Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Православное паломничество: тр...

Православное паломничество: традиции и современность. Региональный аспект


Горбенко С. М.
музыкальный руководитель
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Ручеёк»
г. Ноябрьск

Горбенко Светлана Мансуровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк»
МО город Ноябрьск

Тезисы: Крещение Руси было событием огромной исторической важности как в политическом и социальном отношении, так и в культурном. Паломничество по святым местам, неразрывно связанное с самой сущностью православной веры, представляет собой важнейший историко-культурный феномен. Нельзя не отметить позитивное воздействие православного паломничества как на общество в целом, так и на нравственное состояние отдельной личности. В современном паломничестве  неразрывно объединены глубокие  исторические  традиции и культурные  тенденции  современности. В настоящее время паломничество в рамках православной христианской конфессии переживает период подъема. РПЦ активно поддерживает эту тенденцию в обществе.

Основной принцип, закладываемый в основу любых планов регионального развития, – это принцип безусловного сохранения природного, исторического и культурного потенциала, его воспроизводство и восстановление там, где он был разрушен в результате нерационального использования.

Западная Сибирь и Урал – это регион, где на протяжении  нескольких веков складывалась религиозная культура нескольких конфессий. Результатом этого явилось формирование богатейшего исторического, архитектурного и духовного наследия. В ХХ веке, в связи с гонениями на РПЦ,  духовный потенциал Сибири был во многом утерян. Сейчас время гонений сменяется периодом возрождения. Изучение и сохранение историко-культурного и духовного потенциала Уральского региона, наряду с определением перспективных путей развития православного паломничества, является на данный момент  актуальной задачей.

Существует ряд факторов, как положительно, так и отрицательно влияющих на развитие православного паломничества в Уральском ФО. Большое значение для развития паломничества в регионе имеет активная позиция местного населения, выявленная в процессе социологического исследования. Решение ряда конкретных задач позволит создать условия для развития православного паломничества, более полно реализовать духовно-культурный потенциал региона и объединить многовековые культурные традиции с современными веяниями.

«Православное паломничество: традиции и современность.

Региональный аспект»

В последние десятилетия в России, как и в мире, наметилась тенденция обращения к традиционным ценностям, в том числе духовным. Это свидетельствует о том, что в обществе назрела острая потребность в определении духовной системы координат и выработке наиболее действенных форм ее выражения.

К явлениям, объединяющим эти культурные процессы, можно отнести феномен паломничества, которое зародилось в глубокой древности и сыграло огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Зарождение паломничества связано с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях, в том числе и в христианстве.

Православное паломничество является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. Название свое паломничество получило благодаря пальмовым ветвям, которые первые паломники (т.н. пальмовники) привозили из Палестины.

На VII Вселенском соборе в 787 году отцы Церкви сформулировали богословские принципы, обосновывающие духовный смысл православного паломничества как почитания и поклонения мощам и иконам, а также святым местам ради удостоверения подлинности, а не призрачности Боговоплощения [1. С. 27].

В настоящее время православное паломничество – одно из наиболее активно развивающихся культурных явлений. В определенной мере оно соприкасается с туризмом, в свое время выросшим из паломнических странствий. Наряду с другими видами путешествий, паломничество соотносится с различными сферами экономической, социальной и культурной жизни общества. В современном паломничестве гармонично объединяются глубокие исторические традиции с культурными тенденциями сегодняшнего дня.

Оживлению православного паломничества в России способствует ряд причин, из которых основными являются следующие:

- высокий культурно-исторический потенциал страны (наличие множества православных святынь);

- относительно невысокая стоимость поездок, организуемых паломническими службами;

- стремление современного человека к духовному совершенствованию.

Паломничество сегодня трактуется различными авторами на стыке двух социально-культурных сфер — собственно паломнической практики, понимаемой как область религиозных путешествий, и туризма. В связи с этим ему предпосылаются различные термины: «паломничество», «паломнический туризм», «религиозный туризм», «духовно-паломнический туризм» и т. п.

По мнению Русской Православной Церкви, паломничество и религиозный туризм – совершенно различные понятия. Русская Православная Церковь считает, что понятия «религиозный туризм» и «паломничество» должны быть разделены законодательно. По мнению РПЦ, паломничество в обязательном порядке «...связано с живым литургическим опытом. Его нельзя смешивать с просто туризмом» [5. С.41].

Наметившаяся тенденция смешения паломничества с обычным туризмом вызывает обеспокоенность Русской Православной Церкви. Ведь нередко паломничеством называют обычную экскурсионную программу, в которую входит посещение святых мест, монастырей, храмов. В результате, по мнению РПЦ, дискредитируется сама идея паломничества.

«Религиозный туризм отличается от обычного, однако сегодня паломники зачастую попадают в орбиту деятельности светских турфирм, которые не учитывают этой специфики», – заявлял Патриарх Всея Руси Кирилл, будучи еще главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополитом Смоленским и Калининградским. По его словам, программы, которые российские турфирмы предлагают паломникам, нередко с паломничеством совершенно не связаны, что вызывает массу нареканий со стороны верующих. В частности, Патриарх Кирилл отмечал, что «стиль жизни в 4-5-звездочных гостиницах разрушает дух паломничества, так как атмосфера этих заведений совершенно ему не соответствует» [4. С. 9].

Эту точку зрения разделяет ряд специалистов в области туризма (к примеру, А.С. Кусков, Н.Г. Можаева). Так, А.С. Кусков считает, что религиозно-познавательный туризм отличен от паломничества, так как последнее «требует участия в нем только верующих людей и в обязательном порядке следования всем элементам религиозного культа» [2. С. 31]. Этот автор также отмечает, что паломничество в большой степени связывается с проведением крупных религиозных праздников. У Н.Г. Можаевой встречаем такое определение: «Паломничество – путешествие верующих к святым местам, вызванное представлениями о том, что в таких местах молитва более действенна» [3. С. 155].

Нужно отметить, что паломничество и религиозно-познавательный  туризм во многих случаях имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа. После распада СССР многим культовым и религиозным объектам, в том числе в Уральском ФО, возвращены их изначальный смысл и назначение. Храмы и монастыри – сакральные сооружения, часть наследия предков, историко-культурный и духовный потенциал России в целом и региона в частности, который необходимо изучать и сохранять. В то же время храмовые комплексы являются объектами инфраструктуры туризма. В связи с этим возможность полностью обособить паломничество, скорее всего, отсутствует.

Полагаю, паломничество соприкасается с религиозно-познавательным туризмом, но ни в коем случае не совпадает с ним. Особенностью паломничества, обособляющей его от других видов путешествий, является наличие в содержательном и формальном аспектах паломничества сакрального начала.

Другими словами, между этими видами путешествий существуют принципиальные отличия, основное из которых – различные цели поездки.

Отправляясь в паломническую поездку, человек преследует в первую очередь религиозные цели. Паломничество в прямом понимании – это посещение святых мест с целью поклонения. Оно связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь, предполагает подготовку, предварительную духовную работу перед посещением святыни. Всякое посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому православному паломничеству и может классифицироваться как экскурсионный туризм религиозной тематики. Основная цель такой поездки – познавательная.

В рамках религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты могут увидеть действующие культовые и памятные религиозные объекты, побывать в музеях и на выставках.

В экскурсионных турах религиозной тематики путешественники шире используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры: размещаются в гостиницах с высоким уровнем комфортности, питаются в ресторанах, участвуют в развлекательных программах и т.д. Подобное времяпрепровождение противоречит духу православного паломничества [4. С. 14].

Существует мнение, что организацией паломничества должны заниматься только специализированные религиозные службы. Тем не менее, в настоящее время организацией паломнических поездок и туров религиозно-познавательной направленности занимаются как туристские фирмы, так и паломнические службы при храмах.

К сожалению, существующий в настоящее время уровень подготовки российскими турфирмами паломнических поездок, их сопровождение, соответствие организации поездок положениям православной христианской конфессии в ряде случаев не отвечают необходимым требованиям. Часто людей просто проводят по «экскурсионным объектам» без предварительной внутренней, духовной подготовки. Многие фирмы при этом преследуют одну цель: извлечь максимальную прибыль, что ведет к увеличению стоимости путешествия. Кроме того, турфирмы лишь в редких случаях могут обеспечить особую подготовку экскурсоводов для проведения экскурсий по православным храмам и монастырям.

Паломнические службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Специалисты таких служб хорошо знают запросы паломников (стремление к отказу от развлечений, ограничения в питании, желание исповедаться и причаститься). Между паломническими службами не существует конкуренции. Основная цель для сотрудников – получение паломниками духовной пользы от поездки. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской.

В качестве примера паломнической службы можно привести работу Епархиального паломнического отдела Тобольско-Тюменской Епархии «Сибирский паломник», к специалистам которой, особенно в летний период, регулярно обращаются и жители Салехардской и Новоуренгойской Епархии.

Учитывая вышеизложенное, возможно, правильным было бы передать вопросы организации паломнических поездок в компетенцию Русской Православной Церкви, а разработкой и продажей туров религиозно-познавательной тематики предложить заняться турфирмам. Однако паломнические службы при храмах, занимающиеся организацией православного паломничества, особенно в провинциальных епархиях, часто сталкиваются с рядом трудностей, среди которых основные – недостаток мест размещения и пунктов питания для прибывающих к объектам поклонения паломников. К тому же паломнические службы в ряде случаев организуют и поездки религиозно-познавательной направленности с целью ознакомления новоначальных с основами православной культуры и последующего их воцерковления. Различие целей путешествия при этом обусловливает подбор членов группы, выбор времени для поездки, маршрута, объектов показа, методов и приемов подачи информации, стиля общения с группой, использование специальной лексики. При разработке экскурсий для участников религиозно-познавательных туров основное внимание уделяется знакомству с историей, архитектурой объекта посещения и православной культурой, в паломнических же поездках больший акцент делается на сакральное значение посещаемых мест для христиан.

Возможный вариант решения проблемы организации паломничества в будущем – сотрудничество Русской Православной Церкви и предприятий туриндустрии.

Наличие определенного историко-культурного потенциала является необходимым условием для развития практически любого вида путешествий, в том числе и паломничества в рамках православной христианской конфессии.

Западная Сибирь и Урал – это регион, где на протяжении нескольких веков складывалась религиозная культура нескольких конфессий. Результатом этого явилось формирование богатейшего исторического, архитектурного и духовного наследия [6. C.25].

Так, Тюменская область по числу объектов, составляющих туристские культурные ресурсы, входит в первые 7 регионов России. На ее территории расположены 6 исторических городов (Тобольск, Тюмень и т.д.), где сосредоточена большая часть исторического и архитектурного наследия области, в т.ч. и значительное количество православных религиозных объектов [6. C.25].

Немаловажное значение для развития православного паломничества в регионе имеют также святыни, которые находятся в небольших селах Тобольско-Тюменской Епархии и прилегающих к ней епархий (сс. Суерка, Чимеево, Меркушино и т.д.).  В границах малых сельских поселений наверняка существуют и еще не выявленные объекты культурного наследия.

Анализ историко-культурного потенциала Уральского ФО с точки зрения организации православного паломничества позволяет выявить следующие его особенности:

- наличие на территории региона большого количества объектов православного паломничества, расположенных в различных районах, что обеспечивает широкую географию паломнических поездок;

- духовная насыщенность объектов паломничества;

- и, как следствие, информативная и эмоциональная насыщенность паломнических поездок;

- наличие ряда культовых объектов, нуждающихся в восстановлении и реставрации.

Думается, для того, чтобы восстановить или отреставрировать разрушенные религиозные сооружения, а также поддерживать в надлежащем состоянии сохранившиеся объекты православного паломничества, необходимы совместные усилия государства, Церкви и общественности. Решение этой задачи позволит в полной мере реализовать историко-культурный и духовный потенциал региона.

