С момента зарождения общества человека интересовали вопросы норм поведения в социуме. Любое общество одновременно материально и духовно. За материальную сторону развития общества отвечают экономические законы. Духовная сторона – это мораль и нравственность. «Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [8]. «Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность» [8]. Нравственные законы призваны охранять духовные устои общества. Ибо только нравственность отличает человека от животного и человеческий социум от звериной стаи.
Свод основных нравственных законов мы находим уже во множественных письменных источников древности. В Библии мы читаем: «Не убивай…», «…примирись с братом твоим…», «…мирись с соперником твоим…», «…просящему у тебя дай…»[7].
Нравственные качества человека – продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой практики народа и воспитываются в каждом.
«Духовно - нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет [10].
Перед общеобразовательными учреждениями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Нравственное воспитание – это педагогический процесс моральной социализации школьников, направленные на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему, происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений [11].
Вопросы нравственного воспитания особенно актуальны при работе с подростками с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [4].
Задержки психического развития – различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния лёгкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы [6].
На основании обобщённых сведений о причинах и проявлениях задержек психического развития разрабатывалась и осуществлялась стратегия медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР. Система специального обучения постепенно разрослась, охватив среднее звено школы. Дети с ЗПР оказались в замкнутой системе специального обучения, отнюдь не способствующей их полноценной социальной интеграции. Это создало дополнительные трудности в формировании у таких детей навыков социально-нормативного поведения.
Основной контингент учащихся с ЗПР составляют дети, развитие которых происходило (и, возможно, продолжается) на фоне совместного действия неблагоприятных биологических и социокультурных условий. Особого подхода в данном аспекте требуют дети, испытывающие так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падения её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей либо жестокого обращения с ними. В последние годы наблюдается угрожающий рост таких семей в связи с нестабильностью социально-политической и социально-экономической обстановки, инфляцией, безработицей и вынужденной миграцией населения.
В социально неблагополучных семьях нередко дети уже с раннего детства предоставлены сами себе. На первый взгляд, они весьма самостоятельные, то есть, рано овладевают навыками самообслуживания, но при этом наблюдается выраженное безразличие к окружающему: предметам, книгам, людям, к общению с ними. Крайне неблагоприятно на всём последующем развитии ребёнка сказывается отсутствие “значимых” взрослых, обеспечивающих ему соответствующую возрастную ситуацию развития, запускающие механизмы подражания, которые обеспечивают освоение своих социальных ролей, вступлением в активное социально-культурное взаимодействие. Именно здесь должно возникнуть понимание значимости учёбы для осуществления всех своих “хочу”. В этот же период происходит активная отработка высших психических функций в процессе познания окружающего. При отсутствии значимых взрослых у детей не возникает “видение” своих дальнейших жизненных перспектив, не появляется желание действовать «по-взрослому». Часто они и вырастают, не умея «хотеть»: или не хотят ничего, или хотят всё сразу.
Познание окружающего не имеет активного, направленного характера. У такого ребёнка не складываются взаимоотношения, которые ближе к подростковому возрасту приобретают всё большую значимость. Всё более выраженными становятся конфликтность, защитные реакции, нарастает невротизация. Ребёнок начинает искать среду, где он чувствовал бы себя нужным, более успешным, равноправным – и нередко в новой среде приобщается к девиантным формам поведения [6].
Важное значение в процессе социализации имеет формирование нравственных качеств у подростков с ЗПР.
Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Интерес к себе рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Формируется представление подростка о собственной личности.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников, педагогов). Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Оно вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, в семьях наступает кризисная ситуация. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Подростки становятся упрямы, эгоистичны, замкнуты.
Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации [5].
Особо актуальным в процессе воспитания в этот период становится формирование нравственных качеств, таких как честность, добросовестность, отзывчивость, справедливость, дружелюбие. При владении такими качествами подростку легче реализовывать основную потребность – потребность в общении. Тогда как лживым, равнодушным, эгоистичным подросткам гораздо труднее найти своё место в социуме.
Эффективность работы педагога зависит от правильного выбора цели и задач и оптимальной организации работы с подростками.
Список литературы: