Горбенко Светлана Мансуровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк»
МО город Ноябрьск
Тезисы: Крещение Руси было событием огромной исторической важности как в политическом и социальном отношении, так и в культурном. Паломничество по святым местам, неразрывно связанное с самой сущностью православной веры, представляет собой важнейший историко-культурный феномен. Нельзя не отметить позитивное воздействие православного паломничества как на общество в целом, так и на нравственное состояние отдельной личности. В современном паломничестве неразрывно объединены глубокие исторические традиции и культурные тенденции современности. В настоящее время паломничество в рамках православной христианской конфессии переживает период подъема. РПЦ активно поддерживает эту тенденцию в обществе.
Основной принцип, закладываемый в основу любых планов регионального развития, – это принцип безусловного сохранения природного, исторического и культурного потенциала, его воспроизводство и восстановление там, где он был разрушен в результате нерационального использования.
Западная Сибирь и Урал – это регион, где на протяжении нескольких веков складывалась религиозная культура нескольких конфессий. Результатом этого явилось формирование богатейшего исторического, архитектурного и духовного наследия. В ХХ веке, в связи с гонениями на РПЦ, духовный потенциал Сибири был во многом утерян. Сейчас время гонений сменяется периодом возрождения. Изучение и сохранение историко-культурного и духовного потенциала Уральского региона, наряду с определением перспективных путей развития православного паломничества, является на данный момент актуальной задачей.
Существует ряд факторов, как положительно, так и отрицательно влияющих на развитие православного паломничества в Уральском ФО. Большое значение для развития паломничества в регионе имеет активная позиция местного населения, выявленная в процессе социологического исследования. Решение ряда конкретных задач позволит создать условия для развития православного паломничества, более полно реализовать духовно-культурный потенциал региона и объединить многовековые культурные традиции с современными веяниями.
«Православное паломничество: традиции и современность.
Региональный аспект»
В последние десятилетия в России, как и в мире, наметилась тенденция обращения к традиционным ценностям, в том числе духовным. Это свидетельствует о том, что в обществе назрела острая потребность в определении духовной системы координат и выработке наиболее действенных форм ее выражения.
К явлениям, объединяющим эти культурные процессы, можно отнести феномен паломничества, которое зародилось в глубокой древности и сыграло огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.
Зарождение паломничества связано с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях, в том числе и в христианстве.
Православное паломничество является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. Название свое паломничество получило благодаря пальмовым ветвям, которые первые паломники (т.н. пальмовники) привозили из Палестины.
На VII Вселенском соборе в 787 году отцы Церкви сформулировали богословские принципы, обосновывающие духовный смысл православного паломничества как почитания и поклонения мощам и иконам, а также святым местам ради удостоверения подлинности, а не призрачности Боговоплощения [1. С. 27].
В настоящее время православное паломничество – одно из наиболее активно развивающихся культурных явлений. В определенной мере оно соприкасается с туризмом, в свое время выросшим из паломнических странствий. Наряду с другими видами путешествий, паломничество соотносится с различными сферами экономической, социальной и культурной жизни общества. В современном паломничестве гармонично объединяются глубокие исторические традиции с культурными тенденциями сегодняшнего дня.
Оживлению православного паломничества в России способствует ряд причин, из которых основными являются следующие:
- высокий культурно-исторический потенциал страны (наличие множества православных святынь);
- относительно невысокая стоимость поездок, организуемых паломническими службами;
- стремление современного человека к духовному совершенствованию.
Паломничество сегодня трактуется различными авторами на стыке двух социально-культурных сфер — собственно паломнической практики, понимаемой как область религиозных путешествий, и туризма. В связи с этим ему предпосылаются различные термины: «паломничество», «паломнический туризм», «религиозный туризм», «духовно-паломнический туризм» и т. п.
По мнению Русской Православной Церкви, паломничество и религиозный туризм – совершенно различные понятия. Русская Православная Церковь считает, что понятия «религиозный туризм» и «паломничество» должны быть разделены законодательно. По мнению РПЦ, паломничество в обязательном порядке «...связано с живым литургическим опытом. Его нельзя смешивать с просто туризмом» [5. С.41].
Наметившаяся тенденция смешения паломничества с обычным туризмом вызывает обеспокоенность Русской Православной Церкви. Ведь нередко паломничеством называют обычную экскурсионную программу, в которую входит посещение святых мест, монастырей, храмов. В результате, по мнению РПЦ, дискредитируется сама идея паломничества.
«Религиозный туризм отличается от обычного, однако сегодня паломники зачастую попадают в орбиту деятельности светских турфирм, которые не учитывают этой специфики», – заявлял Патриарх Всея Руси Кирилл, будучи еще главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополитом Смоленским и Калининградским. По его словам, программы, которые российские турфирмы предлагают паломникам, нередко с паломничеством совершенно не связаны, что вызывает массу нареканий со стороны верующих. В частности, Патриарх Кирилл отмечал, что «стиль жизни в 4-5-звездочных гостиницах разрушает дух паломничества, так как атмосфера этих заведений совершенно ему не соответствует» [4. С. 9].
Эту точку зрения разделяет ряд специалистов в области туризма (к примеру, А.С. Кусков, Н.Г. Можаева). Так, А.С. Кусков считает, что религиозно-познавательный туризм отличен от паломничества, так как последнее «требует участия в нем только верующих людей и в обязательном порядке следования всем элементам религиозного культа» [2. С. 31]. Этот автор также отмечает, что паломничество в большой степени связывается с проведением крупных религиозных праздников. У Н.Г. Можаевой встречаем такое определение: «Паломничество – путешествие верующих к святым местам, вызванное представлениями о том, что в таких местах молитва более действенна» [3. С. 155].
Нужно отметить, что паломничество и религиозно-познавательный туризм во многих случаях имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа. После распада СССР многим культовым и религиозным объектам, в том числе в Уральском ФО, возвращены их изначальный смысл и назначение. Храмы и монастыри – сакральные сооружения, часть наследия предков, историко-культурный и духовный потенциал России в целом и региона в частности, который необходимо изучать и сохранять. В то же время храмовые комплексы являются объектами инфраструктуры туризма. В связи с этим возможность полностью обособить паломничество, скорее всего, отсутствует.
Полагаю, паломничество соприкасается с религиозно-познавательным туризмом, но ни в коем случае не совпадает с ним. Особенностью паломничества, обособляющей его от других видов путешествий, является наличие в содержательном и формальном аспектах паломничества сакрального начала.
Другими словами, между этими видами путешествий существуют принципиальные отличия, основное из которых – различные цели поездки.
Отправляясь в паломническую поездку, человек преследует в первую очередь религиозные цели. Паломничество в прямом понимании – это посещение святых мест с целью поклонения. Оно связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь, предполагает подготовку, предварительную духовную работу перед посещением святыни. Всякое посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому православному паломничеству и может классифицироваться как экскурсионный туризм религиозной тематики. Основная цель такой поездки – познавательная.
В рамках религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты могут увидеть действующие культовые и памятные религиозные объекты, побывать в музеях и на выставках.
В экскурсионных турах религиозной тематики путешественники шире используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры: размещаются в гостиницах с высоким уровнем комфортности, питаются в ресторанах, участвуют в развлекательных программах и т.д. Подобное времяпрепровождение противоречит духу православного паломничества [4. С. 14].
Существует мнение, что организацией паломничества должны заниматься только специализированные религиозные службы. Тем не менее, в настоящее время организацией паломнических поездок и туров религиозно-познавательной направленности занимаются как туристские фирмы, так и паломнические службы при храмах.
К сожалению, существующий в настоящее время уровень подготовки российскими турфирмами паломнических поездок, их сопровождение, соответствие организации поездок положениям православной христианской конфессии в ряде случаев не отвечают необходимым требованиям. Часто людей просто проводят по «экскурсионным объектам» без предварительной внутренней, духовной подготовки. Многие фирмы при этом преследуют одну цель: извлечь максимальную прибыль, что ведет к увеличению стоимости путешествия. Кроме того, турфирмы лишь в редких случаях могут обеспечить особую подготовку экскурсоводов для проведения экскурсий по православным храмам и монастырям.
Паломнические службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Специалисты таких служб хорошо знают запросы паломников (стремление к отказу от развлечений, ограничения в питании, желание исповедаться и причаститься). Между паломническими службами не существует конкуренции. Основная цель для сотрудников – получение паломниками духовной пользы от поездки. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской.
В качестве примера паломнической службы можно привести работу Епархиального паломнического отдела Тобольско-Тюменской Епархии «Сибирский паломник», к специалистам которой, особенно в летний период, регулярно обращаются и жители Салехардской и Новоуренгойской Епархии.
Учитывая вышеизложенное, возможно, правильным было бы передать вопросы организации паломнических поездок в компетенцию Русской Православной Церкви, а разработкой и продажей туров религиозно-познавательной тематики предложить заняться турфирмам. Однако паломнические службы при храмах, занимающиеся организацией православного паломничества, особенно в провинциальных епархиях, часто сталкиваются с рядом трудностей, среди которых основные – недостаток мест размещения и пунктов питания для прибывающих к объектам поклонения паломников. К тому же паломнические службы в ряде случаев организуют и поездки религиозно-познавательной направленности с целью ознакомления новоначальных с основами православной культуры и последующего их воцерковления. Различие целей путешествия при этом обусловливает подбор членов группы, выбор времени для поездки, маршрута, объектов показа, методов и приемов подачи информации, стиля общения с группой, использование специальной лексики. При разработке экскурсий для участников религиозно-познавательных туров основное внимание уделяется знакомству с историей, архитектурой объекта посещения и православной культурой, в паломнических же поездках больший акцент делается на сакральное значение посещаемых мест для христиан.
Возможный вариант решения проблемы организации паломничества в будущем – сотрудничество Русской Православной Церкви и предприятий туриндустрии.
Наличие определенного историко-культурного потенциала является необходимым условием для развития практически любого вида путешествий, в том числе и паломничества в рамках православной христианской конфессии.
Западная Сибирь и Урал – это регион, где на протяжении нескольких веков складывалась религиозная культура нескольких конфессий. Результатом этого явилось формирование богатейшего исторического, архитектурного и духовного наследия [6. C.25].
Так, Тюменская область по числу объектов, составляющих туристские культурные ресурсы, входит в первые 7 регионов России. На ее территории расположены 6 исторических городов (Тобольск, Тюмень и т.д.), где сосредоточена большая часть исторического и архитектурного наследия области, в т.ч. и значительное количество православных религиозных объектов [6. C.25].
Немаловажное значение для развития православного паломничества в регионе имеют также святыни, которые находятся в небольших селах Тобольско-Тюменской Епархии и прилегающих к ней епархий (сс. Суерка, Чимеево, Меркушино и т.д.). В границах малых сельских поселений наверняка существуют и еще не выявленные объекты культурного наследия.
Анализ историко-культурного потенциала Уральского ФО с точки зрения организации православного паломничества позволяет выявить следующие его особенности:
- наличие на территории региона большого количества объектов православного паломничества, расположенных в различных районах, что обеспечивает широкую географию паломнических поездок;
- духовная насыщенность объектов паломничества;
- и, как следствие, информативная и эмоциональная насыщенность паломнических поездок;
- наличие ряда культовых объектов, нуждающихся в восстановлении и реставрации.
Думается, для того, чтобы восстановить или отреставрировать разрушенные религиозные сооружения, а также поддерживать в надлежащем состоянии сохранившиеся объекты православного паломничества, необходимы совместные усилия государства, Церкви и общественности. Решение этой задачи позволит в полной мере реализовать историко-культурный и духовный потенциал региона.
В процессе сбора и систематизации сведений об объектах православного паломничества, расположенных на территории Уральского ФО, выяснилось, что основными центрами паломничества на территории Тюменской области являются архитектурно-храмовый комплекс Тобольского Кремля, где в Покровском соборе покоятся мощи Святителя Иоанна Тобольского и священномученика Гермогена, Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь (здесь пребывает чудотворная Абалацкая икона Божией Матери «Знамение»), Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Тюмени, где находятся мощи Филофея Лещинского, Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь, где под спудом почивают святые мощи основателя обители Далмата Исетского. В Ишиме внимание паломников привлекает храм-терем, построенный без единого гвоздя. Несколько лет назад в храме произошло чудо: Нерукотворный образ Спасителя отобразился на стекле.
На территории Екатеринбургской и Верхотурской Епархии паломники чаще всего направляются в Верхотурье, где покоятся мощи святого праведного Симеона Верхотурского, с. Меркушино, в Храм-на-Крови, возведенный на месте убиения Святых Царственных страстотерпцев, а также к урочищу Ганина Яма.
Также большое число паломников устремляется в село Чимеево Белозерского района Курганской области (здесь пребывает чудотворная Казанская икона Божией Матери «Чимеевская»),
Таким образом, основными направлениями паломнических поездок верующих нашей епархии в пределах Уральского региона являются:
- Тобольское, далее Тюменское и Ишимское (в пределах Тобольско-Тюменской Епархии),
- Екатеринбургское и Курганское (на территорию прилежащих Епархий).
В целом можно сказать, что регион обладает высоким культурно-историческим потенциалом для развития православного паломничества.
Нужно отметить наличие как положительных, так и отрицательных факторов, влияющих на динамику развития православного паломничества в Уральском регионе.
Уральский ФО является регионом, где имеется ряд предпосылок для успешного развития такого особого вида путешествий, каким является паломничество в рамках православной христианской конфессии, а именно:
- наличие большого количества объектов паломничества, которые представлены как материальными, так и нематериальными элементами;
- достаточно благоприятное географическое положение;
- наметившаяся в обществе тенденция обращения к традиционным ценностям;
- стремительно растущий интерес к паломничеству – как со стороны местных жителей, так и со стороны жителей других регионов России;
К положительным экономическим факторам, способствующим развитию православного паломничества в регионе, можно отнести следующие:
- достаточно стабильная социально-экономическая ситуация;
- большой процент повторных поездок;
- малое влияние сезонности;
- положительное влияние развития паломничества на экономику региона;
- наличие государственной поддержки.
Стоит отметить, тот факт, что Закон «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области» № 536 (от 28 декабря 2006 г.), относит паломничество к видам путешествий, обладающим высоким приоритетом при предоставлении государственной поддержки.
Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих развитию паломничества, наличие которых ведет к тому, что культурно-исторический потенциал региона и запросы верующих реализуется не в полной мере.
В числе основных факторов, негативно влияющих на динамику развития паломничества в рамках православной христианской конфессии в Уральском регионе, можно назвать:
- отсутствие стратегии развития паломничества,
- неудовлетворительное состояние некоторых памятников религии и культуры,
- недостаточное количество мест для пребывания и питания паломников,
- некоторый дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах,
- нехватку в этой сфере квалифицированных кадров.
Таким образом, Уральский ФО можно охарактеризовать как регион, обладающий значительным культурно-историческим потенциалом, но недостаточным уровнем развития инфраструктуры.
Некоторое время назад в рамках написания дипломной работы на тему «Состояние и проблемы развития православного паломничества: региональный аспект» мною были проведено социологическое исследование среди невоцерковленных жителей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Целью исследования, было выявление отношения жителей региона к православному паломничеству, их предпочтений в сфере паломнических поездок, а также изучение мнения населения области о состоянии и перспективах развития православного паломничества в регионе.
В процессе проведения опроса выяснилось, что местное население в основном считает Уральский ФО регионом с высоким культурно-историческим потенциалом и хорошими перспективами развития православного паломничества. Вместе с тем, респонденты отметили, что культурный потенциал региона используется в недостаточной мере. Также, по мнению большинства опрошенных, часть объектов паломничества, расположенных на территории региона, находятся в недостаточно хорошем состоянии. Большая часть принявших участие в опросе планирует в будущем отправиться в паломнические поездки либо допускает такую возможность. Следовательно, количество паломников в регионе в ближайшие годы, скорее всего, будет увеличиваться. Подавляющая часть респондентов считает ведущей религиозной конфессией в Уральском ФО христианство. Также большая часть опрошенных отнесла себя к верующим, значительная часть – к интересующимся религией.
Понятия «туризм» и «паломничество» опрошенные в основном разграничивают. Предпочтение при выборе организатора путешествия отдается респондентами поездкам, организованным паломническими службами. В качестве сопровождающего значительное большинство из опрошенных хотели бы видеть духовное лицо либо специалиста паломнической службы. Практически половина участвовавших в опросе считают добровольный отказ от некоторых удобств традицией паломничества.
Таким образом, результаты опроса подтвердили то, что даже невоцерковленные жители региона относят паломничество к особому виду путешествий, отличному от туров религиозно-познавательной направленности, а также то, что организацией паломнических поездок, по мнению большинства, должны заниматься паломнические службы.
На основании вышеизложенного можно заявить, что в целом позиция населения юга Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в вопросах отношения к паломничеству совпадает с позицией Русской Православной Церкви.
Кроме того, опираясь на результаты опроса, можно считать паломничество в рамках христианской конфессии одним из наиболее востребованных видов путешествий в регионе, которое имеет большие перспективы развития.
Думаю, для реализации имеющихся в регионе возможностей и более динамичного развития паломничества в Уральском ФО нужно создать необходимые условия, а именно:
- наметить подходы к решению вопросов, касающихся развития паломничества, на межмуниципальном и межрегиональном уровнях;
- разработать стратегию развития православного паломничества, встроенную в общую программу развития региона;
- увеличить объемы целевого финансирования развития паломничества как вида путешествий, обладающего высоким приоритетом при оказании государственной поддержки;
- наладить плодотворное сотрудничество государства, паломнических служб и турфирм в этой сфере;
- сформировать образ региона как территории, привлекательной с точки зрения совершения паломнических поездок;
- провести работу по сохранению и восстановлению памятников религии и культуры в рамках региональных программ;
- решить ряд практических задач, таких, как обеспечение информационного сопровождения проектов, связанных с деятельностью культурно-исторического комплекса (в том числе паломнических поездок) путем создания туристского сайта региона и разработки программного обеспечения; уделить внимание проблеме подготовки кадров для паломнических служб (к примеру, начать подготовку в вузах выпускников со специализацией «специалист паломнической службы»); создать достаточное количество средств размещения и предприятий питания (с привлечением внебюджетных источников финансирования), развивать транспортную сеть (в том числе путем строительства новых и реконструкции имеющихся автомобильных дорог); создавать и поддерживать предприятия, специализирующиеся на выпуске сувенирной продукции и т.д.
Решение перечисленных выше задач призвано, в первую очередь, преодолеть слабую инфраструктурную базу и низкий уровень доступности услуг культурно-исторического комплекса Уральского ФО (как для местного населения, так и для паломников из других регионов). Также это будет способствовать разработке в перспективе новых паломнических маршрутов, в том числе межмуниципальных и межрегиональных.
Думается, позиционирование Тюменской области как духовного центра Сибири, учитывая паломническую направленность большей части маршрутов в Уральском ФО, позволит в будущем решить целый ряд задач, в числе которых поддержание в надлежащем состоянии памятников истории и культуры, более полная реализация духовно-культурного потенциала региона, улучшение состояния экономики, а также соединение многовековых культурных традиций и современных веяний российского общества.
Литература
1. История православного паломничества. // Фома. 2008. Спецвыпуск
2. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: учебник. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
3. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для студентов системы СПО. / Под ред. проф. А.А. Скамницкого. – М.: Гардарики, 2007. – 270 с.
4. Проблемы развития современного православного паломничества. Доклад Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. // Православный паломник. 2004. № 6.
5. Православное паломничество: традиции и современность. // Материалы II общецерковной конференции (Москва, 28-29 ноября 2005 г.). – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2005. – 314 с.
6. Состояние и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия: справочно-методический сборник (пособие). / Авторы-составители: Е.М. Акулич, И.В. Ивачев. – Тюмень: Ред.-изд. центр Тюменской государственной академии культуры и искусств, 2007. – 108 с.