В процессе сбора и систематизации сведений об объектах православного паломничества, расположенных на территории Уральского ФО, выяснилось, что основными центрами паломничества на территории Тюменской области являются архитектурно-храмовый комплекс Тобольского Кремля, где в Покровском соборе покоятся мощи Святителя Иоанна Тобольского и священномученика Гермогена, Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь (здесь пребывает чудотворная Абалацкая икона Божией Матери «Знамение»), Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Тюмени, где находятся мощи Филофея Лещинского, Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь, где под спудом почивают святые мощи основателя обители Далмата Исетского. В Ишиме внимание паломников привлекает храм-терем, построенный без единого гвоздя. Несколько лет назад в храме произошло чудо: Нерукотворный образ Спасителя отобразился на стекле.

На территории Екатеринбургской и Верхотурской Епархии паломники чаще всего направляются в Верхотурье, где покоятся мощи святого праведного Симеона Верхотурского, с. Меркушино, в Храм-на-Крови, возведенный на месте убиения Святых Царственных страстотерпцев, а также к урочищу Ганина Яма.

Также большое число паломников устремляется в село Чимеево Белозерского района Курганской области (здесь пребывает чудотворная Казанская икона Божией Матери «Чимеевская»),

Таким образом, основными направлениями паломнических поездок верующих нашей епархии в пределах Уральского региона являются:

- Тобольское, далее Тюменское и Ишимское (в пределах Тобольско-Тюменской Епархии),

- Екатеринбургское и Курганское (на территорию прилежащих Епархий).

В целом можно сказать, что регион обладает высоким культурно-историческим потенциалом для развития православного паломничества.

Нужно отметить наличие как положительных, так и отрицательных факторов, влияющих на динамику развития православного паломничества в Уральском регионе.

Уральский ФО является регионом, где имеется ряд предпосылок для успешного развития такого особого вида путешествий, каким является паломничество в рамках православной христианской конфессии, а именно:

- наличие большого количества объектов паломничества, которые представлены как материальными, так и нематериальными элементами;

- достаточно благоприятное географическое положение;

- наметившаяся в обществе тенденция обращения к традиционным ценностям;

- стремительно растущий интерес к паломничеству – как со стороны местных жителей, так и со стороны жителей других регионов России;

К положительным экономическим факторам, способствующим развитию православного паломничества в регионе, можно отнести следующие:

- достаточно стабильная социально-экономическая ситуация;

- большой процент повторных поездок;

- малое влияние сезонности;

- положительное влияние развития паломничества на экономику региона;

- наличие государственной поддержки.

Стоит отметить, тот факт, что Закон «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области» № 536 (от 28 декабря 2006 г.), относит паломничество к видам путешествий, обладающим высоким приоритетом при предоставлении государственной поддержки.

Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих развитию паломничества, наличие которых ведет к тому, что культурно-исторический потенциал региона и запросы верующих реализуется не в полной мере.

В числе основных факторов, негативно влияющих на динамику развития паломничества в рамках православной христианской конфессии в Уральском регионе, можно назвать:

- отсутствие стратегии развития паломничества,

- неудовлетворительное состояние некоторых памятников религии и культуры,

- недостаточное количество мест для пребывания и питания паломников,

- некоторый дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах,

- нехватку в этой сфере квалифицированных кадров.

Таким образом, Уральский ФО можно охарактеризовать как регион, обладающий значительным культурно-историческим потенциалом, но недостаточным уровнем развития инфраструктуры.

Некоторое время назад в рамках написания дипломной работы на тему «Состояние и проблемы развития православного паломничества: региональный аспект» мною были проведено социологическое исследование среди невоцерковленных жителей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Целью исследования, было выявление отношения жителей региона к православному паломничеству, их предпочтений в сфере паломнических поездок, а также изучение мнения населения области о состоянии и перспективах развития православного паломничества в регионе.

В процессе проведения опроса выяснилось, что местное население в основном считает Уральский ФО регионом с высоким культурно-историческим потенциалом и хорошими перспективами развития православного паломничества. Вместе с тем, респонденты отметили, что культурный потенциал региона используется в недостаточной мере. Также, по мнению большинства опрошенных, часть объектов паломничества, расположенных на территории региона, находятся в недостаточно хорошем состоянии. Большая часть принявших участие в опросе планирует в будущем отправиться в паломнические поездки либо допускает такую возможность. Следовательно, количество паломников в регионе в ближайшие годы, скорее всего, будет увеличиваться. Подавляющая часть респондентов считает ведущей религиозной конфессией в Уральском ФО христианство. Также большая часть опрошенных отнесла себя к верующим, значительная часть – к интересующимся религией.

Понятия «туризм» и «паломничество» опрошенные в основном разграничивают. Предпочтение при выборе организатора путешествия отдается респондентами поездкам, организованным паломническими службами. В качестве сопровождающего значительное большинство из опрошенных хотели бы видеть духовное лицо либо специалиста паломнической службы. Практически половина участвовавших в опросе считают добровольный отказ от некоторых удобств традицией паломничества.

Таким образом, результаты опроса подтвердили то, что даже невоцерковленные жители региона относят паломничество к особому виду путешествий, отличному от туров религиозно-познавательной направленности, а также то, что организацией паломнических поездок, по мнению большинства, должны заниматься паломнические службы.

На основании вышеизложенного можно заявить, что в целом позиция населения юга Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в вопросах отношения к паломничеству совпадает с позицией Русской Православной Церкви.

Кроме того, опираясь на результаты опроса, можно считать паломничество в рамках христианской конфессии одним из наиболее востребованных видов путешествий в регионе, которое имеет большие перспективы развития.

Думаю, для реализации имеющихся в регионе возможностей и более динамичного развития паломничества в Уральском ФО нужно создать необходимые условия, а именно:

- наметить подходы к решению вопросов, касающихся развития паломничества, на межмуниципальном и межрегиональном уровнях;

- разработать стратегию развития православного паломничества, встроенную в общую программу развития региона;

- увеличить объемы целевого финансирования развития паломничества как вида путешествий, обладающего высоким приоритетом при оказании государственной поддержки;

- наладить плодотворное сотрудничество государства, паломнических служб и турфирм в этой сфере;

- сформировать образ региона как территории, привлекательной с точки зрения совершения паломнических поездок;

- провести работу по сохранению и восстановлению памятников религии и культуры в рамках региональных программ;

- решить ряд практических задач, таких, как обеспечение информационного сопровождения проектов, связанных с деятельностью культурно-исторического комплекса (в том числе паломнических поездок) путем создания туристского сайта региона и разработки программного обеспечения; уделить внимание проблеме подготовки кадров для паломнических служб (к примеру, начать подготовку в вузах выпускников со специализацией «специалист паломнической службы»); создать достаточное количество средств размещения и предприятий питания (с привлечением внебюджетных источников финансирования), развивать транспортную сеть (в том числе путем строительства новых и реконструкции имеющихся автомобильных дорог); создавать и поддерживать предприятия, специализирующиеся на выпуске сувенирной продукции и т.д.

Решение перечисленных выше задач призвано, в первую очередь, преодолеть слабую инфраструктурную базу и низкий уровень доступности услуг культурно-исторического комплекса Уральского ФО (как для местного населения, так и для паломников из других регионов). Также это будет способствовать разработке в перспективе новых паломнических маршрутов, в том числе межмуниципальных и межрегиональных.

Думается, позиционирование Тюменской области как духовного центра Сибири, учитывая паломническую направленность большей части маршрутов в Уральском ФО, позволит в будущем решить целый ряд задач, в числе которых поддержание в надлежащем состоянии памятников истории и культуры, более полная реализация духовно-культурного потенциала региона, улучшение состояния экономики, а также соединение многовековых культурных традиций и современных веяний российского общества.

 

Литература

1. История православного паломничества. // Фома. 2008. Спецвыпуск

2. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: учебник. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

3. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для студентов системы СПО. / Под ред. проф. А.А. Скамницкого. – М.: Гардарики, 2007. – 270 с.

4. Проблемы развития современного православного паломничества. Доклад Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. // Православный паломник. 2004. № 6.

5. Православное паломничество: традиции и современность. // Материалы II общецерковной конференции (Москва, 28-29 ноября 2005 г.). – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2005. – 314 с.

6. Состояние и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия: справочно-методический сборник (пособие). / Авторы-составители: Е.М. Акулич, И.В. Ивачев. – Тюмень: Ред.-изд. центр Тюменской государственной академии культуры и искусств, 2007. – 108 с.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт