Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православная культура как осно...

Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста


Тихая Татьяна Владимировна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дельфин»
г. Муравленко
Шайдуллина Лилия Фаритовна
музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дельфин»
г. Муравленко

Сегодня Россия переживает один из сложных переломных моментов в своём развитии. Самая большая угроза, нависшая над нашим обществом, связана не с кризисным положением в экономике или в политической системе, а с человеческим фактором – разрушением личности. Это намного страшнее, чем другие катаклизмы человечества: терроризм, гонка вооружений, и даже экологическая катастрофа. Глубокий духовный кризис вызван, прежде всего, изменениями, которые произошли в государственной политике и общественном сознании. Российское государство лишилось единой официальной идеологии, а общество – нравственных и  духовных идеалов. Оказались сведёнными к минимуму духовно-нравственные воспитательные и обучающие функции действующей системы образования. С чем же это связано?

Использование образовательных технологий в современном образовании зачастую заменяет межличностное общение педагога и ученика.Обучение в истинном значении своего слова подменяется дрессировкой и натаскиванием.  Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. В итоге ученик заканчивает школу или высшее учебное заведение, но у него нет образа, как дальше жить, к чему стремиться. Неужели только к тому, как заработать побольше денег? Оказывается, нынешняя система образования вообще не даёт целостного мировосприятия и мироощущения, кроме набора академических знаний, причём нередко противоречивых. Такой подход к образованию явно противоречит сложившейся традиционной отечественной педагогике. Великий русский писатель и педагог Л. Н. Толстой говорил, что в процессе образования важно развитие, а цель развития – создание гармоничного человека. То есть конечный продукт образования – Человек. Но какой Человек? Совершенный, целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств. Получается, что современная система образования не отвечает своему предназначению. Она, прежде всего, воспитывает жертву и потребителя, который зачастую не создаёт, а разрушает этот мир. Это можно подтвердить высказыванием Теодора Рузвельта: «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества».

Ситуация ещё более осложняется и тем фактором, что на сознание человека сегодня большое воздействие оказывают средства массовой информации. На фоне пропаганды СМИ жестокости и насилия, рекламы продовольственной продукции и табачных изделий, демонстрации фильмов и мультфильмов американского и европейского конвейера фабрики звёзд,  представления детей и молодёжи о главных человеческих нравственно-духовных ценностях вытесняются и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные ценности, формируются вредные привычки, растёт уровень детской преступности. У детей искажены представления ο доброте, великодушии, справедливости, милосердии, патриотизме и гражданственности. Современных детей отличает эмоциональная, духовная и волевая незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские и антисемейные установки. Такое кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также и другие проблемы общества негативно сказываются на духовно-нравственном здоровье детей. Поэтому не случайна в наше время высокая степень распространённости психических и физических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста.

Кто же тогда в будущем будет управлять нашим государством, экономикой страны, придёт в научные лаборатории, школы и больницы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит будущее России.

Именно поэтому мы все вместе, и, прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира зла и насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. И это можно решить одним-единственным способом: дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях православной культуры.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, ему необходимо передавать – наследовать из поколения в поколение те духовные, ценностные ориентиры, по которым всегда жило, на которых держалось всю историю своего существования. Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих обращений к пастве говорил: «Образование призвано передавать человеку знания предыдущих поколений, потому что все знания принадлежат прошлому. Образование есть вхождение в традицию или, как говорим мы, церковные люди, предание» [4, с. 5].

Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Православие сыграло важнейшую роль в становлении и жизнеустройстве русского человека, его семьи, государства, русской культуры в целом.  Исторические вехи становления российского государства напрямую связаны со святым князем Владимиром, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХI в.), с единением русского воинства на Куликовом поле под духовным началом преподобного Сергия Радонежского. Формировались в православном быту трудолюбие, милосердие, совестливость, доброта, семейное и соборное братство, и поэтому изучение традиций и подлинной истории жизни народной культуры и русского народа  невозможно без знаний основ православной  культуры. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует основу личности, которая благотворно влияет на все формы и стороны взаимоотношений человека с миром, а именно на этическое и эстетическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, мировоззрение и формирование гражданской позиции,  интеллектуальный потенциал ребёнка, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Поэтому в период, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально обращаться к опыту православной педагогики, так как государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, которые обеспечат духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается нами как ценностное измерение высших начал личности; к ним отнесём добро, истину, красоту, любовь, правду, жизнь, сочувствие, человечность. Приоритетны такие ценности, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни и жизни детей.

Все нравственные качества народа коренятся в вере, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания. Системы ценностей воспитания духовности воспитанников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов. Только благодаря самопознанию педагог осознаёт собственную значимость и, благодаря самосовершенствованию, достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности. Следует помнить наставления Иоанна Златоуста: «Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».

Современное государство и общество всё сильнее осознают это и с каждым разом проявляют всё больше желания в стремлении сотрудничать с Русской Православной Церковью в деле духовно-нравственного возрождения нашей страны, объединяя с ней воедино свои усилия в воспитании и образовании подрастающего поколения. Экс-министр науки и образования Российской Федерации А. А. Фурсенко в своём докладе «Приоритетные направления развития российского образования» отмечал: «Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодёжи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности».

Церковь Православная являет собой вступление в земной мир качественно иного миропорядка. В Церкви не прервана связь времён, в ней нет разрыва поколений, столь болезненного сегодня. От того, сумеем ли мы воспитать в православном духе подрастающее поколение, зависит будущее нашей Церкви и нашего Отечества [1, с. 89]. Православная культура может стать для нас самым надёжным щитом, она способна нас защитить, с одной стороны, от духа нетерпимости и невежества; с другой, от владычества суеверий и оккультных лжеучений, получивших большое распространение в сегодняшней России. Только духовно-нравственное воспитание на основе усвоения традиционных ценностей способно противостоять миру агрессии и насилия, разврата и вседозволенности [1, с. 91].  Если мы не будем обращаться к опыту передачи духовных ценностей, то в конечном итоге это приведёт к разложению общества и возможно к уничтожению нации.Это подтверждают и слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Сегодня в нашем обществе появляются те, кто хотел бы всех нас заставить посмеяться над нашими святынями, отказаться от нашей веры, а если получится, то и разрушить наши храмы…»

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Дети – наше будущее, будущее нашей страны и то, каким оно будет завтра, зависит от того, какими мы воспитаем их сегодня.

Детство – это период развития всех сил человека, как физических, так и душевных, период приобретения знаний об окружающем мире, период формирования благонравных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно в раннем возрасте  заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Уже сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, любовь, покаяние и преданность Отечеству, для того чтобы завтра они дали плоды. То,  что  упущено  в  детстве,  никогда  не возместить  в  годы  юности  и  тем  более  в  зрелом  возрасте. 

Педагог должен найти в себе силы, мудрость овладеть духовным наследием, чтобы способствовать взращиванию личности, раскрытию с раннего возраста духовных качеств человека. Уже с дошкольного возраста нужно раскрывать и развивать нравственное чувство, прививать навыки борьбы со злом, умение правильно сделать выбор, духовно и нравственно самоопределиться, сориентироваться в жестоком мире массовой культуры и лукавых СМИ.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, который только начинает жить, лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины. Известный русский философ И. А. Ильин подчёркивает, что душа ребёнка должна быть «направлена в духовный опыт родины, вовлечена в него, приучена пребывать и творчески расцветать в нём» [1, с.84]. Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православных традиций в условиях дошкольного образования позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность.  Каждое новое поколение обязано усвоить, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз отречься от прошлого, а затем, чтобы вписаться в историческое бытие своего народа и приумножить собственными трудами деяния предшествующих поколений соотечественников.

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Наш опыт работы с дошкольниками в этом направлении представлен организацией проведения православных праздников, тематических бесед, творческих мастерских, выставок детских рисунков и поделок, конкурсов, оформлением стенда, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия в триаде «педагог – ребёнок – семья». Также в детском саду создан уголок славянской культуры. Интерьер уголка составили подлинные предметы старины, собранные сотрудниками и  родителями воспитанников. В уголке разместились прялка, веретено, люлька, скалка, валек, кухонная утварь, макет печи. Собран богатый материал для уголка мастериц, девичьего сундука, «красного угла» русской избы. Уголок служит местом для игр и тематических занятий, во время которых дети знакомятся с разнообразием культуры, творчества и быта славянских народов.Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится частью развития художественно-эстетических способностей.

Удивительное и загадочное явление православной культуры – праздники и обряды. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников на Руси, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Накануне праздничного события дети знакомятся с художественными произведениями, с русским народным творчеством, с семейными традициями Православного праздника, узнают о житие святых, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, слушают песнопения и  музыкальные произведения, знакомятся с молитвами, учат стихи и песни. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению воспитанников в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Слушая народную, духовную музыку   и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, дети осваивают  бесценный  культурный  опыт  поколений,  осознают  и усваивают  народную  мелодию,  переживания  простого  русского  народа, воспевание  красоты  родной  природы.

В основу самих тематических мероприятий  положены краткие сведения о происхождении праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе  Православия.  События празднования включают в себя увлекательные игры, беседы, театрализованные представления,  просмотр  детьми  видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события, часто содержат вопросы, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации.   Завершается мероприятие угощением детей традиционными праздничными блюдами: на Пасху – куличом и крашеными яйцами, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры, праздника, веселья,  угощение воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок  принимает активное участие вместе с взрослыми.

Организовывая праздничные мероприятия, связанные с православными традициями русского народа, мы всегда стремимся, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. По словам И. Ильина, «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз. Он призван строиться на любви, на вере и на свободе, где нужно научиться первым совместным движениям сердца и подняться к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству». Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Святой Иоанн Златоуст, живший в 4 веке, говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний».

Таким образом, вся духовная жизнь детей проходит через родителей. Важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброты, смирения и правдивости. Хорошо, если родители вместе с ребёнком с детства будут читать священные писания, побуждать его к размышлениям, объяснять законы мироздания, учить добрым взаимоотношениям с людьми. Святой Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Другими словами: если мы хотим воспитать кого-то, сначала мы должны воспитать в себе своё духовное начало. Присутствуя на наших мероприятиях, видя, какие чувства и эмоции испытывают дети, родители начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, начинают активно участвовать в создании игровой среды (изготавливают костюмы, атрибуты), помогают в подготовке праздников и развлечений.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не заканчивается проведением  праздничного мероприятия, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют друзей и близких, рисуют свои впечатления о празднике и показывают  рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках, готовят различные поделки. Хотелось бы, чтобы у наших воспитанников остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и  плодовом изобилии на Спас.

Православная культура в детском саду имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала. Главный результат, которого хотелось бы достичь, заключается в усвоении ребёнком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла. Мы уверены, что в каждом ребёнке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков, позволяющих раскрыть многогранность его личности, надо только ему помочь использовать потенциал своей души, создав для этого все условия.

О результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Но хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной православной культуры нам удастся возродить былое величие России.

 

Литература

 

1. Духовно-нравственные основы отечественного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.

2. Куприна А. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

3. Михайлова М. А.  А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль, Академия Холдинг, 2002.

4. Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения. ООО ИПП «Мастерская печати», Н., 2012.

5. Пугачева Н. В., Потапова Н. Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Педагогическое общество России. – М., 2007.

6. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. М. Айрис-пресс, 2003.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт