«…И каждый раз, когда освящается храм, каждый раз,
когда некое малое место на земле отдается Богу
в нераздельное владение, слава Божия осеняет
это место и пребывает в нем».
Антоний, Митрополит Сурожский
Молодежь - это будущее государства, основа современного общества. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума. Сегодня молодежь России, а это граждане в возрасте от 14 до 30 лет, составляет 40 млн. - 30% от общей численности населения страны.
Любить свою страну — значит знать ее, надо своими глазами увидеть горы Кавказа и озера Карелии, волжские просторы и вулканы Камчатки. Нужно пройтись по Дворцовой набережной и побывать на Красной площади. Посмотрев все красоты нашей страны, ты обязательно полюбишь её. Туризм поможет молодым людям реально выбрать свой путь, встать на правильную дорогу в жизни [4].
На протяжении последних 5 лет в России можно сказать произошел переворот в туризме. Разработана федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 гг.», существует национальный туристский портал, организуются и проводятся на федеральном и региональном уровнях различные туристические слеты, фестивали туризма. И конечно, основной целевой аудиторией выступает современная молодежь.
Молодежный туризм в России совмещает в себе здоровье, спорт, активный отдых, дает возможность узнать историю страны ее географию. К понятию молодежный туризм в России относятся следующие виды деятельности: туристические соревнования, спортивные лагеря, экстремальные виды спортивного туризма, скалолазание, спортивное ориентирование, альпинизм, рафтинг и т.д.
В последнее время много говорится о том, что религиозность - традиционная черта российского общества, что необходимо возвращаться к истокам религии. Опираясь на социологические исследования, проводимые в разных регионах страны, можно сказать, что более четверти молодежи считают себя верующими (27%). Самой распространенной среди молодежи религией является православие. Не малая доля таких показаний – это итог развития в стране паломнического туризма, паломничества.
Тюменская область богата не только природными ресурсами и красотами. Святыни региона привлекают паломников и туристов со всей России. Некоторые храмы необычны для сибирского региона и являются уникальными культовыми памятниками, отражающими процесс проникновения православия в Сибирь и миссионерскую деятельность русской церкви на территории исламского или языческого населения [2].
Возрождение традиций Православия на Ямале началось со времени восстановления в 1990 году Тобольско-Тюменской епархии. Сегодня Ямал – это прекрасный, замечательный край. Эту землю украшают купола православных храмов, что является свидетельством того, насколько важным, значимым стали для жителей округа пути к возрождению традиций духовности и нравственности на Ямале. Православная церковь всегда была укрепляющей нравственной силой в нашем Отечестве, и полезно сегодня об этом вспомнить [1].
Православное наследие Тюменского региона, безусловно, является важным объектом для восстановления, показа, сохранения и сбережения для последующих поколений. Изучая историю, духовную культуру, быт своих предков, молодежь сумеет приобщиться к многовековому культурному наследию русского православия. На территории Тюменской области располагаются 4 действующих монастыря: Свято-Троицкий Тюменский мужской монастырь, Богородично-Рождественский Ильинский женский монастырь, Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь и Иоанно-Введенский женский монастырь. Все монастыри являются памятниками истории и архитектуры и связаны с массой событий исторического и культурного плана. Так, например, много тайн и загадок хранят старые стены Свято-Троицкого мужского монастыря – древнейшего сибирского храма, украшенного одним из лучших иконостасов Сибири.
Кроме того, повышенным интересом у жителей и гостей города Тобольска пользуется Свято-Знаменский Абалакский монастырь и его чудотворная икона Абалакской Божией Матери «Знамение», на поклонение которой в поисках душевного и физического исцеления уже более 300 лет идут и едут паломники из всех уголков России. Многими считается, что от этой иконы произошло более 40 случаев исцеления. Известно также много случаев благодатной помощи от Чудотворной иконы Божией Матери Суерской (Смоленской), которая хранится в храме во имя Преподобного Серафима Саровского — чудотворца в селе Суерка Упоровского района. Регулярно сюда приезжают паломники из городов и сел нашей области. И конечно самым популярным местом паломничества в Тюменской области является ее духовная столица – Тобольск. В Тобольск с каждым годом приезжает большое количество паломников и верующих, чтобы посетить колыбель сибирского христианства и приложиться к мощам святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца [6].
Паломнические поездки по святым местам региона организует отдел “Сибирский паломник” Тобольско-Тюменской епархии. Основная часть маршрутов рассчитана на один-три дня, при этом число маршрутов постоянно увеличивается. Так, помимо известных, пользующихся популярностью поездок к святыням Тобольска и Ишима, организуются паломничества по святым местам окрестностей Тюмени. Это храмы сел Успенка, Кулаково, Каменка, Червишево, Исетское, Шорохово. Старинные, возрождающиеся из разрухи церкви полны особой притягательной силы, знакомство с ними дает не только знания об истории православия в нашем крае, но и наполняет духовностью, помогает, исцеляет.
Поездки организуются на профессиональном уровне, на комфортабельных туристических автобусах, с организацией питания в храмах и монастырях. В длительные путешествия во главе групп обязательно едет священник, а также сотрудник паломнического отдела. Руководитель группы в течение всей дороги рассказывает об азах православия, Таинствах Православной церкви, о святых местах, куда направляется автобус. В большинстве случаев паломнические поездки организуются бесплатно. А молодежь – категория социальная и поэтому желающих посетить такие поездки будет много.
Молодость это такое время, когда человек обретает жизненный ориентир. Если он стремится к высокой планке, то, конечно, этот ориентир будет где-то недалеко от Церкви. Где как не здесь требуется от человека глубокий процесс самопознания и совершенствования. Примечательно, что молодежь объединяется в общества, создает молодежные движения. Примером может служить молодежное общественное движение «Сибирь молодая Православная», молодежное движение ямальской православной молодежи «Благо». При организации молодежного движения на приходе и сплочения молодежной общины важную роль играют совместные паломнические поездки, в которых молодежь может не только лучше познакомиться друг с другом, но и прикоснуться к тысячелетнему духовному опыту Церкви и истории родной страны. А на Ямале есть что посмотреть. 13 храмов разных городах и поселках: Новый Уренгой – храм Свт. Преподобного Серафима Саровского, Тарко-Сале – храм во имя Свт. Николая Чудотворца, Ноябрьск – храм в честь Архистратига Божия Михаила, п. Харп – храм во имя Свт. Преп. Сергия Радонежского, п. Яр-Сале – храм во имя Свт. Блаженой Ксении Петербургской, п. Ямбург – храм во имя Свт. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и конечно комплекс строений в стиле деревянного зодчества «Обдорский острог».
Своеобразным боевым крещением православной молодежи можно назвать сплавы. В достаточно тяжелых физических условиях молодым людям и девушкам приходится преодолевать многое. Вдали от цивилизации, без сотовой связи и врачебной помощи, чтобы пройти все трудности требуется выдержка, дисциплина и слаженная работа всей команды. Во время каникул учащиеся православных гимназий Ноябрьска и Нового Уренгоя совершают паломнические поездки. Для юных ямальцев в Предгорье Полярного Урала, вблизи Большого Щучьего озера работает православный лагерь «Земля Надежды». Во время лагерных смен организуются походы в горы, экспедиции в тундру, ребята знакомятся с историей Православия и традициями местных коренных народов [3].
По опыту молодежные паломнические поездки позволяют сплотить молодежную общину, сформировать ее костяк, а также дают хороший миссионерский эффект; так, нередки случаи, когда, однажды съездив в паломничество, мало воцерковленные ребята начинают задумываться о вопросах веры, посещать молодежные встречи и через какое-то время становятся полноценными прихожанами храма. Каждая паломническая поездка вдохновляет верующих, дает им импульс к чему-то новому и светлому. Подводя итог по теме доклада, можно с уверенностью сказать, что православное наследие нашего региона, безусловно, является основным объектом для молодежного туризма, объектом его изучения и сохранения.
Список использованной литературы и источников:
1. Ямал Православный. - Салехард-Екатеринбург: Северное издательство – Креативная команда «Кипяток», 2013.-232с., ил.
2. Храмы Ямала: фотоальбом/сост. П. Казанцев. Салехард - Тюмень: Сити-пресс, 2006.-280 стр.
3. Ямальский меридиан № 2, 2013 г., ст. «Святые места дарят свет» - стр.84-86
4. Интернет источник: http://rusotourism.ru/molodezhnyj-turizm-v-rossii.html
5. Интернет источник: http://mt.moy.su/index/molodezhnyj_turizm
6. Интернет источник: http://tur.admtyumen.ru/turto/area/tyumenregion/infr/vidturs