Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; отсутствие государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией.
Второй год в школе ведется изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модули «Основы православной культуры», «Основы светской этики»), пятый год – кружок «Основы православной культуры». Содержание этих курсов базируется на культурологическом подходе. Такой подход предполагает, прежде всего, знакомство учащихся с основными достижениями русской культуры: духовно-нравственными основами мировоззрения наших предков, литературными, архитектурными, иконографическими произведениями. Предмет «Основы православной культуры», кружок «Основы православной культуры», кроме познавательных целей имеют и более высокую задачу – духовно-нравственное воспитание. Очень важно раскрыть перед учащимися духовный мир православного человека. На занятиях православной культуры необходимо изучать темы, связанные с нравственной культурой православия и этикой семейной жизни.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи и всего общества в целом занимаются как государственные, так и общественные институты.
Общество, семья и культура неразрывны. Сегодня, когда практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, а средства массовой информации стремятся извратить нормы отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, большинство молодых людей лишены представлений о счастливой жизни в семье, а многие молодые люди вообще не хотят вступать в брак. Между тем, главную роль в формировании духовно-нравственного потенциала личности ребенка всегда играла, прежде всего, семья. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос нормальным человеком, был хорошим гражданином, создал семью. Семейное благополучие не рождается из формальной соединенности в браке. Оно требует душевных усилий, желания и умения реализовать себя в лучшем. Знание нравственных основ и этики семейной жизни поможет будущим родителям правильно воспитать своих детей.
Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал – в семье своих отца и матери. Родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родственники становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия. Первые переживания чувства Родины связаны с природой родного края, с тем своеобразием ее ландшафта, в которые был погружен человек с малых лет. Родина – это не абстрактное понятие, а конкретное ощущение неразрывности с родными и близкими людьми, с тем пространственным окружением, которое сформировало характер и подготовило выход во взрослую жизнь.
Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой. К сожалению, очень часто взрослыми ответственное искусство – воспитание детей - недооценивается. Родители – первые учителя и духовно-нравственные наставники своих детей. Не веселые друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение ребенка. Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Воспитание – это творчество. Перегруженный жизненный ритм, сверхзанятость родителей – это иллюзия, изоляция родителей от детей. Природа не терпит пустоты. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне. Часто родители говорят о детях: «А что я с ним сделаю, он меня не слушает». Дети жалуются, что родители их не понимают. А что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие? А что сами родители сделали для того, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Уютно ли им дома, понимают ли их там? К сожалению, многие родители рассматривают своих детей как движимое имущество, как форму собственности и совершенно не занимаются их воспитанием. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где он научится ей?
Естественной школой творческого самопожертвования, умения относиться к ближним с почтением и пониманием, поддерживать духовно-нравственную, отечественную традицию может стать семья. Дома человеку впервые открывается, что такое любовь, нежность и забота о близких. Здесь он узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Ребенку совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а все отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребенку часто порождают у него страх, настороженность, а потом жестокость и агрессию.
Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь родителям. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать.
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви, семейных традиций. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Любовь к чему-либо (к Родине, к человеку) начинается с любви в семье, именно в семье человек проходит школу любви. Семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью.
У православного человека семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья – общественное служение – личные интересы.
Важно, чтобы сами родители были интересными личностями. Часто ребенок видит какого-то скучного отца, с которым не о чем поговорить, который лежит на диване или сидит, уставившись в телевизор. Детям необходимы любовь, забота, внимание родителей.
Необходимо помнить, что воспитание невозможно без идеологии, мировоззрения. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали и иерархии ценностей. Важно, какими идеями мы воспитываем наших детей. Душа ребенка требует примера для подражания.
Учащиеся на уроках ОРКиСЭ знакомятся с такими понятиями, как «долг», и «ответственность», со своими будущими обязанностями отца или матери. Подготовка к материнству и отцовству требует осознание ценности семьи.
В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества, как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В нормальной семейной жизни искореняются ростки эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких. Жертвенность является основой и патриотического воспитания.
На практике подготовка к семейной жизни выражена определенными предметами, такими, как освоение домашнего труда для девочек и мальчиков, изучение традиционного уклада жизни нашего народа. Особую роль играет знакомство с жизнью выдающихся личностей и героев нашего Отечества, их детством и особенностями воспитания в семье.
Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-нравственную, отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждый выпускник школы сам должен быть носителем традиции и культуры.
Какие основы и ценности мы можем выбрать для семейного воспитания? Для России, для русских это обращение к христианским, православным корням своей нравственности. На уроках ОРК и СЭ учителя рассматривают с учащимися вопросы о семейной жизни и о роли семьи в истории российской культуры.
На занятиях, часах общения учителя, педагоги дополнительного образования активно используют аудио и видеоматериалы, иллюстрации, привлекают литературные сочинения различных жанров. Используют записи бесед священника Илии Шугаева с последующим обсуждением проблемы с учащимися (например, фильм-беседа «Секреты семейного счастья». Фильм первый «Внутренний уклад семьи», фильм четвертый «Романтика любви: желанная и опасная»). Можно использовать фильмы беседы с психологом Ириной Ботневой («Как ребенка вырастить счастливым?»), а также просмотр короткометражных фильмов-призеров всероссийских кинофестивалей «Семья России». Материал дисков может быть использован как наглядное методическое пособие для учителей, классных руководителей при проведении бесед со школьниками на темы духовно-нравственного воспитания.
В настоящее время крайне необходимо воспитывать в детях нравственные качества, необходимые в семейной жизни.
Литература