Гладких Дмитрий Владимирович, учитель истории МОУ "Гимназия г.Надыма"
"Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем" - пишет Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректор Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. Эти слова сегодня очень важны для осознания роли школы, семьи в формировании русского общества, для осознания ответственности, которую несет каждый взрослый человек перед подрастающим поколением. В гимназии г.Надыма давно сложились традиции приобщения учеников к православной культуре, традиции изучения истории православия на уроках литературы, истории, русского языка. Ведь преподавание гуманитарных предметов невозможно без постоянного обращения к теме Веры. И все это приносит свои плоды. Предлагаем Вам познакомиться с работой Михайлова Серафима, гимназиста 11 класса, победителя всероссийского этапа олимпиады школьников по основам православной культуры, участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Свою статью автор посвятил православию и его роли в создании русской государственности.
Православие – путеводная звезда русского народа
28 июля 2015 г. празднуется знаменательная дата, связанная с личностью, чей вклад в историю имеет непреходящее значение не только для трех братских народов, но и для всего мира и Церкви Христовой – тысячелетие со дня блаженной кончины крестителя Руси, святого равноапостольного Великого князя Киевского Владимира Красное Солнышко. Принимая решение на боярском совете в 987 году, князь постановил обратить русичей в ортодоксальное христианство восточного образца, первенствующим центром которого выступала могущественная Ромейская империя со столицей в Константинополе. Являя собой пример особой и высокоразвитой цивилизации, Византия даровала нам не только Православную веру, но и бесценные сокровища античной культуры, пронесённые Вторым Римом сквозь века, и способствовала созданию самобытной Российской цивилизации. И в современных условиях глобализации, беспричинных войн, «упадка духа» есть колоссальнейшая необходимость обратиться к наследию святого равноапостольного князя.
Крещение Руси знаменовало собой передачу духовной власти из рук аморфного жречества в руки централизованной церковной иерархии. Представляя собой единый организм на всей огромной территории земли Русской, церковь выступала объединяющим началом, скрепляющим страну стержнем, позволившим сделать из восточнославянских племен, удерживаемых вместе исключительно силой Киева, единый народ. Но эта величайшая миссия не была навязана церкви. Наоборот, здесь церковь выступает как «соработник», побратим государства.
И с 1132 года – года смерти Великого князя Киевского Мстислава Великого и начала феодальной раздробленности на Руси – церковь начинает играть роль еще и верховного арбитра и посредника, прилагая все усилия, чтобы остановить княжеские усобицы, так тяжко отражавшихся на судьбах Руси. Кому не известна миротворческая деятельность великого подвижника и нашего соотечественника Сергия Радонежского? «Тихими и кроткими словами» наставив ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского князя Олега и множество других на союз с благоверным князем Дмитрием Ивановичем, он привел их к славной и достохвальной победе над разрушительными силами татаро-монгольских войск на Куликовом поле в 1380 году.
Но и государство всячески благоприятствовало и помогало церкви. Зримым подтверждением тому являются устремленные вверх маковки тысяч златоглавых церквей, жемчужиной которых справедливо можно считать собор Премудрости Божией в Киеве, построенный уже сыном крестителя, благоверным князем Ярославом Мудрым. Другим аспектом покровительственной по отношению к церкви политики государства являлось способствование распространению образованности, что давало Русской церкви русские же кадры. Эту важнейшую для развития отечественной культуры деятельность предварил еще сам Владимир I, отдававший детей боярских в обучение книжное. Здесь демонстрируется принцип симфонии - византийской концепции синергии власти духовной и светской, направленной на утверждение правды и добродетели, что выходило и за пределы государств. Русское сознание впитало и хорошо усвоило это византийское стремление к соединению двух начал – духовного и светского – во благо своего народа и души каждого человека.
Говоря об избрании Православия путеводной звездой русского народа во мгле потрясений и войн, нельзя не отметить удивительную прозорливость Владимира Святославича: ведь тогда ортодоксальному христианству была противопоставлена сильная, внешне привлекательная альтернатива в виде католицизма, уже в значительной степени отошедшего от исконных основ вероучения. Уже тогда католичество начало проникаться духом формальности, юридического подхода к теологии, а победа римской курии над диктатом священноримского императора вместо того, чтобы привести к освобождению творческих сил Святого Престола и сотрудничеству с властями светскими, привела к диктату Папы, периоду порнократии и Каноссе. К величайшей скорби нашей, престол древней пентархии опустился в пучину раздоров и греха, что и повлекло закономерный итог – Реформацию. Но проблема обмирщения, секуляризации в самом отрицательном значении этого слова не решилась, она только углубилась и разрослась. И сейчас Запад пожинает то, что когда-то посеял по безумию своему - культ свободы, переросший в гедонизм, культ рациональности, переросший в аномию сердца, умаление мистического в вере, переросшее в потерю европейцами религии как нечто дарованное свыше. Быть может, Владимир, водимый Духом Святым, за столетия до этого понял, какая страшная награда ожидает наших западных братьев за труды их, и выбрал иную стезю?
Действительно, путь, по которому, благодаря святому равноапостольному Великому князю Владимиру, пошла Русь, был верен. Пришедшая вместе с великим наследием византийской культуры православная вера и охранительница и содержательница ее бессмертных даров – Святая Православная Церковь - сыграли огромнейшую роль в становлении самой русской идентичности, появлении понятия «русская» и даже «российская нация», в утверждении основ государственных на необъятных просторах нашего возлюбленного Отечества. И сегодня, когда само понятие святости и непорочности для человека превращается в пустой звук, мы можем прибегнуть к ценнейшему опыту наших предков в деле сотворчества всех общественных сил, охранения спасительных основ христианской нравственности и морали - для наших потомков и жизни вечной, что и заповедовал нам равноапостольный князь Владимир.