Святейший Патриарх Кирилл считает, что «нравственный кризис, который поразил наше общество, может быть преодолён путём сотрудничества здоровых общественных сил. Особое внимание должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека – и общество» [1]
Именно проявлением нравственного кризиса являются трагические случаи суицидов среди детей и подростков.
На уровне округа и города вопросы предотвращения суицидальных попыток среди несовершеннолетних регламентируют деятельность ведомств Постановления Правительства ЯНАО и Администрации города Ноябрьска.
С 2012 года реализуется Порядок осуществления межведомственного оперативного информирования о случаях суицидальных попыток среди несовершеннолетних образования город Ноябрьск. При получении информации о суицидальном поведении несовершеннолетнего комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает решение о создании рабочей группы, в состав которой входят специалисты и сотрудники всех субъектов системы профилактики. Члены рабочей группы ведут сбор сведений, характеризующих несовершеннолетнего, совершившего покушение на самоубийство, а также сведений о семье, в которой он проживает. КДНиЗП коллегиально принимает решение о степени опасности ситуации; выносит решение о пребывании несовершеннолетнего в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, что является основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями, законными представителями.
Рабочей группой изучаются нормативно-правовые документы, журналы успеваемости, планы и отчеты воспитательной работы с классом, конкретным обучающимся, диагностические и отчетные документы классного руководителя, социально-психологической службы. Проводятся собеседования со специалистами школы, одноклассниками, при необходимости, родителями (законными представителями).
Важнее всего суицид не допустить. Нами разработан алгоритм деятельности образовательного учреждения в случае выявления обучающегося с суицидальными намерениями. Выявление такого обучающегося ведётся силами всех педагогических работников, прежде всего: классным руководителем, учителем-предметником, педагогом-организатором, социальным педагогом, педагогом-психологом.
Особо остановлюсь на роли классного руководителя в воспитании вообще и в выявлении неблагополучия с ребёнком, в частности. Именно классный руководитель играет большую роль в формировании личности ребёнка, раскрытии его способностей и потенциальных возможностей, защите его интересов.
Однако, огромная загруженность, повышение требований к процессу подготовки уроков, введение электронных журналов, применение электронных образовательных ресурсов, погоня за внедрением «инновационных методов обучения» любой ценой, участие во всевозможных предметных конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, ведение различных предметных курсов, подготовка к ГИА и ЕГЭ зачастую не оставляют времени на воспитательную деятельность учителей-предметников. Именно поэтому заостряю ваше внимание: в современной школе каждый педагог, прежде всего, должен вести постоянную системную работу по формированию моральных и нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма, гуманистического мировоззрения, развитию творческого потенциала, свободы и ответственности. Да, работа огромная, и ответственность немалая.
К сожалению, директора отмечают тенденцию отказа от классного руководства. Говорят, что это связано со снятием субсидирования за счёт федерального бюджета выплаты денежного вознаграждения за классное руководство. Что это? Поиск максимального финансового благополучия или боязнь ответственности? Имеем ли мы моральное право работать учителем, не желая заниматься воспитанием, работать с классом?
Современный классный руководитель, занимающий активную личностно-ориентированную позицию, строит свою работу, исходя из гуманных и культурных ценностей. Главным для него становится готовность поддержать, помочь ребёнку в его развитии, обеспечить его средствами защиты от внешних неблагоприятных условий, помочь овладеть способами разрешения возникающих проблем.
Митрополит Антоний Сурожский считал: «Иногда малая капля сердечности, одно теплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека, который иначе должен был бы справляться со своей жизнью в одиночку» [2]. Если так же думает и классный руководитель, то он на своём месте! Именно к нему на встречу еще много лет по окончании школы будут спешить выпускники.
Немедленно после выявления педагог-психолог проводит первичное диагностирование несовершеннолетних с целью выявления суицидального риска у подростков, индивидуальное консультирование подростка по результатам диагностики. Сразу после получения результатов исследования ребёнка педагог-психолог проводит индивидуальное консультирование родителей (законных представителей), так как согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних несут родители (законные представители), они обязаны быть оповещены должностными лицами о состоянии физического и психического здоровья.
В ходе индивидуального консультирования ведется мотивирование на обращение на консультацию к врачу-психиатру, психиатру-наркологу, медицинскому психологу. В случае согласия родителей (законных представителей) или самого подростка выдаётся направление определённой формы. Корешок с подписью родителя (законного представителя) или обучающегося старше 15 лет вносится в Карту развития ребёнка (семьи). Обращаю внимание, что согласно ст.4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет… психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей.
В Концепции развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года утверждается приоритет права родителей на воспитание своих детей. Именно поэтому важно довести информацию о неблагополучии с ребёнком в первую очередь им.
Игумен Вонифатий (Виноградский) считал: «В семейной жизни необходимые и естественные преподаватели Божия благословения – родители. Давая бытие своим детям, они как бы продолжают действие творения Божия и, следовательно, носят на себе печать власти и силы Божией, которая даёт и поддерживает жизнь всего живущего. Вот почему значение власти родительской ограждается Самим Богом, когда между десятью заповедями только одна о почитании родителей заключает в себе явное обетование награды: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет», прибавлено: «и долголетен будеши на земли» [3].
В продолжение работы педагог-психолог письменно служебной запиской информирует директора школы о выявлении обучающегося с суицидальными намерениями. Сопровождение ребёнка, склонного к суицидальному риску, ведётся постоянно силами заместителя директора по УВР, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников.
Все педагогические работники, включённые в процесс сопровождения, оповещены, что документы, содержащие информацию о случаях суицидальных попыток среди несовершеннолетних, направляются в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как документы ограниченного пользования с грифом «Для служебного пользования» (ДСП). Информация носит конфиденциальный характер, должностные лица несут ответственность за её разглашение.
В случае отказа родителей (законных представителей) или самого подростка от консультации врача-психиатра (психиатра-нарколога, медицинского психолога) психолог школы письменно информирует директора школы о выявлении обучающегося с суицидальными намерениями. Директор собирает комиссию (не менее 3-х человек), оповещает о конфиденциальности информации. Комиссия проводит собеседование с родителем (законным представителем), коллегиально мотивирует на обращение на консультацию к медицинским специалистам. Директор школы выдаёт направления на консультацию по форме с согласия родителей (законных представителей) или самого подростка.
В случае отказа от обращения к врачу, от подписи направления, комиссия во главе с директором составляет акт по форме. При этом информируются о выявлении обучающегося с суицидальными намерениями (суицидальным риском, суицидальным поведением) КДНиЗП, ОПДН ОМВД по г. Ноябрьску, ГБУЗ ЯНАО «Психоневрологический диспансер» официальным письмом.
В образовательных организациях также проводится большая профилактическая работа. В ходе родительского всеобуча ведётся работа по повышению психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) и их мотивирование к взаимодействию с узкими специалистами, которые также участвуют в родительских собраниях, лекториях. Все образовательные организации обеспечены плакатами с телефонами служб немедленного реагирования в случаях возникновения и опасностей для семьи и ребёнка, Телефоном доверия.
Согласно ст. 43 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Психологами в системе изучается стиль педагогического общения (системы отношений: ученик – учитель), психологический климат в ученических и педагогическом коллективах. Материалы изучения стиля педагогического общения (системы отношений: ученик – учитель) учитываются в процессе экспертизы деятельности педагогических и руководящих работников.
Стабилизации эмоционального состояния в период подготовки учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации способствуют: обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания по методу БОС, антистрессовая подготовка, оптимизация самооценки и уровня субъективного контроля.
Ведётся большая работа по защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, через ограничение доступа к опасным интернет-ресурсам, разъяснительную работу с родителями и формирование критического мышления у подростков.
Работает постоянно действующая Детская общественная приёмная, целью которой является оказание информационно-правовой, социальной, психологической и других видов помощи учащимся и их законным представителям.
Все ли ресурсы нами задействованы в профилактике суицидов? Вероятно, нет, коли такие случаи происходят. Считаем необходимым участие в этой работе православных священников и общественности.
Несколько лет мы совместно с Ноябрьским Благочинием реализуем мероприятия по поддержке подростков в сложной ситуации. В частности, в школах на информационных стендах размещены объявления такого содержания: «Дорогой друг! Если тебе одиноко, ты не видишь выхода из сложной ситуации, тебе необходимо посоветоваться, ты можешь прийти на анонимную консультацию к Православному священнику отцу Евгению. Ты можешь позвонить по телефону или прийти в Дом Причта Храма Архистратига Божия Михаила». И некоторые пришли.
Иван Александрович Ильин, выдающийся русский философ считал, что «ребёнка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Надо сделать так, чтобы в душу ребёнка проникало как можно больше лучей любви и Божьей благодати» [4].
Думаю, требуется приложить максимум усилий для воспитания высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Речь идёт о добром результативном взаимодействии Русской Православной Церкви и системы образования.
Список источников
1. http://fond-kultura.ru/16.html
2. http://holytrinitymission.org/books/russian/sermons_anthony_surozhsky.htm
3. http://www.liveinternet.ru/users/oksanya/post123036133/
4. http://uchebnikfree.com/vospitatelnyiy-protsess_996/chto-nujno-znat-svoih-17673.html