Измайлова Галина Петровна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
п. Пангоды», Надымский район
В статье представлен опыт формирования правовой грамотности на уроках права. Фрагмент урока представлен по теме «Риски наследования». Для проведения мастер-класса используется технология критического мышления.
Технологическая карта мастер-класса «Учебное задание как интерактивное средство в реализации компетентностного подхода на уроках истории и обществознания»
Этап |
Основные виды деятельности ведущего мастер-класса |
Основные виды деятельности аудитории |
|||||||||||||||||||||||||||
Вызов |
Мотивационный блок для участников форума |
Задание для аудитории: Два первых понятия находятся в определенном отношении друг с другом. Определите это отношение и среди пяти приведенных в задании слов найдите такое, которое находится в таком же отношении с третьим понятием. ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ИНТЕРАКТИВНОСТЬ…. 1)ключевая компетенция 2)информационные технологии 3)способность действовать автономно 4)непрерывность образования 5)методический прием Ответ: способность действовать автономно |
|||||||||||||||||||||||||||
Содержание функциональной грамотности (теория) через демонстрацию слайда |
Предметная компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности; средствами предмета распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета; формулировать эти проблемы на языке данного предмета; решать эти проблемы, используя предметные знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ 3 ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ОЦЕНКИ: Действовать автономно Фокус: персональная идентификация / относительная автономия • Использовать интерактивно различные средства Фокус: взаимодействие с миром с помощью различных средств • Функционировать в социально гетерогенных группах Фокус: взаимодействие с другими |
||||||||||||||||||||||||||||
Задание участникам мастер-класса для определения роли типичных заданий в формировании функциональной грамотности |
Установите связь понятий: СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (Используйте АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ)
Вид связи Слова-связки
|
||||||||||||||||||||||||||||
Проблема для участников мастер-класса |
Возможно ли конвертирование типичного задания на уроке в интерактивное? |
||||||||||||||||||||||||||||
Осмысление на основе просмотра фрагмента урока |
Во время урока предлагаю обучающимся просмотреть видеофрагменты из фильма «Зловещее наследство» |
Стадия вызова: Мотивационный блок: Просматриваем отрывки из фильма «Зловещее наследство» Эвристическая беседа: 1. Какой документ был предъявлен полицейскому? 2. Что содержится в завещании? 3. Как называются стороны наследования? 4. Почему Артем Воронцов уточняет у нотариуса о родственниках своего дяди? 5. Почему владелица соседней лавки позвонила в полицию? |
|||||||||||||||||||||||||||
Обобщаю ответы обучающихся, уточняю тему урока |
Таким образом, в сфере наследования возникают определенные риски, которые мы должны предвидеть и успешно их преодолевать. Подумайте, какую проблему(тему) мы будем обсуждать на уроке? |
||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос для обучающихся |
Назовите отрасль права, которая регламентирует вопросы наследования. Какой источник права является основным в гражданском праве? |
||||||||||||||||||||||||||||
Демонстрирую теорию на слайдах |
Институт наследования - сложный комплекс отношений, связанных с переходом имущества от умершего человека к иным субъектам. Все имущество наследователя называется наследственной массой. |
||||||||||||||||||||||||||||
Работа в гендерных группах с фрагментами ГК РФ для анализа действий героев фильма |
Проанализируйте фрагменты фильма, используйте повторный просмотр: Установите, является ли Артем Воронцов недостойным наследником. По каким признакам это установлено? (используйте ст.1117 ГК РФ) Ответ: Нет, т.к. противоправных действий, предусмотренных ст.1117, Воронцов в отношении наследодателя не совершил, Какая ошибка допущена при составлении завещания? (используйте ст.1112 ГК РФ) Позволяет ли такая ошибка рассматривать завещание недействительным? (используйте ст.1131 ГК РФ) Ответ: Ошибка-пункт «быть добрым антикваром…» это не относится к имущественным правам, а скорее выражает личные неимущественные, что не является объектом завещания. Как вы думаете, какой второй документ вручил нотариус Воронцову? Есть ли в действиях нотариуса нарушения? (используйте ст.1126 ГК РФ) Ответ: Закрытое завещание. Ошибки, допущенные нотариусом (возможные позиции): · Нет конверта. · Конверт должен быть вскрыт при свидетелях и наследниках по закону. · Завещание оглашается нотариусом при свидетелях и наследниках по закону, и не на улице. · При этом подписывается протокол. · В протоколе фиксируется вскрытие конверта и полный текст завещания. · Наследник получает копию, а мы видим и копию и оригинал. |
||||||||||||||||||||||||||||
Методическая характеристика мастер-класса |
После завершения просмотра видеофрагмента урока характеризую методические аспекты темы |
Итак, в процессе формирования правовой грамотности использовался алгоритм типичных заданий
Контекст: «то, что интересно подросткам» (риски наследования) Содержание темы: Понятия «завещание», недостойный наследники», «недействительность завещания», «закрытое завещание», «наследственная масса», «риски завещания» Познавательная деятельность: Применение правовых знаний и понимание правовых норм для оценки действий субъектов права в конкретных жизненных обстоятельствах Методическое обоснование видеофрагмента урока по теме «Риски наследования»: Планируемые результаты: Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону: гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Метапредметные результаты: Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); Предметные результаты: - выявлять общественную опасность правонарушений в сфере наследования - анализировать механизмы правовой защиты института наследования; - различать формы наследования. Оборудование: Право.11 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций: углубл.уровень / Л.Н. Боголюбов, Т.Е.Абова, А.И. Матвеев и др; под ред. А,Ю. Лазебниковой .-2-е изд.-М.:Просвещение,2018; раздаточный материал (извлечения из ГК РФ); видеофрагменты из фильма «Зловещее наследство», мультимедийный класс для повторного просмотра видеофрагментов, а также использования правового ресурса «Консультант плюс» Форма урока: проблемный урок Используемая технология: технология критического мышления Основные виды деятельности обучающихся: называют признаки понятий «завещание», недостойный наследники», «недействительность завещания», «закрытое завещание», «наследственная масса», «риски завещания», анализируют фрагменты фильма, сравнивают жизненные ситуации с правовыми нормами гражданского права. Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная |
|||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Предлагаю вернуться к проблеме мастер-класса |
Предположите, может ли типичное задание стать интерактивным в рамках формирования функциональной грамотности? Свой ответ поясните. В чем, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны ипользования интерактивных заданий в практике педагога? |
Список литературы
1. Право.11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Л. Н. Боголюбов, Т. Е.Абова, А. И. Матвеев и др.; под ред. А. Ю. Лазебниковой . – 2-е изд.-М. : Просвещение, 2018.
2. Право. Поурочные разработки. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций : углубл. уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ю. Басик, Е. И. Жильцова и др.]. — М. : Просвещение, 2017.
3. edu.yanao.ru Общие подходы к определению функциональной грамотности учащихся основной школы. Концептуальные рамки разработки учебно-методических материалов для оценки функциональной грамотности учащихся/ Г.С.Ковалева
4. mosmetod.ru Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка», Мокасеева Ю. Б., Лавриков В. В.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/Гражданский кодекс РФ