Алексеева Наталья Александровна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9», г. Новый Уренгой
«Презентация авторской программы кружковой работы по духовно – нравственному воспитанию детей «Воскресная школа»
Наверное, стало уже притчей во языцех говорить о культуре как основе любого воспитания, но православного в особенности. А между тем, культура как совокупность достижений человечества меньше всего могла похвастаться своим высоким уровнем в области духовности и нравственности не только сегодня, но и во все времена. Существует мнение христианских священнослужителей о том, что если бы человек был совершенен, то и Иисусу Христу не зачем было бы приходить на эту грешную землю. Понятия: духовность и нравственность - взаимосвязаны. Но чтобы их развивать в себе или в молодом поколении, которое доверили учителю, надо всё же понимать и существенную разницу между этими словами.
Профессор Осипов в своей лекции «Искажения христианства» разграничил эти понятия просто: нравственно – это правильно, это в соответствии с нормами поведения. Нельзя, например, переходить дорогу на красный свет, ну вот и стоит нравственный человек и ожидает зелёного, даже если машин нет нигде. «Всем хорош нравственный человек,- говорит профессор Осипов,- одного не хватает ему – пьедестала и поклонения его нравственности». В то время как духовный человек, может, и ошибается, и сетует на своё несовершенство, но он при этом хранит в себе такие вечные ценности, которые не видны внешне: любовь, милосердие, доброта, всепрощение.
Вопрос состоит в том, как соединить в одном воспитательном направлении развитие в ребёнке духовности и нравственности. Ответом на этот вопрос является сама православная культура. Она сама по себе очень богата. Но в нашей жизни, как мне кажется, эта культура движется сама по себе, а духовно – нравственное воспитание само по себе. Иногда они встречаются на уроке по предмету ОДНК (основы духовно – нравственной культуры). Речь идёт не только о религиозном образовании. Православие уходит из нашей жизни, вытесняется разными другими нововведениями, как то: «телефон доверия», «контроль служб опеки» и прочее. Исконно русское: «Почитай родителей своих, и будешь долголетен на земле», «жена да убоится мужа своего», «муж относится к жене как к наимощнейшему сосуду»,- уходят, заменой становятся западные образцы поведения.
Духовно – нравственное воспитание, безусловно, основывается на семейном. Важно, чтобы родители сами исповедовали духовные ценности. Священнослужители часто говорят: «Чтобы воспитать своих детей, воспитайте прежде самих себя». Что это значит? Редкая семья сегодня в воскресный день придёт в церковь с детьми. Да, заняты, да очень тяжёлый ритм, нет времени отдохнуть. Это понятно. Но иногда всё же вдруг приходит решение повести своего ребёнка в церковь, иногда даже возникает желание его крестить. Священник предлагает перед Святым Крещением выучить хотя бы «Символ веры». Родители тут же уходят и ищут церковь, где покрестят и без этого условия. Мелочь, но показательно. Нет горения, нет движения к тому Богу, к Которому хотят привести своего ребёнка. Иногда отвечают так: «Бог у меня в душе, а церковь и вся эта культура ни к чему». Интеллектуальная ограниченность в религии, иногда приводит и к духовной ограниченности.
Чтобы развить в ребёнке православную духовность и нравственность, необходимо православное просвещение. Сегодня есть церкви, при которых работают «Воскресные школы». Вот именно для такой из школ в данном докладе предлагается рассмотреть авторскую программу по кружковой работе к учебнику «Основы православной культуры» для ребят начального звена (1-4 класс).
В соответствии с учебным календарём в этой программе первое занятие посвящено празднику Рождества Пресвятой Богородицы, который празднуется в сентябре. Помимо традиций, обрядов, связанных с этим праздником, предлагаются беседы о роли матери в жизни каждого человека и в семье.
К празднику «Покрова Пресвятой Богородицы» составлен сценарий по аналогии с передачей телеканала «Союз» «В гостях у Дуняши», где в простой и доступной для маленьких детей форме излагается суть этого православного праздника и связанные с ним обряды и традиции.
«Рождественский пост» подаётся для изучения средствами театра и беседы. В конце изучения праздника «Крещение Господне» ребятам предлагается поучаствовать в спектакле, где двое детей и два фарисея наблюдают, как Иисус Христос принимает Крещение от Иоанна Крестителя. В финале сцены фарисеи уверовали в то, что Иисус Христос – Сын Божий.
«Сретение Господне», «Масленица», «Великий Пост» и « Пасха» - таков полный и окончательный список названий занятий, на которых передаются значимые православные ценности. Как уже упоминалось выше, формами для развития интереса у ребят к православной культуре служат:
- театр
- телепередача
- беседа
-учебное занятие
-викторина
- тест
К программе предлагаются презентации со ссылками на источники и авторские сценарии. Постижение православия без церковной культуры невозможно. По словам профессора Осипова, к Богу должно быть трепетное отношение. Поэтому в церкви, помимо бесед даётся понятие о православной иконе, о её роли в жизни верующего человека. Как сказала одна игуменья женского монастыря, икона – это свет. И как телу раз в неделю нужна баня, так душе нужен свет. О чудодейственной роли икон дети познают так же в процессе приобщения к культуре православия.
Важно, чтобы дети были максимально заняты интересным для них делом.
Из опыта общения с ребятами в «Воскресной школе», я заметила, что в этом возрасте они ещё мало понимают значение церковных служб, страниц «Закона Божия». Но через театральную игру, через жизненные ситуации, они постигают основные христианские принципы добра: не осуждай, не злословь, не завидуй, будь трудолюбив…
Христианские ценности ребята легче постигают через рассказы о таких же детях, как они сами. Например, это рассказы Бориса Ганаго, повести В.А. Никифорова – Волгина. С большим удовольствием обсуждают они свои школьные ситуации после того, как послушают истории из христианских сказок или иных произведений.
Иногда мы слышим, как говорят: «Детям в церкви скучно, поэтому они оттуда быстро уходят». «На самом деле, - отвечают священнослужители, скучно там, где нет дела, нет занятия». Советуют, чтобы ребятам обязанности были сразу распределены, также как дома, в семье. Тогда у них будет развиваться чувство ответственности, они станут заботиться о своём вкладе в общее церковное дело. У нас в церкви ребята чистили снег, поливали цветы, вытирали пыль. Обычная работа. Но она была у них как жертва Богу.
Таким образом, православная культура – это не только соприкосновение с культурными ценностями религии, но ещё и понимание своей связи с нею, единство корней, приобщение к вере предков.
Список литературы: