Современному обществу известно, что человек сочетает в себе три составляющие: тело, душу и дух. В настоящее время люди научены следить за телом. Бывают случаи, когда человек уделяет телу особое внимание и в мыслях и в повседневных планах. Нередки и рассуждения людей о душе. Многие наши современники имеют знания о внутреннем мире человека, пытаются объяснить с точки зрения психологии разные душевные явления, уверенно делятся своими знаниями в этой области. Всё это говорит о том, что современное общество антропоцентрично: человек является центром жизни, центром самого себя. Но есть еще и дух! Я не могу сказать, что об этой составляющей человека никто не говорит. Философам, богословам, да и просто верующим людям эта тема известна, но всё же это дискурс «узкого круга». Что значит — духовное развитие? Каким образом духовно развивать человека? Нужно ли развитие в таком направлении современному обществу? Об этих вопросах человек думает намного реже. Развивать тело — нужно, так как это престижно в настоящее время. Заниматься душой тоже модно, что является даже признаком некой общей образованности человека. А дух? Какую роль несет в себе развитие духовной сферы человека?
Философы, богословы далеки от людей, не каждый может, да и желает следить за развитием духовных идей в произведениях ученых, Святых отцов. Ближе всего и доступнее была и остается для человека Церковь. Именно Церковь формирует религиозное сознание, веру в сердцах людей и из поколения в поколение передает одну единственную истину, что «…сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [1].
Религия указывает на существующие связи человека с Богом. Человек — уникальное существо, в котором заложено влечение к более совершенному, поэтому человек и создал религию. Религия — это творение человека, это венец его творчества.
Римский раннесредневековый апологет Лактаций дал понятию «религия» следующее определение: «Это восстановление связей между человеком и Богом». Трактовка четкая и ясная. Здесь конкретно названы два объекта — человек и Бог, между которыми выстраиваются отношения. На современном языке «религия — это выстраивание отношений с Абсолютным» [2]. Попросту нам
Мне хочется обратить внимание на то, что человек «восстанавливает связь с Богом», то есть в нем существует это, порой неосознаваемое, желание, стремление найти то, что лучше для человека. Но парадокс в том, что «лучшее» для современного человека не всегда значит доброе, приносящее счастье окружающим людям. Совсем наоборот, «лучшее» порой — это значит быть физически сильнее, чем другие, иметь больше денег, чем другие, управлять всеми, побеждать всех. И все это дает, например, виртуальное пространство, с помощью которого слабый человек становится сильным, униженный может разными способами ответить оскорбившему
Современный российский философ, богослов Хоружий С. С., начиная свою книгу «Очерки синергийной антропологии», пишет о катастрофе, о кризисе в жизни людей. Но кризис, раскрываемый на страницах этой книги, имеет не природные, не социальные корни (хотя они имеются в основе кризиса), а антропологические,
Интуитивно Церковь понимает существующий кризис. Человек в поисках «лучшего» приходит к худшему, и это является проблемой. Что происходит с человеком? Ведь виртуальное пространство, в частности Интернет, несёт в себе много положительных функций: возможность быстрого общения, доступ к необходимой информации
Как ни странно, именно через семью возможно возродить, укрепить в человеке
На мой взгляд, молодежь — это тот пласт общества, который имеет возможность и шанс возродить духовный аспект существования человека. Уделяя внимание молодым семьям в этом контексте, возможно воспитать
Среди молодых людей можно услышать следующее замечание: зачем нам религия, ведь этика вполне справится с пошатнувшейся нравственностью человека. Да, вполне может быть. Но таким образом, мы опять останемся на уровне антропоцентризма: человек сам себе создает правила жизни, сам себя совершенствует. Исторически замечено, что такая позиция существования общества не перспективна и результат один: кризис, тупик в жизни человечества — человек замыкается только на себе. Как ребенок учится истинам жизни от родителей, так и Человек должен учиться истинам жизни не у самого себя, а у Другого — у Бога, который совершеннее человека, который предоставляет эталон, пример, жизненный ориентир, мерило мыслей и поступков. Пользу принесет только та нравственность, которая имеет духовную основу.
Преимущество виртуального пространства над личным общением людей, нежелание опираться на духовные истины в воспитании детей родителями — это является проблемой в развитии гармоничной, полноценной личности. Но эта проблема решаема, как и любая другая. До тех пор, пока Господь даёт возможность существования человечеству, всё можно изменить. В разрешении этой проблемы важно, что в настоящее время Церковь активно «идёт навстречу» людям, становится доступной, «читаемой» для человека. Примечательно, что школьное образование начинает привлекать детей, молодежь к христианству, исламу и другим религиям. Сфера молодежной политики также, как мне кажется, имеет возможность вносить вклад в
Виртуальное пространство потому и завладевает умами и временем людей, так как предоставляет разную информацию в самых креативных вариантах. А сейчас век информации! Возможно, духовные истины дадут свои ростки в сердцах людей, если информация будет поступать к человеку. Можно взять в пример трансляцию богослужений главных христианских праздников: Рождество Христово и Пасха. Наглядное богослужение сопровождается подробным вербальным сопровождением хода богослужения и значения того, что происходит. Те, кто вслушиваются, начинают понимать и принимать семена благой вести.
Важно, чтобы и религия и семья и образование совместно вносили свой вклад в
Важным пунктом является и то, кто дает
Список литературы
Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. — 1376 с.
Бурлака
Хоружий