В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация подростка – это то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Работая с «немотивированными» классами, учителя нередко ощущают, что все их педагогические усилия, воистину титанические порой, уходят как в песок, буквально разбиваются о стену нежелания детей учиться, работать, совершать какие бы то ни было интеллектуальные усилия.
Можно выделить много причин низкой учебной мотивации, но, сегодня я хочу рассказать об одной из них, на мой взгляд, немаловажной причине это - выученная беспомощность у подростков.
Выученная беспомощность — это важный и интересный феномен, являющийся одной из базовых человеческих проблем. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние, когда не мог выйти из гнетущего переживания («я никогда не смогу справиться», «это бесполезно, все равно ничего хорошего не выйдет»), или не удавалось прекратить действия, которые не являлись эффективными или, напротив, инициировать то, что является жизненно важным («знаю, что не эффективно так себя вести, но ничего не могу с собой поделать», «мне лень, не могу себя заставить», «я слишком молод/ болен/ и. т. п. для этого» и т. д). Во всех таких ситуациях действует один и тот же механизм выученной беспомощности.
Выученная беспомощность связана с трудностью:
• постановки цели («ничего не хочу», «не знаю что выбрать»);
• инициирования действия («трудно начать», «потом», «не сейчас»,
«хотелось бы, но»);
• поддержания первоначального намерения («я передумал», «стало не
интересно»);
• преодоления препятствий («я не предполагал, что будет так трудно»)
Выученная беспомощность формируется в онтогенезе (в процессе индивидуального развития) под влиянием различных факторов. Наиболее важными из них представляются нарушения в системе семейных взаимоотношений, включая такие формы семейного неблагополучия как социальное сиротство, неполные и девиантные семьи, безнадзорность в семье и различные нарушения в системе воспитания.
Признаки формирования личностной беспомощности у детей можно увидеть, понаблюдав, как родители забирают или отводят детей в детский сад или первоклашек в школу. Вместо того, чтобы дать ребенку самому одеться или завязать шнурки, они эти действия выполняют за него. Ребенку только и остается, что стоять и ждать, когда за него все выполнят родители. Вроде и могу, но зачем, если кто-то может сделать вместо меня. Впоследствии, дети привыкают к тому, что им не нужно прилагать никаких усилий, можно только сказать: «Я не могу» и многие родители воспринимают это утверждение спокойно. То же самое происходит, когда ребенок в возрасте 4-5 лет входит в стадию развития трудовых навыков. Ему все хочется попробовать, сделать самому. А родителям некогда, либо им не хочется переделывать после ребенка, поэтому ребенок часто слышит «Подожди, не лезь», «Мал еще, я сама». Как следствие, ребенок привыкает к тому, что от его активных действии ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя, и он становится пассивным и беспомощным.
Если определение выученной беспомощности перенести на школу то получится что, постепенно у ученика, столкнувшегося с трудностями в обучении, спонтанно возникающие последствия могут привести к резкому ухудшению успеваемости: образуется пробел в знаниях, что затрудняет усвоение нового материала; замедляется развитие качеств умственной деятельности (активность, подвижность, самостоятельность); закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и самостоятельной рефлексии на решение учебных задач, оценку требований к успеваемости; падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету; постепенно формируется иная мотивация (т. е. иная система оценки и активности); теряется вера в себя — ученику начинает казаться, что ему не под силу понять новый материал и все его усилия обречены на провал; ухудшается социальный статус ученика в классе. Теряется самостоятельность и полный переход на «иждивенческие» способы работы: списывание, выжидание готовых решений и пр. Пониженная обучаемость приобретает устойчивый характер за счёт слияния в единую систему отдельных недостатков мышления, практического и избирательного отношения к учебному материалу, из-за возникновения нерациональных способов действий. К учению относятся как к тяжкой обязанности. Теоретический материал не усваивают совсем, сразу начиная поиски обходных путей. Эмоционально угнетены, нередко с переходом в состояние фрустрации, выход из которого находят в отказе от учения.
Если ребенок не вполне справляется со школьной программой, то учителям и родителям проще всего сделать ошибочное заключение, что у него нет способностей или даже что он глупый. Ребенок станет подавленным, и выученная беспомощность, как и выученное поведение в ситуации преодоления трудностей, может препятствовать раскрытию его настоящего скрытого потенциала в будущем.
Мартин Селигман – автор данного феномена, отмечает, что выученная беспомощность приводит в дальнейшем к сниженной самооценке, физиологическим расстройствам, эмоциональным трудностям, пассивному поведению, а в более глубоком состоянии может привести к депрессии и чувству ущербности.
К примеру, дети, которые быстро отказываются от попыток преодолеть трудность в выполнении учебного задания, при первых же неудачах стойко убеждены, что у них никогда ничего не получается правильно, что им всегда не везет, и смысла пытаться достичь положительного результата они не видят. Более того, у них четко сформирована установка на то, что так будет всегда, и что неудачи всегда будут препятствовать им в достижении желаемого результата, успеха. Постоянство подобных ожиданий формирует симптомы беспомощности, распространяющейся на все сферы жизнедеятельности ребенка, а впоследствии и на успешность самореализации взрослого человека.
А что же родители? Родители в сложившейся ситуации либо смиряются, что ребенок плохо учится, либо прибегают к деспотическим методам воздействия на ребенка, заставляют заниматься еще больше. А как заниматься, если пробел в знаниях такой огромный, что ребенок уже и не понимает, что изучают его одноклассники на уроках?
Поэтому как бы учителя не старались повысить учебную мотивацию у детей, без помощи родителей это сделать невозможно. Так как семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.
Существует два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка. Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные. Демократический опирается на потребности ребёнка в положительных эмоциях и притязании на признание, при доброжелательности и любви к ребёнку родители используют внушение и убеждение. Данный стиль воздействия наиболее эффективный для воспитания ребенка.
Естественно, что мотивация – это характеристика, очень тесно связанная с социально-психологическими параметрами любой социальной группы, в том числе и семьи. Особую роль здесь будет играть доминирующая в семье система ценностей. Если уровень образования, интеллект занимают одно из последних мест в иерархии ценностей в семье, трудно ожидать высокого интереса к учебной деятельности у ребенка. Ценности учеников формируются под влиянием ценностей родителей, транслирующих свою систему смысложизненных ориентаций. Сталкиваясь со школьными проблемами ребенка, любой родитель переживает актуализацию собственного опыта школьного обучения, в том числе и опыт негативный, нередко травматический, передавая собственные чувства ребенку, выстраивая свое взаимодействие со школой, в которой учится дочь или сын.
Задача психологов образования и учителей состоит в поисках путей по повышению учебной мотивации школьников. Однако, делая выводы из вышесказанного, в одиночку это сделать трудно. Необходимо, в первую очередь просвещать и учить родителей, рассказывать об их роли в формировании учебной мотивации у детей и, вообще, в формировании отношения к жизни. В одиночку, какой бы ни была идеальной образовательная система школы, с этой проблемой ни учителя, ни психологи справиться не смогут.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание». Напротив, как свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их». «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей».
В качестве рекомендаций по снижению факторов выученной беспомощности у детей родителям предлагаются следующие рекомендации:
1. Помогайте ребенку ставить реальные цели (начиная с малых) и достигать их самостоятельно. При этом вы, как родители, должны на протяжении пути достижения цели поддерживать ребенка одобрением, похвалой даже за небольшие самостоятельные успехи.
2. Формируйте у ребенка чувство положительного отношения к окружающим и к себе, в т.ч. и личным образцом, словом, избегая негативной оценки событий и примеров.
3. Анализируйте совместно с ребенком события, свои действия, учите давать самоанализ своим поступкам. Чаще совместно проговаривайте с детьми их поступки, рассматривайте события со как бы «стороны», помогайте им находить выход из самой трудной ситуации самостоятельно.
И нужно понимать, что с синдромом выученной беспомощности легче вести профилактику и не доводить его до глубокого развития, чем впоследствии обращаться к психологам и совместно корректировать уже сложившиеся формы и модели поведения у ребенка.