«Дом – это место тепла и нежности»
Императрица Александра Федоровна
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Примерами чести, совести, доблести, подвига являются праведники. Как воспитывали детей в Древней Руси, о которой мы вспоминаем не иначе, чем о Святой Руси, и её людях – не иначе, как о благочестивых наших предках? Самыми яркими примерами являются подвижники православия.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Формы работы с родителями:
Никто не станет спорить, что подрастающие поколения попали под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу возникла невиданная духовно-нравственная эпидемия. Это бедствие требует специального теоретического и экспериментального изучения и анализа, позволяющего охватывать и прогнозировать происходящую эпидемию, разрабатывать способы ее подавления, лечения и устранения. Громадные возможности научно-технического прогресса безжалостно способствовали возникновению и широкому распространению новых способов и средств растления человека.
Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в России традиционно являлись семья, педагогика (дошкольная и школьная), а также религиозная культура, которая в последнее время реабилитируется во всем богатстве ее проявлений.
Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода.
Большая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Задача государства, гражданского общества заняться своевременной и эффективной профилактической работой, влиять на семью, укреплять институт семьи, организовывать досуг молодежи, объединять подростков и детей для совершения добрых дел.
Воспитательный потенциал традиций заключается в воспитании потребности к труду и потребности делать людям добро, культивировании положительного отношения к труду, предоставлении самостоятельности в выполнении порученного дела; воспитании любви к этническому роду занятий; воспитании уважения и соблюдения традиций поведения в обществе; формировании социального поведения подрастающего поколения в среде своего этноса; в регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту. В формировании привязанности к родным местам, бережного отношения к природе, животному и растительному миру, развитии умения анализировать явления природы и многое другое.
Хранителем традиций является семья — как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей и подростков. Традиции воплощают в себе нравственный опыт поколений. Овладение этими традициями служит показателем этнокультурной воспитанности человека.
В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж. Он должен почитать Бога и постоянно предстоять перед Ним, жена же должна смиряться перед мужем, а дети – с уважением почитать своих родителей. Мы видим, что отпадение людей от веры привело к тому, что муж перестал чтить Бога Творца и поклоняться Ему, слушаться Его, что привело к непослушанию. Следствием этого, супруга перестала оказывать послушание своему мужу, результат – у двух непослушных родителей растет третий – уже им непослушный, противящийся как родителям, так и Богу ребенок. Сейчас, много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают и не хотят слушать своих, Богом данных им родителей. И чтобы родители сохранили свое чадо, привели его к благочестивому облику через духовное житие, необходимы огромные силы, мужество и воля, поэтому надо понимать, что разговор о воспитании, о гармонии в семье – это, прежде всего разговор о возвращении человека посредством Церкви к Богу. Мы всегда должны помнить, что особое значение для воспитания ребёнка имеет семья – место жизни ребёнка, где он проводит свои первые годы, годы познавания окружающего его мира. Какие же знания и какой опыт ребёнку могут предоставить родители, придерживающиеся законов этого мира – мира страстей, наживы и выгоды, путём притеснения слабого и одурачивания ближнего и какой опыт может перенять ребёнок у Православных родителей стремящихся жить по , дать ему правильное понятие и направление во всех сферах жизни. Христианство уже облагораживает мир.
Родители, заповедям Бога в любви и взаимопонимании с окружающими. Поэтому воспитание ребёнка, в первую очередь, должно нести в себе духовный компонент. Православное воспитание, должно быть обязательным и всесторонним, не ограничивающимся только душой и телом, оно должно охватывать все свойства и способности, включая в себя образования ума, воли и сердца. Только посредством всестороннего образования человек может гармонично развиваться, что и приведёт его к согласию с собой и обществом.
Каждый преподаватель, толи это учитель физики или химии, преподавая соединение веществ, которые могут привести в сильной реакции, загазованности или взрыву, толи это инструктор какого либо единоборства, в первую очередь должен научить ученика тому, как различить, что есть добро, а что есть зло. Для этого в первую очередь ребёнка нужно научить верить, разъяснить ему основные понятия о Боге, о правилах Богоугодной жизни и лишь потом учить другим способностям.
Внедрение модели духовно–нравственного воспитания личности в систему образования поспособствует решению проблемы.