«Человек играет только тогда, когда он является человеком
в полном значении этого слова, и только тогда он
является настоящим человеком, когда он играет».
Шиллер
Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто предпочитаем игре с обучающимися серьезную дидактику.
Уроки в комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В современном обществе информационных коммуникативных технологий возникает проблема: как в
Целью моей работы стал поиск новых игровых форм, ведь для большинства детей интересней играть, чем выполнять «скучные задания». Только главным инструментарием игр, в отличие от прошлого века, стал компьютер.
На уроках «Основы религиозных культур и светской этики» применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют
Одним из ярких и интересных интерактивных методов обучения является игровое обучение (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры).
Игрово?е обуче?ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях,
В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элемент более общей технологии;
— в качестве урока или его части (введение, контроль);
— как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
— учебная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в. качестве ее средства;
— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Задачи учебных игр:
— учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;
— развиваются творческие способности при решении определенных проблем;
— учащиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;
— игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
— формируется толерантное отношение к другим мнениям.
Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как
Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение
Коммуникативная функция игры. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
Диагностическая функция игры. Диагностика — способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека,
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют.
Развлекательная функция игры. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов,
В первую очередь следует разделить игры по
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Примеры игр: «Строитель», «Магазин», «Почта». Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков:
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность. Подготовка игрового урока включает определение обязательных атрибутов игры, обязательная констатация результата игры, наличие жюри.
Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных правил.
Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
Основные принципы организации игры:
— отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
— принцип развития игровой динамики;
— принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
— принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
— принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к
По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые,
Например: Урок по теме " Моральный долг" (с применением интерактивного метода — ролевой игры). Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной
а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм;
б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей.
Ролевая игра — дискуссия экспертных групп. Специалисты эксперты дают оценку работе группы.
В конце урока рефлексия — написание каждым учащимся «7 строк»: Что узнал, какой информацией можешь поделиться.
Интерактивный метод — ролевая игра, участниками которой становятся учащиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человека добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет.
Наряду с традиционными игровыми формами (
Продуктивностьподтверждается позитивными результатами исследований удовлетворенности учащихся и их родителей условиями и качеством обучения «Основы религиозных культур и светской этики».
Считаю, сегодня игра, обрамленная рациональным сочетанием традиционного и инновационного инструментария, продолжает оставаться главным союзником современного учителя «Основ религиозных культур и светской этики» в сложном деле обучения и воспитания детей XXI века.