Бурлака Елена Николаевна, г. Ноябрьск.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №10 с УИФ и ТД»,
Ваше дело – это русский язык и литература,
это то, что делает русских русскими.
Это то, что создаёт большой, многообразный,
многонациональный русский мир
и поддерживает его статус.
В. В. Путин
Давайте попробуем представить мир без образования. Каким он будет? И как жить в этом мире? Ответ вполне очевиден: без знаний не будет развития. Не будет докторов, инженеров, учёных, учителей, а будет пустота, хаос. Разве мы этого хотим? Однозначно: нет.
Современному российскому обществу нужны школы, которые отвечают запросам государства. Их миссия заключается в обучении и воспитании мыслящих людей, способных активно участвовать в развитии и преобразовании России. Гарантией развития России является внедрение современных методов и технологий в образовательное пространство. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к социально значимым достижениям. Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.
Начиная разговор о проблеме формирования функциональной грамотности по предметам, следует обратить внимание на понятие Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [2. - с 342].
Согласно А. А. Леонтьеву (доктор психологических и педагогических наук академик), «функциональная грамотность» – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. С её помощью формируется функционально грамотная личность: человек познающий, человек, умеющий жить среди людей, человек самостоятельный.
Как же фундаментальные знания в этой области смогут стать важнейшей основой школьного образования в гуманитарной науке?
Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими.
Выделяется несколько видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников всех возрастов.
Проанализировав педагогическую литературу по данной теме, прихожу к выводу, что процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.
Как одно из направлений функциональной грамотности я позиционирую читательскую грамотность.
Обратимся к понятию читательская грамотность:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [2. - с 346].
В современной педагогике можно встретить огромное количество новых форм формирования читательской грамотности, которыми учитель пополняет свою профессиональную копилку.
Но прежде, как мне кажется, педагог просто обязан определить уровень своей функциональной грамотности, ответив на вопросы:
1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете?
2. Знаете ли вы о том, что любой текст содержит, как правило, три уровня информации: фактуальную (то, о чём в тексте сказано в явном виде, напрямую), подтекстовую (то, о чём напрямую не сказано, но можно прочесть «между строк») и концептуальную (это основная идея текста, его главные смыслы, которые читатель формулирует самостоятельно)?
3. Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации?
4. Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью?
5. Знаете ли вы о том, что существуют разные виды чтения, например, просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное - и у каждого вида чтения есть свои приёмы?
6. Владеете ли вы приёмами разных видов чтения?
7. Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста?
8. Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя?
9. Видите ли вы в тексте скрытые авторские вопросы? Если да, то пытаетесь ли прогнозировать ответы на них и затем проверять себя по ходу чтения – то есть вести так называемый «диалог с автором»?
10.Умеете ли вы устно и письменно передавать содержание текста сжато? А выборочно?
11. Умеете ли вы находить в тексте ключевые слова и, наоборот, на основе группы ключевых слов определять тему и основное содержание текста?
12. Умеете ли вы представлять текстовую информацию в ином виде (например, составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему, тезисы, конспект, простейший график или диаграмму)? А наоборот: составить связный текст на основе таблицы, схемы, плана, тезисов?
Когда вы ответите положительно на все вопросы, можно серьёзно задуматься над тем, что и как сделать, чтобы и ваши ученики стали успешными, чему и как научить на литературе, чтобы этот предмет был интересен и важен детям.
Мы должны больше внимания уделять развитию устной и письменной речи учащихся, языку как средству коммуникации, поощрять литературное, журналистское, эпистолярное творчество детей.
Сегодня у нас есть шанс существенно повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности за счёт применения информационных инструментов. При этом мы должны максимально использовать возможности современных медийных технологий. Красивая русская речь в рамках учебного процесса должна звучать и с экранов телевизоров и в наушниках детских плееров с доступом к Интернет-вещанию.
Основная проблема современного школьника – не недостаток «знаний», а недостаточность использования в образовательной деятельности современных методов, предполагающих формирование у учащихся способности ставить проблему и определять свою личную позицию.
Порой из-за завышенных требований ребёнок теряет веру в себя, перестаёт продвигаться в учебе, начинает искать обходные пути. Необходимо обеспечить реалистичность требований на базовом уровне, понятность их обществу, ребёнку, учителю, дать возможность каждому выполнить программу на возможном и нужном ему уровне: от базового до самого высокого.
А где, как ни на уроках литературы, можно включить детей в понимание и развитие окружающего мира, где мы начинаем воспитывать и учить ребенка преобразовывать общество, в котором он живёт в соответствии с вырабатываемыми им идеалами.
В этом и состоит задача учителя: помочь ученику выйти из школы с высоким уровнем читательской грамотности.
Как я уже говорила, в педагогике много форм, которые учитель может использовать в своей работе. Я бы хотела поделиться некоторыми приёмами из собственного опыта.
Уже много лет я применяю форму «Мастерская создания звукового и временного пространства», которую я когда-то подсмотрела на сайте «Центр Развития Молодежи» в рубрике «Первоклассная газета». Используя этот приём, я формирую навыки работы с информацией, а ребята получают удовольствие от учения. Материал входит в рабочую тетрадь, которая называется «Рабочая тетрадь по формированию читательской грамотности».
Образец раздаточного материала 1 Определение временных отношений
1. Прочитайте задания и напишите к ним ответы
1. В качестве объекта анализа выступает глава 6 романа «Дубровский»
1) установите компоненты главы;
2) определите существенные свойства каждого компонента, установив между ними временные связи
2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Телега жизни» и определите временные отношения, о которых говорит поэт:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везёт, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать.
И, презирая лень и негу,
Кричим: – Пошёл!..
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: Полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
Учащиеся, работая с текстом, не просто определяют, что А.С. Пушкин пишет об утре, дне, вечере и ночи, а вычленяют информацию о временной связи жизни человека «рождение – детство – зрелость – старость – смерть».
Другой приём я позаимствовала из проекта «Культурный марафон», который был разработан Яндексом совместно с Министерством просвещения и Министерством культуры.
Моё внимание привлекло занятие, на котором делали необычные вещи – рисовали музыку и исполняли рисунок.
«Хорошая идея: почему бы не попробовать на уроке литературы?», – подумала я. И попробовала. Что из этого получилось?
Получилась Музыкальная кардиограмма образа.
Суть работы состояла в том, чтобы нарисовать «кардиограмму жизни главного героя» (Например, в 7 классе мы рисовали образ Дубровского). Для того чтобы выполнить такую работу, надо обязательно знать текст, сюжеты, связанные с главным героем.
Задание звучит так: Задание 1
Все вы знаете, что музыку записывают нотами. Давайте представим, что вы ничего про ноты не слышали, но у вас есть задача: как-то зафиксировать на примере знакомой мелодии сюжетную линию жизни главного героя романа А.С. Пушкина «Дубровский» В. Дубровского.
Теперь возьмём лист бумаги и карандаш и зарисуем движениями выше линия, ниже – ниже и т.д. как меняется характер героя по мере развития сюжета произведения. Двигаться будем слева направо по листу.
Давайте посмотрим, что получилось. Попробуем сравнить, у всех ли вышел один и тот же рисунок.
Смотрите, мелодия одна — но рисунки получились разные.
То, что мы делали, немного напоминает кардиограмму — кривую, которая в графическом виде показывает работу сердца.
Можно также предложить второй этап работы:
А теперь давайте посмотрим на рисунок и проверим, можно ли по нему выстроить линию жизни главного героя в романе. Помогает ли она вам? Давайте поработаем по любому рисунку.
Схема 1 Музыкальная кардиограмма образа
Вот так в современном мире электронные ресурсы помогают заинтересовать детей, мотивировать их, вовлечь простым и необычным путём в мир книги, заставить творчески мыслить.
Список литературы
1. ДОКЛАД ректора МГУ Садовничего В.А. «Школа – фундамент гражданского общества и инновационного развития России» для заседания Государственного Совета при Президенте Российской Федерации: М., МГУ, 2008 г.
2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с., под редакцией Азимова Э. Г., Щукина А.Н.
3. Статья «Педагогика здравого смысла» доктора психологических и педагогических наук академика Леонтьева А.А., М.1999 г.
Электронные ресурсы
1. Литературный электронный журнал https://1sept.ru
2. Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодежи» Первоклассная газета https://cerm.ru/page
3. Электронный справочник заместителя директора школы https://e.zamdirobr.ru/
4. Читательские умения https://www.pinterest.ru/jlpsite
Больше, чем урок http://academy.mosmetod.ru/