Обращение к традициям семейного воспитания связано с потребностью науки и практики преодоления духовного кризиса в современной России, признаками которого являются такие ужасающие явления, как детская преступность, социальное сиротство, насилие над детьми в семье и пр.. В связи с этим возникает необходимость анализа традиционных семейных ценностей, позитивность которых можно было бы использовать в качестве духовного содержания в современном семейном воспитании.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. С 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же, появились новые.
Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны.
Оглядываясь в историю семейных традиций русского народа, понимаешь, что одним из спасительных приемов является возрождение семейных традиций, где не садились за стол без молитвы, где каждый вечер и каждое утро сопровождалось уроками Божьими, где мал и стар верили в добро и знали что такое зло, где высоко чтили отца и мать, верили в справедливость и Божию кару за содеянные грехи.
Хорошо, если традиции будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Изучая демографическую ситуацию образовательных учреждений следует отметить, что среди благополучных семей имеют место семьи из «группы риска» - 472 семьи. Из них малообеспеченных – 67, многодетных – 69, неполных – 298, злоупотребляющих алкоголь – 3,опекаемых – 20, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних – 15. Одним из направлений педагогической деятельности является работа с семьями вызывающими тревогу, естественно, это алкоголизирующие семьи, малообеспеченные, многодетные.
Семья является одним из самых многогранных явлений общественной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней.
В народной практике семейного воспитания в России основной акцент делался на послушании как главном элементе почитания Бога. Логика рассуждений обосновывала его следующим образом: муж как глава семьи должен почитать Бога, а жена должна смиряться перед мужем, дети же должны почитать своих родителей. Существовало мнение, что отпадение людей от веры приводит к тому, что муж перестает чтить Бога, жить по Его воле и происходит непослушание жены мужу. И как результат у двух непослушных людей вырастает непослушный ребенок.
Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны. Базовой основой этой стратегии является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей.
Содержание ценностей традиционного семейного воспитания:
Развитие детей. Ориентация на здоровье, потому что необходимо было выживать в суровых природных условиях. Уважение старших. Послушание основано на почитании Бога. Социализация. Труд. Нравственность. Сексуальность. Скромность. Эмоциональность. Душевность. Свобода. Подавление греховной природы, основанное на понимании того факта, что ребенок может быть свободен по его силам. Гражданственность.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций, творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
В нашей школе 47 классов – комплектов. В целях повышения роли семьи, семейных традиций в каждом из них классными руководителями совместно с родителями систематически проводятся семейные праздники: «Папа , мама, я спортивная семья», «День Матери», «Моей семье посвящается», «Когда я был молодым …», «традиции моей семьи», «праздники в моем доме», « Ты , помни сын…» и др.
Одним из любимых занятий по теме «Семья» на уроках обществознания в 6 классе была тема «Генеалогичекое древо». Дети с удовольствием знакомились с историей своего рода, изучали прошлое. Активно к работе подключались и родители. Завершающим этапом мероприятия стала детско – родительская конференция.
Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал – в семье своих отца и матери. Родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родственники становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия. Естественной школой творческого самопожертвования, умения относиться к ближним с почтением и пониманием, поддерживать духовно-нравственную, отечественную традицию может стать семья. Дома человеку впервые открывается, что такое любовь, нежность и забота о близких. Здесь он узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать.
Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь родителям. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать.
Важно, чтобы сами родители были интересными личностями. Часто ребенок видит какого-то скучного отца, с которым не о чем поговорить, который лежит на диване или сидит, уставившись в телевизор. Детям необходимы любовь, забота, внимание родителей.
На практике подготовка к семейной жизни может быть выражена определенными предметами, такими, как освоение домашнего труда для девочек и мальчиков, изучение традиционного уклада жизни нашего народа. Особую роль играет знакомство с жизнью святых людей, выдающихся личностей и героев нашего Отечества, их детством и особенностями воспитания в семье.
Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем назвать основные направления системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):
Значение семьи в жизни человека и общества. Понятие семьи. Предназначение семьи. Функции семьи. Отчий дом. Передача культурного наследия, традиций. Родословная.
Роль семьи в русской истории и культуре. Роль семьи в воспитании личности.
Психология личности. Дух, душа, тело. Формирование личности. Факторы формирования личности. Уклад семейной жизни – основа выработки ценностных ориентаций. Семейные добродетели. Особенности межличностных отношений юношества. Юношество. Современный юноша: понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и сохранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. Современная девушка: понятие о женственности. Девичья честь и достоинство. Ложное понимание женственности.
Коллектив и личность.
Товарищество и дружба. Осмотрительность в выборе знакомств. Дружба истинная и ложная. Воспитание ответственного отношения к своим поступкам, талантам и жизни. Влюбленность и любовь. Целомудрие.
Молодежная субкультура. Молодежная субкультура как средство ухода от проблем, отрицание красоты и гармонии мироздания. Ложно понятая свобода и протест личности против норм нравственности и морали. Вредные привычки, их истоки и последствия.
Нравственные основы и этика семейной жизни. Вступление в брак.
Готовность создать семью. Понимание ответственности. Любовь и забота. Русские обычаи и традиции, связанные с браком. Особенности молодой семьи. Дети. Конфликты в семье. Внутренний уклад семьи. Гармония в иерархии семейных отношений. Роль каждого члена семьи. Ответственность друг за друга. Специфика семейного воспитания. Связь поколений. Важность сохранения духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений в семейном воспитании. Разлад семейных отношений: причины и последствия, возможные пути преодоления. Проблемы в воспитании детей. Эгоизм детей. Леность детей. Неуважение к старшим. Недостатки семейного воспитания.
Культура семьи. Дом русского человека. Эстетика быта. Духовно-нравственная жизнь семьи. Семейный досуг. Культура общения. Чтение. Творчество. Путешествия. Гостеприимство. Концерты. Праздники. Телевидение. Компьютер. Музыка.
Современная техническая оснащенность кабинетной системы на занятиях позволяет использовать аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, привлекать литературные сочинения различных жанров. Можно использовать записи бесед священника Илии Шугаева с последующим глубоким обсуждением проблемы с учащимися (например, фильм-беседа «Секреты семейного счастья». Фильм первый «Внутренний уклад семьи», фильм четвертый «Романтика любви: желанная и опасная»). Можно использовать фильмы-беседы с психологом Ириной Ботневой («Как ребенка вырастить счастливым?»), фильмы-беседы с психологом, педагогом, переводчиком и драматургом Татьяной Шишовой («Истинные причины разводов»), а также просмотр короткометражных фильмов-призеров всероссийских кинофестивалей «Семья России» (2004, 2005, 2006, 2007). На занятиях можно использовать диски с циклами бесед с мультимедийным сопровождением протоиерея Владимира Янгичера «Духовные основы русской культуры» (Сергиев Посад, НИЭЦ «Наука и Слово» 2010). Материал дисков может быть использован как наглядное методическое пособие для учителей, воспитателей, лекторов, миссионеров при проведении бесед с детьми и молодежью на темы духовно-нравственного воспитания.
Однако, ничто так не впечатляет, как живое общение со священнослужителями. Такие мероприятия в нашем образовательном учреждении не редки. Традиционным стало ежегодно приглашать на встречу с ребятами, педагогическим коллективом, родителями священнослужителей и послушников Тобольской духовной семинарии, а так же совместное празднование Рождества Христова, Святой Пасхи.
Раскрытие сущности воспитания в светской и религиозной (православной) педагогике привело к пониманию значимости духовно-нравственного воспитания, которое давно и прочно укрепилось в педагогической литературе, нашло место в ряде современных официальных государственных, правительственных и нормативных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) ст. 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркнуто, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье», далее идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства и нации. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Выход из сложившейся ситуации, видится в попытке современного отечественного образования, выстраивать свои образовательные и воспитательные позиции прежде всего на ценностях русской культуры и православия. Педагоги в своей деятельности по духовно-нравственному формированию личности учащихся должны опираться на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные. Возрождать истоки семейного воспитания, основываясь не только на светской, но и православной педагогике.
Рекомендуемые для чтения учебные пособия и книги о семье