Шкарбалюк О. В.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №10 с УИФ и ТД», г. Ноябрьск
В век информатизации слово цифра приобрело ещё одно значение – «цифровая технология». Несколько лет назад возник вопрос о месте «цифры» на уроке, и он сразустал проблемным.
Технологии сопровождают современного человека всюду: мы начинаем утро со звонка будильника смартфона, а перед сном читаем электронные книги. «Цифра» проникла во все сферы нашей жизни: от транспорта до кулинарии! И как бы мы ни относились к новомодным гаджетам, надо смириться с тем, что мы живем в мире, написанном двоичным кодом.
На мой взгляд, очевидно, что мы не сможем создать интересный современному подростку урок в обстановке «кельи монаха Пимена». Наши дети стремятся к самостоятельным действиям, поиску, решениям, они готовы выражать свою точку зрения, не особо оглядываясь на авторитеты. Их надо постоянно провоцировать, подстегивать, только тогда они будут активно включаться в процесс.
Согласитесь, мы давно не пишем перьями (шариковой ручкой быстрее), не отправляем бумажные письма (хотя получать когда-то было очень приятно), увы, не читаем бумажные газеты. И по-другому быть не может, потому что темп нашей жизни ускорился. Вопрос цифровизации стал без преувеличения стратегическим.
В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, Правительством Российской Федерации утверждена и реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая предусматривает развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы образования и подготовку соответствующих кадров [1]. Согласно программным данным, доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достичь 40% к 2024 году, что безусловно требует существенных изменений от всего педагогического сообщества, связанных прежде всего с совершенствованием ИКТ-компетенций, развитием цифровой инфраструктуры и использованием новых ИТ в образовательном процессе.
Таким образом, вопрос применять цифровые технологии на уроке или нет, перед учителем больше не ставится, ответ на него известен и однозначен – цифре быть. Чтобы повысить долю населения, владеющего цифровыми навыками, сначала сами учителя должны разобраться в многообразии возможностей, которые дают нам ИТ, и изучить их. В то же время, применяя технологии, учитель сам не должен потеряться: компьютер и интернет не заменят личность педагога. Так пусть они будут послушными слугами!
Необходимость применять информационные технологии особенно актуальна для северных территорий, в том числе Ямало-Ненецкого автономного округа. Сильные морозы могут надолго ограничить личный контакт с учениками? Как нам быть? Ответ очевиден – использовать все возможности дистанционного обучения, то есть все возможности ИТ.
Результаты мониторинга глобальных направлений цифровизации центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» [2] позволяют говорить о том, что ключевыми направлениями развития образовательной среды, форм и технологий организации образовательного процесса являются: расширение образовательных компьютерных игр («геймификация образования»); использование облачных технологий; внедрение решений дополненной реальности; развитие социальных сетей в образовании; применение дистанционного образования, развитие массовых открытых онлайн-курсов, новых технологий визуализации.
Каждый учитель выбирает свои способы цифрового взаимодействия с учениками, учитывая свои возможности и возможности детей (в том числе и технические). Но для этого мы должны сами уметь работать на образовательных платформах, знать их плюсы и минусы. В системе дистанционного обучения важны три компонента: связь, способ передачи информации и получение обратного ответа.
1. Связь нужна, чтобы собрать группу слушателей, скоординировать их работу. Осуществлять ее можно через социальные сети и популярные мессенджеры. Собрав учеников, мы можем сообщить им время трансляции урока, название платформы, на которой она будет происходить, отправить ссылку. Выбирать способ связи необходимо с учетом аудитории: если большинство учеников являются пользователями, например, ВКонтакте, то учитель вполне может создать беседу в этой социальной сети. Для кого-то будет удобнее Viber. Но, я считаю, всем учителям-предметникам, работающим в классе, надо прийти к общему решению, чтобы не распылять внимание детей на множество источников. Для моих учеников самый удобный формат – ВКонтакте, потому что они являются активными пользователями этой социальной сети.
2. Способ передачи информации. Оставшись один на один с учебником, даже способный ученик не всегда сможет качественно усвоить новую информацию. Найти ответ на свои вопросы он может в интернете, благо источников сейчас достаточно: образовательные платформы, видеоуроки, тематические группы в социальных сетях. Но здесь появляются отрицательные моменты [3, 4]. Ключевым недостатком дистанционного образования считается то, что оно не всегда предполагает непосредственного контакта между преподавателем и студентом. А это порождает следующие проблемы:
- отсутствие непосредственного и целостного восприятия материала;
- снижение возможности общения и совместного размышления.
Согласитесь, дети привыкают к стилю подачи материала своего учителя, зачастую понимают нас с полуслова, поэтому прерывать связь не стоит. Тем более, каждый из нас вполне способен провести онлайн трансляцию и объяснить материал лично. Для этих целей можно использовать любой ресурс, позволяющий наладить конференц-связь (zoom, youtube.com, discord). При выборе я учитывала, что пользователей zoomсреди моих учеников мало (подростки предпочитают игровой discord), к тому же youtube.com позволяет выложить готовую запись и посмотреть видео после завершения трансляции, поэтому предложила работать не только в zoom, но и на youtube.com (в зависимости от ситуации).
3. Обратная связь и оценивание – важный этап обучения, без которого невозможно обойтись во время «дистанционки», так как, во-первых, оценки должны выставляться вовремя, во-вторых, если дети не будут отправлять свои работы, то после двухнедельного отсутствия учеников на учителя ляжет огромная нагрузка по проверке тетрадей. Для дистанционной проверки знаний существует множество платформ с готовыми контрольными и тестами. Но! Появляется проблема идентификации пользователя, т. е. преподаватель не всегда может проверить, сам ли ученик выполнял задание или контрольную и не пользовался ли помощью со стороны [3, 4].
В этих условиях обучающийся, ориентированный на получение хорошей отметки, а не на реальное обучение, может рассматривать дистанционное обучение как возможность схитрить. Поэтому лучше учителю самостоятельно составлять задания. Популярные и удобные сервисы, такие как ЯКласс позволяют использовать оба варианта. В дополнение к ЯКласс я использую приложение Socrative, которое позволяет быстро создавать тесты и выставлять оценки. Работать в нем детям легко и интересно, поэтому они с удовольствием им пользуются.
Приступая к дистанционному обучению с использованием ИТ, учитель должен четко понимать, что он делает и каких целей собирается достичь. Сеть пестрит множеством предложений, приложений, порталов. Запутаться и заблудиться в них легко, выбрать свое, нужное, полезное – сложно. Но сначала надо пройти «стадию отрицания», понять, что работать по старинке не получится точно. Только после этого можно начинать изучать образовательные порталы, технологии создания видео-уроков и прочее. Безусловно, многое придется забраковать, так не все будет удобно использовать вам и ученикам. Только пробуя и ошибаясь, можно найти правильный путь.
Поэтому изучать технологии надо не тогда, когда пришел приказ о карантине или дети не пришли в школу из-за морозов, а заранее, чтобы у каждого из нас была выработана стратегия работы со своими учениками. Кроме того, ученики и их родители должны понимать «правила игры»: знать, как связаться с учителем, с помощью какой программы подключиться к трансляции урока, как работать с сайтом, в котором надо выполнить домашнее задание. Идеальный вариант, если требования всех учителей предметников будут совпадать. Только тогда мы сможем добиться обратной связи от учеников и успешной реализации образовательного процесса.
Список литературы
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р [Электронный ресурс]. static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
2. Мониторинг глобальных трендов цифровизации, Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf .
3. Кликунов Н. Д. Системные риски, порождаемые развитием дистанционного высшего образования в России / Н. Д. Кликунов // Университетское управление: практика и анализ. − 2003. − № 5−6 (28). − С. 78−80.
4. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://edmarket.digital.
5. Степанов С. Ю. Дистанционное обучение как ресурс развития непрерывного образования: риски и возможности.https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-resurs-razvitiya-nepreryvnogo-obrazovaniya-riski-i-vozmozhnosti/viewer
6. Колыхматов В. И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya