Созонова Елизавета Владимировна, Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», Центральная библиотека, Красноселькупский район, с. Красноселькуп.
Православные священники в годы Великой Отечественной войны.
Введение.
«Нет больше той любви,
аще кто положит душу
свою за други своя».
Русская православная церковь сыграла немаловажную роль в ходе Великой Отечественной войны, её сыны помогали Отечеству противостоять фашистским захватчикам, смело вступали в бой против оккупантов, хотя сами на протяжении многих лет были гонимы многолетними репрессиями и подозрительным отношением к себе со стороны государства.
Начиная с 1917 года, православная церковь в Советской России, считалась чужеродным элементом и пережила немало тяжелейших моментов в своей истории.[5]
Стоит напомнить, что 1932-1937 год прошли под слоганом «безбожной пятилетки». Была поставлена задача - уничтожались всё церкви, храмы, молельные дома, синагоги, мечети. Церковнослужителей преследовали. К началу Великой отечественной войны, большая их часть, была либо расстреляна, либо отбывало наказание в тюрьмах и лагерях. Именно поэтому немцы очень надеялись на помощь священнослужителей, они называли их «царёвы воины», и рассчитывали, что те предадут родину, которая столько лет истребляла их веру. Но с приходом войны, Русская Православная Церковь чётко обозначила свои позиции – разделить судьбу своего народа, как было всегда испокон веков. [3]
1. Роль православных священников в годы Великой Отечественной войны.
В начале войны священники в основном занимались мирной деятельностью: укрывали солдат, вели патриотическую агитацию среди населения, состояли в антифашистских отрядах. Также священнослужители отпевали жертв боевых действий. [6]
Летом 1942 года, батюшки получили благословление от Митрополита Сергия на любую помощь партизанам. Церковнослужители становились связными, разведчиками, их дети уходили служить в партизанские отряды. Была организована взаимосвязь с городским подпольем. Партизанам доставали фальшивые документы, одежду, вывозили раненых, укрывали участников операций в надёжных домах, доставляли еду и медикаменты.[7]
Чаще всего, оккупанты, давали священнослужителямотносительную свободу передвижения, веря, что те, ненавидят людей, которые на протяжении стольких лет были их гонителями. Это позволяло священнослужителям снабжать партизан продовольствием и сообщать данные о передвижениях немцев.
Видя самоотверженную работу Православной Церкви на поддержку «Красной армии», её влияние на патриотический дух народа, да и просто боясь сопротивления тех территорий, где немцы были уже давно и, восстановив храмы и приходы, вели свою религиозную политику. Товарищ Сталин в 1943 году жалует церкви ряд привилегий: разрешает избрать патриарха, возобновить работу части приходов, открыть семинарии, возвращает часть ссыльных священнослужителей. [2]
Так же в октябре 1943 года, двенадцать священнослужителей получили высокие государственные награды. В то время, за содействие партизанскому движению, немцы жесткого пытали и зверски убивали каждого второго священника. Но всё же духовенство продолжала помогать и поддерживать партизан. [7]
Василий Копычко, удостоен ордена Отечества II степени, а также медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За победу над Германией».Он регулярно доставлял партизанам последние сводки, приносил еду и оружие, в его доме проходили встречи руководства и связных партизанских отрядов. Отважный священнослужитель, зная всю опасность своих действий, так же по ночам совершал Богослужения и освещал прихожанам последние новости из Совинформбюро, рассказывал о положении на фронте, призывал противостоять оккупантам. Когда немцы узнали о деятельности о. Василия, они сожгли церковь и дом, семью батюшки чудом удалось спасти и переправить в партизанский отряд. [6]
Протоиерея Косьма Раину, фашисты застали утром 9 октября 1943 года в приходской церкви белоруссокого села Хойно. Священнику приказали разоблачиться, и повели в штаб, где отобрали документы и наручные часы. «Это вам больше не понадобиться», заявил переводчик и два солдата повели батюшку на расстрел. [7]
Косьма Раина бал потомственным священником. В годы Великой Отечественной войны, он помогал партизанам, да и всем страждущим, проходящим через его дом. Он помогал своей пастве, православному народу, на чьи плечи выпало такое испытание.
9 октября 1943 года, когда два солдата повели на расстрел протоиерея Косьму Раину, батюшка возле церкви пал на колени и стал молиться. Время шло, но звука выстрелов не было, отец Косьма поднялся с колен и никого возле себя не увидел. Тогда он направился прямиком в лес, в партизанский отряд, где служили его сыновья. Позже, они вместе отвоёвывали у немцев свою матушку, которую с другими партизанскими жёнами и детьми хотели, было отправить в концлагерь. [7]
Фёдор Пузанов-участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью “Партизану Отечественной войны” 2-й степени. [4]
Фёдор Андреевич, как сельский священник имел относительную свободу передвижения, он втёрся в доверие к немцам, которые руководствовались применением на территории СССР «религиозной политики» (открывали храмы, церкви и приходы, некогда закрытые коммунистами и разрешали молиться, но только за победу фашисткой Германии.) Федор Андреевич не молился, ссылаясь на свою неграмотность, ведь и правда у него было всего два класса образования земской школы, поэтому для немецких солдат он был простофилей, на которого не стоит особо обращать внимание. Тем временем, Фёдор Андреевич снабжал партизан хлебом и одеждой, информировал о передвижениях немцев, а в январе 1944 года, рискуя жизнью, он хитростью спас более трёхсот односельчан, которых немцы хотели угнать в плен. Догнав колонну за селом, священник предупредил немцев, что впереди партизаны, и «согласился» покараулить земляков, пока мотоциклетный конвой проверит обстановку. Когда немцы скрылись из виду, о. Фёдор увёл односельчан знакомой тропой в лагерь к партизанам. [1]
Заключение
Таких историй много, возможно эти самые счастливые из них, ведь семьи о. Косьмы и о. Василия остались живы. ( У о. Фёдора в живых остался сын, про остальных родственников неизвестно). Многие церковнослужители во время Великой Отечественной войны были замучены до смерти, за помощь партизанам, либо убиты на полях боевых действий. Стоит отметить, что многие священнослужители ушли на фронт:танкистами, артиллеристами, пехотинцами, партизанами, военными врачами и санитарами.Их подвиг и мужество, спасло тысячи людских жизней, их вера укрепила дух народа и помогло изменить отношение к Русской Православной Церкви.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Livejournal[Электронный ресурс] //Поп. Партизан Фёдор Пузанов/сост.:И. Глуховский, [2017 - ].URL: https://gluhovski-igor.livejournal.com/832503.html(дата обращения: 01.10. 2019).
2. ФОМА [Электронный ресурс] //3 главных мифа о Церкви в годы Великой Отечественной войны / сост.:Д. Володихин, [2015 - ].URL: https://foma.ru/3-glavnyih-mifa-o-tserkvi-v-godyi-voynyi.html (дата обращения: 30.09. 2019).
3. Православие.ru[Электронный ресурс] //Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны./сост.:Е. Мурзин, [2014 - ].URL:http://www.pravoslavie.ru/99163.html (дата обращения: 30.09. 2019
4. ПРАВМИР [Электронный ресурс] //Священники и монахи – ветераны Великой Отечественной войны.,[2017 - ].URL:https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/(дата обращения: 30.09. 2019
5. ФОМА [Электронный ресурс] //Словом и мечом: подвиг церкви в годы Великой отечественной войны / сост.:С. Варшавчик, [2017 - ].https://foma.ru/slovom-i-mechom-podvig-tserkvi-v-godyi-voynyi.html (дата обращения: 01.10. 2019).
6. Комсомольская правда Экспресс газета[Электронный ресурс] //Как воевали священники в годы Великой Отечественной войны / сост.:В. Верхорубова, [2014 - ].https://www.vologda.kp.ru/daily/26189.5/3077545/l(дата обращения: 01.10. 2019).
Экспресс газета [Электронный ресурс] //Неизвестные подвиги священников в годы Великой Отечественной войны / сост.:Е. Кременцева [2015 - ].https://www.eg.ru/politics/45798/(дата обращения: 29.09. 2019).