Шнурион В.В.,
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»,
г. Губкинский
В современном мире знание иностранного языка не является привилегией, а необходимостью, продиктованной временем. Более того, владение только одним языком едва ли соответствует требованиям XXI века. В мире стремительно развивающихся технологий и непрерывного потока информации становится сложно, а порой крайне неэффективно общаться на каком-то одном иностранном языке.
Сегодня школа как никогда раньше должна чутко реагировать на постоянные изменения в обществе, потому что именно она готовит сегодня тех, кто завтра будет частью этого общества.
Поскольку мы живём в открытой коммуникативной среде, первостепенной задачей учителей иностранных языков является научить детей общаться – в самом широком смысле этого слова – и именно здесь мы сталкиваемся с основной проблемой – языковым барьером. Существует достаточно много интерпретаций этого понятия, но так или иначе оно сводится к следующему: неуверенность в своих знаниях, боязнь говорить на иностранном языке, слышать аутентичную речь, быть непонятым при разговоре.
Решить такой спектр задач можно погружением в языковую среду, но как это сделать в условиях школы? Необходимо использовать новые образовательные технологии, одной из которых является предметно-языковое интегрированное обучение (Contentand Integrated Language Learning – CLIL). Другими словами CLIL – это изучение школьных предметов на английском (или другом иностранном языке). Эта методика преследует две цели: первая - изучение предмета посредством языка; вторая – изучение иностранного языка через преподаваемый предмет. В данный процесс могут быть вовлечены следующие дисциплины: окружающий мир, физкультура, ИЗО (для младших школьников); география, математика, литература, история (для обучающихся средней школы); биология, химия, информатика (для учеников 10-11 классов).
Следует отметить, что в рамках общеобразовательных программ очень непросто перейти на стопроцентное внедрение и использование методики CLIL, но отдельные его элементы могут оказаться невероятно успешными.
При использовании методики CLIL необходимо помнить о принципе 4 «С»:
Content (содержание)
Communication (общение)
Cognition (мышление)
Culture (культурологические знания)
Так, в начальной школе можно провести урок (или часть урока) физической культуры, на котором обучающиеся пополнят свой словарный запас новыми лексическими единицами (глаголы движения), а также усвоят структуру повелительного наклонения. На уроке истории можно обсудить жизнь средневековой Англии, при этом работа с конструкцией прошедшего времени будет отрабатываться весь урок в разных формах, а многократное повторение приведёт к закреплению и правильному его употреблению в дальнейшем. В старших классах на уроке физики можно провести несложный эксперимент, обсудить его, используя степени сравнения прилагательных.
Как правило, учителя английского языка владеют еще одним иностранным языком – французским, немецким, испанским – в рамках внеурочной деятельности возможно проведение обучения в средней школе второго иностранного языка на базе английского. К этому времени обучающиеся имеют достаточный багаж знаний, чтобы начать познавать новый язык на базе английского, который в таком контексте для них уже не будет иностранным. На уроках предметно-интегрированного обучения язык не выступает целью, а является средством изучения других дисциплин, при этом обучающиеся понимают, что с помощью языка можно многое узнать, а сам процесс обучения становится более осмысленным и интересным.
Нет сомнения в том, что использование методики CLIL не может полностью заменить изучение предмета на родном языке, но оно может существенно дополнить его, а сам процесс обучения сделать более осмысленным и мотивированным.