству, изобразительному искусству, русскому языку. Предметные результаты освоения комплексного учебного курса ОРКиСЭ носят отсроченный характер, при котором качественные результаты переходят в количественные по истечению определенного промежутка времени.
Профессиональные риски преподавания комплексного учебного курса ОРКиСЭ связаны, в первую очередь, в необходимости учителя быть атеистичным, а-конфессиональным в преподавании, во-вторых, без системного, своевременного консультирования и методической поддержки у учителя есть опасность неэтичного рассмотрения (анализа) конфессиональных, культурологических фактов, в-третьих, дефицит профессиональной компетенции может привести к превалированию в преподавании комплексного учебного курса ОРКиСЭ репродуктивного метода преподавания, а как следствие, - в-четвертых, потере познавательного интереса к предмету у обучающихся.
Литература