Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти.
П. А. Флоренский
Почти что целый век понадобился, для того чтобы вопросы духовно-нравственного воспитания стали вновь рассматриваться в рамках общественного воспитания подрастающего поколения. Духовность вновь возвращается в образование, что нашло отражение в одном из главных нормативных документов – в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье 2 (в пунктах 1, 2) закреплено, что наряду с интеллектуальным, творческим и физическим развитием необходимо уделять внимание и духовно-нравственному. В мае 2015 года принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), в которой одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является и формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития. Среди основных направлений развития воспитания выделено духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
Все это говорит о том, работа по формированию духовно-нравственных качеств является актуальной и соответствует государственному заказу для системы образования.
Наш детский сад «Росинка» - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ноябрьск одним из первых в городе стал заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания дошкольников. За 15 лет мы опробовали разные формы работы, не все из них «прижились», некоторые претерпели изменения или были адаптированы для детей дошкольного возраста. Неизменной и востребованной всеми участниками образовательного процесса (детьми, их родителями и педагогами) формой работы остаются православные и фольклорные праздники.
Многолетний опыт показал, что наиболее близкими и понятными детям являются самые главные православные праздники – Рождество Христово и Пасха. По своему характеру они соответствуют детской субкультуре, в какой-то мере перекликаясь с традиционными календарными зимними и весенними праздниками. В православных праздниках участвуют воспитанники всех групп старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет), в том числе и дети иных религиозных конфессий (в практике нашего детского сада не было ни одного отказа родителей, представителей инославных конфессий, от участия их малышей в мероприятиях православной направленности).
Целью православных праздников, организуемых в светском образовательном учреждении, является духовно-нравственное обогащение детского мировосприятия и приобщение воспитанников к русским национальным традициям. Такие мероприятия способствуют решению следующих задач:
– воспитание у детей любви к родной земле, уважения к народным традициям;
– формирование зачатков национального самосознания и патриотизма;
– развитие и совершенствование исполнительских умений и навыков дошкольников;
– выявление и развитие творческих способностей воспитанников в музыкальной, театрализованной и продуктивной деятельностях;
– воспитание духовно-нравственных качеств: доброты, миролюбия, великодушия.
На первых порах при организации праздников, как и в любом другом деле, возникает множество вопросов, как по его содержанию, так и организационных, например: что взять за основу сценария, какой репертуар подобрать, как оформить зал, кого пригласить на праздник и еще много-много других. И ответы на эти вопросы не всегда можно найти, несмотря на то, что и литературы, и различных источников в сети Интернет стало намного больше, чем 15 лет назад, когда мы только начинали работу по духовно-нравственному воспитанию детей. Особенно осторожными надо быть при использовании материалов из Интернета: очень часто там Православие переплетается с язычеством.
Исходя из того, мы решили поделиться с коллегами опытом подготовки и организации православных праздников. Данный опыт может быть использован не только в детских садах, но и в школах, особенно в начальных классах, и в организациях дополнительного образования детей, и даже в Воскресно-приходских школах.
Проведению праздника предшествует достаточно длительная подготовительная работа. С целью ознакомления воспитанников с историей возникновения и традициями проведения праздника, педагоги организуют рассматривание иллюстративного материала, просмотр мультфильмов чтение произведений художественной литературы, показ настольного театра; проводят беседы с малышами, опираясь на изученный материал. В рамках непосредственной подготовки к празднику разучивают с детьми стихи, отрабатывают и закрепляют знание текстов ролей и песенного репертуара. Параллельно с проводимой воспитателями групп работой, музыкальные руководители разучивают с детьми музыкальный репертуар, ставят танцевальные и театрализованные номера; организуют прослушивание народной, классической и современной музыки, раскрывающей тематику предстоящего православного праздника.
Не остается в стороне и работа с сотрудниками, родителями и социальными партнерами: рассматриваются и обсуждаются возможные варианты их участия в проводимых мероприятиях.
