Сегодня Россия переживает один из сложных переломных моментов в своём развитии. Самая большая угроза, нависшая над нашим обществом, связана не с кризисным положением в экономике или в политической системе, а с человеческим фактором – разрушением личности. Это намного страшнее, чем другие катаклизмы человечества: терроризм, гонка вооружений, и даже экологическая катастрофа. Глубокий духовный кризис вызван, прежде всего, изменениями, которые произошли в государственной политике и общественном сознании. Российское государство лишилось единой официальной идеологии, а общество – нравственных и духовных идеалов. Оказались сведёнными к минимуму духовно-нравственные воспитательные и обучающие функции действующей системы образования. С чем же это связано?
Использование образовательных технологий в современном образовании зачастую заменяет межличностное общение педагога и ученика.Обучение в истинном значении своего слова подменяется дрессировкой и натаскиванием. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. В итоге ученик заканчивает школу или высшее учебное заведение, но у него нет образа, как дальше жить, к чему стремиться. Неужели только к тому, как заработать побольше денег? Оказывается, нынешняя система образования вообще не даёт целостного мировосприятия и мироощущения, кроме набора академических знаний, причём нередко противоречивых. Такой подход к образованию явно противоречит сложившейся традиционной отечественной педагогике. Великий русский писатель и педагог Л. Н. Толстой говорил, что в процессе образования важно развитие, а цель развития – создание гармоничного человека. То есть конечный продукт образования – Человек. Но какой Человек? Совершенный, целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств. Получается, что современная система образования не отвечает своему предназначению. Она, прежде всего, воспитывает жертву и потребителя, который зачастую не создаёт, а разрушает этот мир. Это можно подтвердить высказыванием Теодора Рузвельта: «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества».
Ситуация ещё более осложняется и тем фактором, что на сознание человека сегодня большое воздействие оказывают средства массовой информации. На фоне пропаганды СМИ жестокости и насилия, рекламы продовольственной продукции и табачных изделий, демонстрации фильмов и мультфильмов американского и европейского конвейера фабрики звёзд, представления детей и молодёжи о главных человеческих нравственно-духовных ценностях вытесняются и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные ценности, формируются вредные привычки, растёт уровень детской преступности. У детей искажены представления ο доброте, великодушии, справедливости, милосердии, патриотизме и гражданственности. Современных детей отличает эмоциональная, духовная и волевая незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские и антисемейные установки. Такое кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также и другие проблемы общества негативно сказываются на духовно-нравственном здоровье детей. Поэтому не случайна в наше время высокая степень распространённости психических и физических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста.
Кто же тогда в будущем будет управлять нашим государством, экономикой страны, придёт в научные лаборатории, школы и больницы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит будущее России.
Именно поэтому мы все вместе, и, прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира зла и насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. И это можно решить одним-единственным способом: дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях православной культуры.
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, ему необходимо передавать – наследовать из поколения в поколение те духовные, ценностные ориентиры, по которым всегда жило, на которых держалось всю историю своего существования. Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих обращений к пастве говорил: «Образование призвано передавать человеку знания предыдущих поколений, потому что все знания принадлежат прошлому. Образование есть вхождение в традицию или, как говорим мы, церковные люди, предание» [4, с. 5].
Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Православие сыграло важнейшую роль в становлении и жизнеустройстве русского человека, его семьи, государства, русской культуры в целом. Исторические вехи становления российского государства напрямую связаны со святым князем Владимиром, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на Куликовом поле под духовным началом преподобного Сергия Радонежского. Формировались в православном быту трудолюбие, милосердие, совестливость, доброта, семейное и соборное братство, и поэтому изучение традиций и подлинной истории жизни народной культуры и русского народа невозможно без знаний основ православной культуры. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует основу личности, которая благотворно влияет на все формы и стороны взаимоотношений человека с миром, а именно на этическое и эстетическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, мировоззрение и формирование гражданской позиции, интеллектуальный потенциал ребёнка, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Поэтому в период, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально обращаться к опыту православной педагогики, так как государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, которые обеспечат духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается нами как ценностное измерение высших начал личности; к ним отнесём добро, истину, красоту, любовь, правду, жизнь, сочувствие, человечность. Приоритетны такие ценности, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни и жизни детей.
Все нравственные качества народа коренятся в вере, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания. Системы ценностей воспитания духовности воспитанников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов. Только благодаря самопознанию педагог осознаёт собственную значимость и, благодаря самосовершенствованию, достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности. Следует помнить наставления Иоанна Златоуста: «Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».
Современное государство и общество всё сильнее осознают это и с каждым разом проявляют всё больше желания в стремлении сотрудничать с Русской Православной Церковью в деле духовно-нравственного возрождения нашей страны, объединяя с ней воедино свои усилия в воспитании и образовании подрастающего поколения. Экс-министр науки и образования Российской Федерации А. А. Фурсенко в своём докладе «Приоритетные направления развития российского образования» отмечал: «Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодёжи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности».
