Глебова Татьяна Владимировна, воспитатель,
Пташинская Алина Анатольевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 7 «Крылышки»
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
«Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания в детском саду»
Мы живем в России, стране с богатым культурным наследием. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди культурных традиций занимают различные религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, долг, милосердие, взаимопонимание, справедливость, любовь к ближнему, желание нести добро людям.
Цель духовно - нравственного воспитания в дошкольном возрасте это сохранение духовно - нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, возрождение традиций семейного воспитания. В последние время государственная политика нашей страны проявляет огромное желание более плотно и продуктивно сотрудничать с Русской Православной церковью в деле духовно – нравственного возрождения, воспитания и образования подрастающего поколения. Это одна из актуальных задач, которые решаются и в нашем детском саду № 7 «Крылышки».
Тезис экс-министра науки и образования Российской Федерации А.А. Фурсенко из доклада «Приоритетные направления развития российского образования», что « Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности». Это высказывание А.А. Фурсенко в полной мере отражает концепцию воспитания и образования МБДОУ «Детский сад №7 «Крылышки».
В современном обществе проявляется нарастание негативных тенденций отрицательно влияющих на еще не сформированное сознание ребенка. Большое воздействие оказывают средства массовой информации через демонстрацию жестокости и насилия, фильмов и мультфильмов американского и европейского производства искажающих представление детей о главных человеческих духовно – нравственных ценностях, вследствие чего формируются вредные привычки, чуждые нам нормы поведения, растет уровень детской преступности. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Поэтому не случайна, высокая степень распространенности психических и физических нарушений среди детей начиная с дошкольного возраста.
В нашем детском саду воспитание духовной нравственности начинается с раннего возраста и тем самым защищает детей от мира жестокости, делает их невосприимчивыми (нетерпимыми) к злу и насилию. Детство - это период развития всех сфер человека, как физических, так и душевных. Приобретения знаний об окружающем мире, в период получения, накопления нравственного опыта, с трех летнего возраста у наших воспитанников формируются самосознание и самоопределение. Именно в раннем возрасте педагоги и воспитатели МБДОУ совместно с родителями закладывают в будущих граждан общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Поэтому мы стараемся дать подрастающему поколению полноценное духовное воспитание, в основе которого – многовековая культура, традиции российского образования и воспитания, сформировавшиеся на нравственных и этических ценностях православной культуры.
Воспитание духовно – нравственного человека это долгий и кропотливый труд, требующий объединения совместных усилий образовательного учреждения, семьи и государства. Нам, как воспитателям необходимо научить детей поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, избегать зла, защищать слабых, уважать старших и уметь просить прощения, быть примером для других не на словах, а на деле. В нашем детском саду №7 «Крылышки» мы знакомим детей с культурой Православия, с истинными ценностями российского народа. Мы рассказываем детям о появлении письменности на Руси, что первые книги были рукописными, их писали монахи, это были летописи об исторических событиях и поучении, как жить в служении Господу Богу. О том, что первые школы и библиотеки организовывались при церквях и монастырях. Такая информация выдается дошкольникам как в утренние часы, в процессе беседы, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Огромным воспитательным эффектом для дошкольников обладает чтение детской библии, художественной литературы (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, И.А. Крылов, Н.А. Некрасов, П.П. Бажов и т. д.). Российская литература содержит обширный материал для воспитания духовно-нравственных качеств человека. В этих произведениях воспитанники МБДОУ узнают о жизни святых, поступках героев, оценивают их, таким образом, формируется понятие о добре и зле, о нравственных идеалах. В свое работе мы, как педагоги, широко используем устное народное творчество, сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, что способствует формированию художественно-речевых навыков, пополняется пассивный и активный словарь у детей дошкольного возраста.
Особую роль в духовно – нравственном воспитании детей имеет совершенное воплощение представлений об идеале человека. На примере положительных персонажей сказок и литературных произведений, совершавшим добрые, героические поступки, мы стараемся формировать у детей потребность подражать этим героям. У детей появляется стремление быть похожими на нравственную личность. Конечно, хорошим образцом для подражания могут и должны быть взрослые (родители, воспитатели). Благодаря этому, в наших детях зарождаются положительные качества, такие как трудолюбие, работоспособность, дружелюбие, вежливость, ответственность, способность сопереживать.
В МБДОУ Деткой сад № 7 «Крылышки» проводится системная работа по патриотическому воспитанию дошкольников: знакомим с традициями, обычаями, народным творчеством, проводим тематические занятия и беседы по ознакомлению с бытом, укладом и традициями русского народа («В русской горнице», «Защитники земли русской» «Лес в жизни русского народа», «Откуда хлеб пришел », и т.д.). В старших группах детского сада, созданы уголки славянской культуры. Силами сотрудников и родителей, собраны предметы быта (макет избы, русской печи, сундучки, люлька, веретено, народные куклы, костюмы, предметы кухонной утвари, самовар, рушники); детские народные игрушки (Филимоновская, Городетская, Дымковская); имеется материал для «Сундучка мастериц», предметы рукоделия.
На занятиях по изобразительному искусству, мы знакомим детей с православным искусством, воспитанники узнают об архитектуре и убранстве храмов, с видами различной росписи (хохломская, городецкая, гжель). В МБДОУ проходят выставки рисунков и поделок, направленных на реализацию задач духовно – нравственного воспитания дошкольников, проводятся различные мероприятия (развлечения, родительские собрания, беседы, просмотр видеофильмов, презентации «Семейные традиции. Праздники» т.д.). Народные праздники (Рождество Христово, Колядки, Крещение, Масленица) имеют большое значение в приобщении воспитанников к духовно – нравственным традициям народа России. Накануне проведения праздников, дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, узнают о жизни святых, рассматривают изображения икон, слушают музыкальные произведения, учат стихи и песни, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов. Во время празднования происходят увлекательные игры, театрализованные представления, выступления детей. Завершается мероприятие праздничным угощением детей: на Рождество конфетами и пряниками, традиционными блинами на Масленицу, куличом и яйцом на Пасху. Такие праздники дети воспринимают как интересное, познавательное действие, в котором принимают активное участие.
В своей работе привлекаем к сотрудничеству по духовно-нравственному воспитанию родителей (законных представителей) воспитанников, приобщаем их к активному участию во всех запланированных мероприятиях. Видя, какие чувства испытывают их дети, вовлекаясь в творчество, родители начинают проявлять активную деятельность в создании игровой среды, изготавливают костюмы, атрибуты, принимают участие в конкурсах рисунков, помогают в проведении праздников и развлечений, сами в них участвуют.
Мы постоянно информируем родителей о необходимости осознания, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, чтимые предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Вот, что сказал о воспитании детей Иоанн Златоуст: «Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».
Семья - играет особую роль в жизни каждого человека. Именно в семье дети узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. С помощью взаимосвязи педагогов нашего сада и родителей у ребенка формируются элементарные знания об окружающей действительности. Поэтому важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, справедливости.
Таким образом, изучение православной культуры в дошкольном учреждении – реальный фактор воспитания нравственного поколения, которая обладает большим потенциалом, дающая возможность формировать духовно – нравственные качества у маленького человека. Начиная с дошкольного возраста, взрослый помогает детям разбираться в истинных и мнимых ценностях. В каждом ребенке заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который общими усилиями педагогов и родителей нашего сада поможет раскрыть всю многогранность его личности, его духовно-нравственные качества. Главное достижение этого воспитания заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие стремление к добру и неприятие зла.
Список литературы:
- yamal-obr.ru/articles/pravoslavnaya-kultura-kak-osnova/
- multiurok.ru/files/rol-kursa-osnov-pravoslavnoi-kul-tury-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly.html