Алгоритм разработки сценариев православных праздников принципиально не отличается от традиционных подходов к составлению сценариев любых праздников. В их содержание включаем чтение стихов и исполнение песен, танцевальные номера и игры, разыгрывание сценок или небольших театрализованных представлений. При подборе литературного и музыкального репертуара необходимо учитывать возрастные особенности детей, их возможности, поэтому часто музыкальным руководителям приходится транспонировать нотное приложение, приближая их к возможностям своих воспитанников, иногда – и самим сочинять музыку (так бывает в тех случаях, если отсутствует нотное приложение к песне или попались интересные стихи).
Особенностью содержания православных праздников в светском образовательном учреждении является то, что лишь часть репертуара носит православную тематику – обычно это песни, стихи, сценки, игры. Остальной репертуар отражает календарную тематику - особенности того времени года, когда проходит праздник (в основном это касается танцев, частично песен и хороводов, которые используется на традиционных праздничных утренниках). Так, например, на празднике Рождества Христова, кроме рождественского репертуара «Песенка со свечами», «Я принес тебе дитя», «Рождественская песенка», используем песни о зиме такие, как «Елочка-красавица» или «Эх, ты, зимушка-зима!», хороводные игры и хороводы «Ой, мороз-мороз» или «Белый снег, белешенький» и т. п.
Аналогично подбирается материал и к празднику Пасхи. Наряду с пасхальными песнями «Песенка про ангелов», «Вербочки», «Чудо выше всех чудес», используем песни о весне, такие, как «Весна-красна», «Капельки весны», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода», танцы «Цветов», «Ручейков» и др.
Такой подход к подбору материала позволяет совмещать традиционную в данный период работу с подготовкой к православному празднику. Так, например, празднование Рождества Христова и Колядование, проходят сразу после традиционных новогодних утренников, да к тому же после длительных праздничных каникул: отдельного времени на подготовку совсем нет. Празднование Пасхи в большинстве своем в нашем детском саду совпадает с подготовкой к выпускным и весенним утренникам.
Подготовить насыщенный утренник и одновременно не перегрузить детей позволяет и то, что в православных и фольклорных праздниках одновременно задействованы воспитанники всех групп старшего дошкольного возраста, а значит и подготовка номеров распределяется на 2-5 групп, а не на одну, как обычно. Частично с этой же целью в сценарий включаем номера в исполнении сотрудников дошкольного учреждения. К тому же участие взрослых дает пример качественного исполнения, обогащает впечатления детей, способствует установлению партнерских взаимоотношений между детьми, их родителями и педагогами. Особенно ярко это проявляется в совместных театрализованных представлениях или миниатюрах, которые являются обязательной составной всех православных праздников. Они знакомят с традициями и обычаями празднования данного праздника, помогают раскрыть его смысл, например: театрализованные представления «Гуси-лебеди», «Серебряное копытце», «Приключения Рождественской звезды», сценки «Куличик», «Пасхальные краски», «Пасхальный колобок», «Приключения Красной шапочки и ее верных друзей».
Не один утренник не обходится без любимых детьми игр, как традиционных («Золотые ворота», «Ручеек», «Бай-качи», «Пронеси яйцо (снежок) в ложке», «Снежки» и др.), так и православной тематики, например, «Катание яиц с горок», «Расколотое яичко», «Рождественский звонарь» (подборки пасхальных, Рождественских и новогодних игр представлены в он-лайн журналах для педагогов и психологов образовательных учреждений: «Игры и игрушки» № 2, 2015 г., стр. 82 - «Пасхальные игры» и «Игры и игрушки. Эксперт» №6, 2014 г., стр. 44. - «Играют все!»).
При разработке сценариев православных праздников стараемся совместить развлекательную и миссионерскую функции. Необходимо сделать так, чтобы праздник был не просто развлекательным мероприятием, но и способствовал приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников детского сада к традициям отечественной (православной) культуры, углублению и расширению их знаний о самом празднике, его значении и традициях празднования.
Уделяем большое внимание воспитанию в малышах христианских добродетелей – миролюбия, доброты, великодушия, стараясь донести это до сознания воспитанников не путем прямого морализаторства и поучения, а посредством переложения на новый, православный лад, любимых и знакомых многим сказок и мультфильмов, например, авторских сказок «Серебряное копытце» и «Красная шапочка» (сценарии представлены в он-лайн журнале для педагогов и психологов образовательных учреждений «Игры и игрушки. Эксперт»: №6, 2014 г., стр. 66 – «Рождество Христово – на душе тепло»; № 2, 2015 г., стр. 64 – «Сказка о красной Шапочке и ее верных друзьях»), русской народной сказки «Гуси-лебеди» и известного всем мультфильма про медвежонка Винни-Пуха и его друзей. Сценарии могут быть разработаны и на основе библейских сюжетов, достаточно понятных старшим дошкольникам, например, «Рождественские чудеса», «Волхвы».
По сложившейся в нашем дошкольном учреждении многолетней традиции, праздники Рождества Христова и Пасхи обычно мы завершаем одноименной ярмаркой. Их активными участниками являются не только воспитанники, но и их родители вместе с сотрудниками детского сада (помощниками воспитателей, поварами, вахтерами). Они не только приносят товары для ярмарки, но и выступают в роли продавцов, артистов и участников игр. После праздничного представления дети с родителями идут за вкусными ярмарочными угощениями.
К православной праздничной культуре можно отнести и Рождественские колядки. Организуя их, мы стараемся донести до детей утерянный для многих истинный смысл колядования – ведь неспроста в старину колядовщиков называли Христославами: они сообщали всем о радостном событии – о рождении Спасителя мира! В один из дней Святочной недели наши колядовщики традиционно посещают все службы детского сада и с большим удовольствием славят Христа, дарят воспитанникам и сотрудникам свои таланты и добрые пожелания. Никого не оставляет равнодушным выступление маленьких артистов: и полуторалетние малыши, и старшие дошкольники, и взрослых – все рады приходу Христославов. В благодарность за доставленную радость, за добрые душевные пожелания, зрители с щедростью одаривают колядовщиков заранее припасенными сладостями, монетками и даже купюрами.
Рождественские поздравления малышей не ограничиваются нашим детским садом. Традиционно колядовщики из «Росинки» посещают воспитанников и службы соседнего дошкольного учреждения МБДОУ «Улыбка». Неоднократно побывали мы с аналогичной миссией и детских садах «Синеглазка» и «Золушка». В год 15-летнего юбилея мы опробовали новую форму работы - впервые побывали с Рождественским миссионерским концертом в соседней школе – в МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» - поделились радостью Рождества Христова с учащимися начальных классов, пригласив с собой клирика Храма Архистратига Михаила иерея Андрея (Медведкова) и воспитанниц Воскресной церковно-приходской школы.
С целью придания празднику яркой окраски духовной красоты, в музыкальном оформлении мероприятий православной направленности используем фрагменты классической музыки, звуки природы, колокольные звоны. В оформлении зала также присутствуют элементы, отражающие православные традиции праздника или раскрывающие его смысловое содержание. Так в оформлении зала к пасхальному утреннику обязательными атрибутами являются букет вербы, крашеные яйца и икона Христа Спасителя; а в рождественском оформлении – вертеп – пещера, где родился Христос.
Долгожданными гостями на православных праздниках являются воспитанники Воскресной школы. В их исполнении дети знакомятся с православными песнопениями, театрализованными мини-представлениями. На все православные праздники, проводимые в детском саду, приглашаем православного священника. Его слова-наставления оставляют значимый след в душе детей и взрослых. Традиционно на Пасху батюшка дарит детям и сотрудникам душистые куличи, которые в преддверии праздника пекут повара детского сада. Тесное сотрудничество с Воскресной школой и Храмом Архистратига Михаила способствует обогащению духовно-нравственного воспитания детей.
Православные праздники, организуемые в МАДОУ «Росинка», являющиеся результатом сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса (воспитанников, их родителей и сотрудников МАДОУ) и социальных партнёров, дарят малышам доброту окружающего мира и учат самих дарить радость своим близким и друзьям, наполняют детские и взрослые сердца радостью; способствуют духовно-нравственному обогащению детского мировосприятия; приобщают воспитанников, их родителей и сотрудников детского сада, многие из которых являются представителями стран ближнего зарубежья, к русским национальным традициям, знакомству с православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской культуры.