Церковь Православная являет собой вступление в земной мир качественно иного миропорядка. В Церкви не прервана связь времён, в ней нет разрыва поколений, столь болезненного сегодня. От того, сумеем ли мы воспитать в православном духе подрастающее поколение, зависит будущее нашей Церкви и нашего Отечества [1, с. 89]. Православная культура может стать для нас самым надёжным щитом, она способна нас защитить, с одной стороны, от духа нетерпимости и невежества; с другой, от владычества суеверий и оккультных лжеучений, получивших большое распространение в сегодняшней России. Только духовно-нравственное воспитание на основе усвоения традиционных ценностей способно противостоять миру агрессии и насилия, разврата и вседозволенности [1, с. 91]. Если мы не будем обращаться к опыту передачи духовных ценностей, то в конечном итоге это приведёт к разложению общества и возможно к уничтожению нации.Это подтверждают и слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Сегодня в нашем обществе появляются те, кто хотел бы всех нас заставить посмеяться над нашими святынями, отказаться от нашей веры, а если получится, то и разрушить наши храмы…»
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Дети – наше будущее, будущее нашей страны и то, каким оно будет завтра, зависит от того, какими мы воспитаем их сегодня.
Детство – это период развития всех сил человека, как физических, так и душевных, период приобретения знаний об окружающем мире, период формирования благонравных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно в раннем возрасте заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Уже сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, любовь, покаяние и преданность Отечеству, для того чтобы завтра они дали плоды. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Педагог должен найти в себе силы, мудрость овладеть духовным наследием, чтобы способствовать взращиванию личности, раскрытию с раннего возраста духовных качеств человека. Уже с дошкольного возраста нужно раскрывать и развивать нравственное чувство, прививать навыки борьбы со злом, умение правильно сделать выбор, духовно и нравственно самоопределиться, сориентироваться в жестоком мире массовой культуры и лукавых СМИ.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, который только начинает жить, лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины. Известный русский философ И. А. Ильин подчёркивает, что душа ребёнка должна быть «направлена в духовный опыт родины, вовлечена в него, приучена пребывать и творчески расцветать в нём» [1, с.84]. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православных традиций в условиях дошкольного образования позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность. Каждое новое поколение обязано усвоить, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз отречься от прошлого, а затем, чтобы вписаться в историческое бытие своего народа и приумножить собственными трудами деяния предшествующих поколений соотечественников.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Наш опыт работы с дошкольниками в этом направлении представлен организацией проведения православных праздников, тематических бесед, творческих мастерских, выставок детских рисунков и поделок, конкурсов, оформлением стенда, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия в триаде «педагог – ребёнок – семья». Также в детском саду создан уголок славянской культуры. Интерьер уголка составили подлинные предметы старины, собранные сотрудниками и родителями воспитанников. В уголке разместились прялка, веретено, люлька, скалка, валек, кухонная утварь, макет печи. Собран богатый материал для уголка мастериц, девичьего сундука, «красного угла» русской избы. Уголок служит местом для игр и тематических занятий, во время которых дети знакомятся с разнообразием культуры, творчества и быта славянских народов.Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится частью развития художественно-эстетических способностей.
Удивительное и загадочное явление православной культуры – праздники и обряды. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников на Руси, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.
Накануне праздничного события дети знакомятся с художественными произведениями, с русским народным творчеством, с семейными традициями Православного праздника, узнают о житие святых, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, слушают песнопения и музыкальные произведения, знакомятся с молитвами, учат стихи и песни. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению воспитанников в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.
В основу самих тематических мероприятий положены краткие сведения о происхождении праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. События празднования включают в себя увлекательные игры, беседы, театрализованные представления, просмотр детьми видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события, часто содержат вопросы, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации. Завершается мероприятие угощением детей традиционными праздничными блюдами: на Пасху – куличом и крашеными яйцами, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры, праздника, веселья, угощение воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок принимает активное участие вместе с взрослыми.
Организовывая праздничные мероприятия, связанные с православными традициями русского народа, мы всегда стремимся, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. По словам И. Ильина, «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз. Он призван строиться на любви, на вере и на свободе, где нужно научиться первым совместным движениям сердца и подняться к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству». Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Святой Иоанн Златоуст, живший в 4 веке, говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний».
Таким образом, вся духовная жизнь детей проходит через родителей. Важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброты, смирения и правдивости. Хорошо, если родители вместе с ребёнком с детства будут читать священные писания, побуждать его к размышлениям, объяснять законы мироздания, учить добрым взаимоотношениям с людьми. Святой Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами: если мы хотим воспитать кого-то, сначала мы должны воспитать в себе своё духовное начало. Присутствуя на наших мероприятиях, видя, какие чувства и эмоции испытывают дети, родители начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, начинают активно участвовать в создании игровой среды (изготавливают костюмы, атрибуты), помогают в подготовке праздников и развлечений.
Работа по духовно-нравственному воспитанию не заканчивается проведением праздничного мероприятия, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют друзей и близких, рисуют свои впечатления о празднике и показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках, готовят различные поделки. Хотелось бы, чтобы у наших воспитанников остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.
Православная культура в детском саду имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала. Главный результат, которого хотелось бы достичь, заключается в усвоении ребёнком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла. Мы уверены, что в каждом ребёнке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности, надо только ему помочь использовать потенциал своей души, создав для этого все условия.
О результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Но хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной православной культуры нам удастся возродить былое величие России.
Литература
1. Духовно-нравственные основы отечественного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.
2. Куприна А. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
3. Михайлова М. А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
4. Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения. ООО ИПП «Мастерская печати», Н., 2012.
5. Пугачева Н. В., Потапова Н. Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Педагогическое общество России. – М., 2007.
6. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. М. Айрис-пресс, 2003.