Ниязова Алла Анатольевна, учитель физической культуры МАОУ «Обдорская гимназия», г. Салехард |
Для северных регионов нашей страны характерны крайне суровые климатогеографические условия проживания: низкая температура воздуха, частые перепады атмосферного давления, наличие полярных ночи и дня, бедность растительного покрова тундры и так далее – все это в определённой степени наложило специфический отпечаток на социально-демографический облик жителей этих регионов. Человеческий организм в той или иной степени адаптируется к экстремальным условиям Севера. Для Севера характерно два сезона – морозная, долгая, продолжительностью до семи месяцев, зима и короткое знойное лето. Переходные периоды весной и осенью весьма коротки. Снежный покров удерживается до 240 дней, т.е. с октября до середины мая. Эти особенности во многом определяют характер взаимодействия человека с факторами окружающей среды и сказываются на состоянии здоровья учащихся. Вот почему вопросы оздоровления детей, проживающих на Крайнем Севере, на основе применения в условиях общеобразовательной школы видов северного многоборья и здоровьесберегающих технологий являются актуальными как для теории, так и для практики физического воспитания учащихся (В. К. Бальсевич, 2000, 2006; В. К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2003; А. П. Матвеев, 2005; Л. И. Лубышева, К. В. Чедов и др.).
Проникновение на север европейской цивилизации, создание государственной образовательной системы сопровождалось изменением генетически детерминированного и эволюционно необходимого для жителей севера соотношения двигательной активности и покоя. Известно, что в обычной школе европейского типа с переходом на школьный режим жизни двигательная активность снижается на 50%. Это имеет свои отрицательные последствия. Развитие физической культуры и спорта в России заложены в понятии национальной идеи: «Физическая культура и спорт – здоровье нации» и отражены в современных программах физического воспитания школьников, так как только 14% учащихся практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Школьники – это генофонд страны, который надо беречь, формируя здоровье россиян.
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной образовательной политики является адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся (ст.2, п.3), в большей степени зависящих от сформированности такой базовой психофизиологической функции, как физическое здоровье (Гальперин П. Я., Дубровинская Н. В., Харитонов В. И.)
Программа по физической культуре, рекомендованная или допущенная компетентным органом, требует адаптации к условиям конкретного образовательного учреждения с учётом климатогеографических особенностей, состояния учебно-материальной базы, наличия регионального колорита и традиций преподавания, а также профессиональных предпочтений педагога.
Условия МАОУ «Обдорская гимназия» позволили разработать и внедрить в рабочую программу по предмету «Физическая культура» раздел северного многоборья, включить материал национальных видов спорта, выбрать методики и технологии обучения, а так же осуществить контроль уровня подготовленности обучающихся.
«Физическая культура» в МАОУ «Обдорская гимназия» трансформируясь в педагогический процесс физического воспитания, настроенный на реализацию целей и решение задач физического воспитания, имеет свои функциональные составляющие.
Цель: знакомство с историей возникновения национальных видов спорта в ЯНАО и развитие у обучающихся основных физических качеств: ловкости, силы, координации движений, быстроты реакции, выносливости путём освоения выбранных видов национального спорта.
Задачи:
1. Дать базовые знания для развития и укрепления физических качеств.
2. Способствовать формированию интереса к культуре и традициям коренных народов севера через занятия национальными видами спорта.
3. Закрепить потребность в регулярных занятиях избранным видом спорта.
4. Повысить уровень физической подготовленности учащихся занятиями национальными видами спорта для сдачи норм комплекса ГТО.
Это даёт ряд позитивных методических эффектов учителю:
- расширяет академические свободы учителя в отношении содержания образования по физической культуре;
- повышает ответственность за конечные результаты педагогического процесса;
- являются средством подготовки обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО;
- способствует обогащению методического опыта и систематизации профессиональных знаний.
«Физическая культура» в МАОУ «Обдорская гимназия» трансформируется в педагогический процесс физического воспитания, настроенный на реализацию целей и решение задач физического воспитания, имеет свои функциональные составляющие. В области «Физическая культура» тесты получили весьма широкое применение. Успешно применяются стандартизированные нормативные требования к физической подготовленности учащихся, дифференцированные в зависимости от их пола и возраста. Материал урока физической культуры в разделе «северное многоборье» включает четыре национальных вида спорта:
а) тройной национальный прыжок,
б) прыжки через нарты,
в) бег с палкой,
г) перетягивание палки.
Тройной прыжок состоит из трёх прыжков, выполняемых последовательно без остановок отталкиванием одновременно двумя ногами; последнее приземление осуществляется на обе ноги; участник имеет право на 3 попытки. В зачёт идёт лучший результат; прыжки можно выполнять с места или с разбега (по желанию); результат определяется путём измерения кратчайшего расстояния от линии отталкивания до ближайшей точки прикосновения любой частью тела с землёй. Результат не засчитывается, если имеется заступ. Тройной прыжок даёт наибольший прирост силовых и скоростно-силовых способностей в мышцах нижних конечностей.
Прыжки через нарты выполняются с одновременным отталкиванием двух ног с места; каждый участник имеет право на 3 попытки. В зачёт идёт лучший результат; участник, проделавший10 нарт, прыжком делает поворот на 180* с одновременным отталкиванием двух ног. На поворот даётся 5 секунд; прыжки через нарты выполняются до первой ошибки и прекращаются, если участник сдвинул нарту любой частью тела. С ростом мастерства прыжков через нарты возрастает развитие мышц верхних конечностей, сгибателей и разгибателей мышц туловища.
Бег с палкой по пересечённой местности состоит из дистанции и стартовой – финишной площадки. Участник должен иметь палку (длина не менее150 см, диаметр не менее 10 мм, вес произвольный). Результат бега засчитывается, если участник прошёл дистанцию без нарушения правил; результат не засчитывается, если участник сократил дистанцию, сменил палку, толкнул, свалил, травмировал соперника или прекратил бег. Посредством беговой подготовки решаются задачи развития общей и скоростной выносливости, повышения работоспособности в других видах деятельности.
Перетягивание палки. Выполнение упражнения в целом.
Применение национальных видов спорта на уроках физической культуры показывают
а) антропометрические и соматоскопические параметры демонстрируют положительные влияния на процессы роста, физическое и функциональное состояние организма учащихся;
б) раздел учебной программы содержащий различные виды северного многоборья имеет большое воспитательное и оздоровительное значение, вне зависимости от национальной принадлежности;
в) необходимо сохранять традиции и культуру Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пример нормативов 9-11 класс
Учебные нормативы по национальным видам спорта Северного многоборья (девушки)
|
||||||||||||||||||||
Учебные нормативы по национальным видам спорта Северного многоборья (юноши)
Класс |
Оценка |
Тройной прыжок юноши |
Бег с палкой 3000м юноши |
Прыжки через нарты (количество раз) |
9 |
5 4 3 |
720 700 680 |
14.25 14.55 15.30 |
9050 8040 7030 |
10 |
5 4 3 |
730 715 700 |
14.50 15.30 16.30 |
90/65
|