Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Семья в современном мире как ш...

Семья в современном мире как школа ценностей


Манасян Анна Александровна
социальный педагог по постинтернатному сопровождению
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ямальский районный детский дом»
г. Ямальский район, с. Мыс Каменный

Всем людям, в современном обществе свойственно одиночество, возможно, это связанно с тем, что в эпоху информационного века изменился уклад жизни. Формирование информационного общества существенно отразилось на повседневной жизни людей. Так, к примеру, повсеместное внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно поменяло быт людей, причем не только в лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появились возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Не стоит, однозначно, рассматривать одиночество как бич современности или наказание 21 века, но и оставлять это без должного внимания так же не допустимо.

Просто у каждого из нас есть свой внутренний мир. И ни кто не может этот внутренний мир видеть так же - ни видеть, ни слышать, ни чувствовать… Внутренний мир – штука тайная, особая. Он принадлежит только одному человеку. Каждый из нас – обладатель собственного уникального внутреннего мира. Тогда как же люди умудряются жить в обществе, если каждый видит этот мир по своему, рисует свою картину мира?

Есть определенные правила, штампы, шаблоны по которым человек разумный живет в обществе. Эти правила созданы веками для того что бы один человек не нарушал целостность внутреннего мира другого. За основу этих правил можно взять 10 заповедей, которые Бог дал древним евреям:

  1. «Я Господь, Бог твой…. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» [1].

 

Если объективно рассмотреть эти заповеди, то они направлены на здоровое, миролюбивое, свободное и адекватное развитие человечества.

В современном ритме жизни, люди разумные, ежедневно проводят большую часть времени в общении между собой. При этом их одиночество растет. Дело в том, что мы много общаемся поверхностно: обсуждаем деловые вопросы, ведем разговоры о политике, культуре, спорте, и экономике – стараясь не затрагивать внутренний мир собеседника.

Иногда такое поведение невмешательства можно рационально объяснить, тем, что не этично лезть в душу к собеседнику, а если залез то, как то не удобно не в своей тарелке, не в своем внутреннем мире. Да и времени на это много уходит – «капаться в чужой душе». Вот и получается, что все мы каждый день проводим время в обществе себе подобных и при этом одиноки.

Вырисовывается не радужная перспектива будущего общества при таком расположении дел. Опять возникает вопрос, как жить со своим миром в современном мире?

У каждого человека, в копилке внутреннего мира, есть свои ценности: здоровье, культура, религия, дети, семья, воспитание, работа, наука и т.д. Данных ценностей очень много и они разные. Получается внутренний мир любого человека можно рассматривать как уникальную систему ценностей. Происходит так, что встречаются люди с похожими системами ценностей. Иногда такие люди могут стать друзьями…

Вернемся к той мысли что, каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Современный человек живет с ощущением временности своего пребывания. В уникальности человеческого бытия в неповторимости его личностных качеств есть две стороны: первая – это страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным» и вторая - желание преодолеть одиночество, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым. Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми.

Христиански понимаемая любовь к близким, забота о близких есть обязанность заботы не только о необходимых жизненных потребностях, но и прежде всего забота о духе.

Любовь в семье избавляет от одиночества, дает возможность полного принятия человека. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Хотелось бы сделать акцент на семье как традиционной ценности, так как семья древнейший институт человеческого общества, которая прошла сложный путь развития. Более того семью можно и нужно рассматривать как школу ценностей, в которой воспитывают и учат, посредствам передачи опыта от поколений к поколениям, основным ценностям.

Каковы задачи семьи? Столяренко пишет, что они состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • обеспечить социально - экономическую и психологическую защиту ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научит детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "Я" [5].

 

Брак в христианском смысле – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по – особому, через другую личность.

Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства. Эти законы очень плавно переплетают воспитание внутренних ценностей и формирование адекватного поведения во внешнем мире.

«Святость христианского брака делает его непохожим на любой брак, заключенный вне Церкви, ибо благодатью Божией он становится «камнем», на котором из семьи созидается домашняя церковь– церковь по существу своей жизни» [1]. Именно церковность дает семье те крылья, с помощью которых можно воспарять в Горний мир и питать семейную жизнь благодатной любовью к Богу и друг к другу [3].

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своим эгоизмом и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет за собой неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, что бы они видели своих родителей живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью. Только в такой атмосфере может сформироваться целостная личность со своей уникальной системой ценностей, которая благодаря семье, да - же в современном мире, благодаря открытому контакту внутренних миров, не будет испытывать одиночества.

Благодаря адекватному формированию у россиян ценности христианской семьи, можно снизить негативную особенность уклада жизни современного человека информационного века, которой является внутреннее, душевное одиночество. При тонком взаимодействии семьи с такими структурами как образование, государство, церковь повышается шанс воспитать здоровое во всех сферах жизни поколение.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт