Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Проблемы формирования нравстве...

Проблемы формирования нравственных качеств обучающихся на уроках литературы


Ивановская Н.И.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»,

г.Ноябрьск

 

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н.Толстой

Moralis (мораль). Именно так звучит по латыни слово «нравы». Что же такое нравы? Это эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своих поступках. Термин «нравственность» берёт своё начало от слова «нрав». «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами», – такое определение слова «нравственность» даётся в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Каким образом учитель на уроках литературы способствует формированию нравственных качеств обучающихся, и с какими проблемами при этом сталкивается?

Следует отметить, что нравственное воспитание обучающихся является одной из главных целей, предусмотренных школьной программой. В аннотациях к каждой теме курса затрагиваются вопросы, связанные с постижением учениками нравственного мира художественного произведения, проблемы формирования характеров героев, особенности их поведения, взаимоотношений.

Передавая свои знания об эпохе, обществе, утверждая нравственные ценности, вызывая ответные переживания у читателей, писатель обогащает человека опытом взаимоотношений людей, пониманием человеческих характеров.

Специфика нравственного воздействия литературы на человека заключается в том, что читатель имеет возможность сверять свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя. Таким образом, осуществляется процесс самопознания через познание других. В процессе восприятия художественных произведений читатель имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки.

Психолог Л.Выготский научно обосновал характер нравственно-эмоциональных реакций, возникающих при чтении произведения (он назвал их «эмоциями содержания»), и эстетических реакций (по Л.Выготскому «эмоции формы»). Он утверждал, что всякое произведение искусства должно рассматриваться как «система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчётом, чтобы вызвать эстетическую реакцию».

Суждения психолога помогают понять прямую зависимость качества восприятия от умения воспринимающего переживать не только «эмоции содержания», но и «эмоции формы», а отсюда – необходимость поиска такого методического пути изучения произведения, который поможет читателю осознать себя личностью, неудовлетворённой собой, увлечь его желанием самосовершенствоваться.

Умение воспринимать произведения концептуально, осознавать, что за ним стоит мировосприятие художника, система взглядов писателя на изображаемую действительность, в которой отчётливо проявляется его утверждение нравственного идеала, того, чему следует сопротивляться в жизни, а чему активно содействовать, помогает юному читателю понимать, что нравственные отношения не зависят исключительно от особенностей характеров литературных героев. Эти отношения обусловлены общественно-политическим строем, связью личности с обществом. Именно такой подход обучающихся к произведению позволит им рассматривать и себя не только с точки зрения отдельных поступков, но и осмысливать линию своего поведения.

Характеризуя значение искусства в нравственном развитии человека, психолог А. Леонтьев отмечает, что оно позволяет нам взглянуть на себя как бы со стороны, видя не какие-то отдельные стороны своей личности, а личность как целое во всей полноте и комплексности её функционирования в обществе, во всём многообразии её психических компонентов, и особенно важно, что такое «отстранение» личности в искусстве является своего рода полигоном для развития эмоционально-волевых, этических и других сторон личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, «относиться» к другим людям через искусство. Оно – то, на чём мы учимся быть людьми.

Какие же произведения, включённые в школьную программу, помогают формированию нравственных качеств обучающихся? Обратимся к одному из разделов программы по литературе для 7 класса «Из русской литературы XX века». В данный раздел входят произведения, которые составляют единое целое. Их объединяет общечеловеческая значимость поставленных нравственных проблем, возможность их использования в воспитательных целях. Проблемы, поднимаемые авторами в данных произведениях, актуальны для подростков, способны вызвать их интерес.

При изучении двух больших автобиографических повестей о детстве – Л.Толстого и М.Горького – есть возможность проследить (и сопоставить) зависимость процесса формирования и воспитания личности от социальных условий. Не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека и его общение с миром природы. Этой теме посвящены включённые в программу стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», рассказы А.Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф. Абрамова «О чём плачут лошади». В этих произведениях человек рассматривается как часть природы, и если он следует «закону жизни», осознаёт это единство и равенство, способен «любить без понятия» (А.Платонов), чувствовать «какую-то непонятную вину» (Ф.Абрамов) перед уничтожаемой природой, жертвовать собой ради других, как герой рассказа А.Платонова «Юшка), значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.

В русле этих этических проблем написан и рассказ Л. Андреева «Кусака». Писатель так пояснял свою позицию: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями в великом безличии и в равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной чёрствости и равнодушию взрослых.

Знакомясь с этими произведениями художественной литературы, ученики обычно схватывают суть происходящего, безошибочно выделяют центрального героя и идею произведения. Но стоит углубиться в нравственные коллизии произведения, попытаться узнать, как поняты обучающимися причины тех или иных нравственных предпочтений, сделанных героями, осмыслены ли сложные взаимоотношения, внутренний мир персонажей, и убеждаешься в том, что нравственное богатство произведения в значительной своей части остаётся за пределами понимания учеников.

Известно, что подростками руководит их желание как можно больше узнать о людях, об их жизни. В этом плане интересно свидетельство психолога: «Тому, кто хочет понять психологию юного читателя, необходимо вдуматься в то положение, что основой всякого читательского интереса юных людей является человек; интерес к человеку – это стержень, основной двигатель в чтении. Речь идёт у юных людей о созерцании, усмотрении, ощущении, переживании, освоении, понимании человека…» [5].

Это стремление «познать других» распространяется и на восприятие художественных произведений, в которых подростки, прежде всего, видят героев. Но беда в том, что оценивают их обучающиеся наивно реалистически, буквально как людей, живущих где-то рядом, с точки зрения этических норм, подсказанных личным опытом, а он явно недостаточен. В результате происходит поверхностное осмысление нравственных коллизий произведения, причин нравственных решений героев, а отсюда, как следствие, – представление детей о том, что и жизненные ситуации не требуют особых усилий ума и сердца, их можно разрешить легко и просто.

При знакомстве с текстом художественного произведения подросток группирует из прочитанного «цепь» интересующих его картин, часто оставляя без внимания важные моменты произведения, кажущиеся юному читателю второстепенными в силу его читательской и жизненной неподготовленности.

Так, например, увлечённые занимательными историями, рассказанными ребятишками у костра («Бежин луг» И.С.Тургенева), обучающиеся упускают почти все детали художественной картины, характеризующей быт крестьянской детворы. Однако именно тонкие наблюдения автора-рассказчика по поводу жизни крестьян, ненавязчиво вкраплённые в повествование, позволяют читателю соприкоснуться с жизнью крепостной деревни, с её беспросветной нуждой.

Если подобный материал проходит мимо сознания и чувств детей, то их опыт нравственной оценки окружающего мира накапливается чрезвычайно медленно: учащиеся в своём воображении продолжают жить лишь в мире отдельных ситуаций, близких и знакомых им по собственному опыту, не воспринимая художественную картину во всём её объёме как определённую модель жизни, более того, как объект оценки этой жизни писателем.

Практика преподавания показывает, что без специального руководства со стороны учителя нравственный потенциал произведения не может быть в полной мере воспринят школьниками, а следовательно, дать нужный воспитательный эффект. Суждения учеников о нравственных сторонах произведений от класса к классу остаются беспомощными, а порой и неверными. Так, например, после прочтения поэмы М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ученикам было предложено высказатьсвоё мнение об отношении Калашникова и Кирибеевича к Алёне Дмитриевне. Казалось бы, ученики должны по достоинству оценить глубину чувств Калашникова, готового отдать жизнь за честь жены, осудить эгоизм и себялюбие Кирибеевича, руководствующегося в своих действиях эмоциональными порывами. Однако результаты работы показали, что далеко не все ребята понимают нравственные взаимоотношения героев. Многие считают, что именно Кирибеевич, а не Калашников горячо любит Алёну Дмитриевну, так как говорит о ней восторженно: «На святой Руси, нашей матушке, не найти, не сыскать такой красавицы…». Калашников же, обращающийся к жене со словами: «Как запру я тебя на железный замок, за дубовую дверь, окованную, чтобы свету божьего ты не видела…» – наталкивает их на мысль о суровом отношении к жене. Только сравнив с помощью учителя линию поведения Кирибеевича и Калашникова по отношению к Алёне Дмитриевне, ребята убеждаются в том, что поступки героев характеризуют их глубже, чем слова.

Таким образом, очень важно научить школьников осмысливать поведение литературных героев сквозь призму авторского взгляда, так как это помогает обучающимся глубже осознавать общественные требования к личностным качествам человека, стимулировать в себе нравственно-ценностные тенденции, тормозить нежелательное.

Список литературы

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1979.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

  3. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов, 1998.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975

  5. Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. – М: Учпедгиз, 1950.

 

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт