Варлаков И.А., мастер производственного обучения,
филиал ГБПОУ ЯНАО « ЯМК» в г. Лабытнанги Ямало – Ненецкий АО
Процесс обучения на уроках учебной практики по профессии «Мастер общестроительных работ»в учреждении начального профессионального образования
В основе моей педагогической работы лежат принципы деятельностного подхода, согласно которому обучение - это взаимосвязанная деятельность педагогов и обучающихся, направленная на реализацию ведущих функций образования.С точки зрения теории управления, обучение - это организация педагогом познавательной деятельности обучающихся.
В каждом из данных определений присутствует то, что является главной сущностной характеристикой процесса обучения - в основе его лежит бинарная деятельность: с одной стороны, в ней выступает педагог, который излагает программный материал и руководит процессом обучения, а с другой - обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.
Как современный мастер я в своей педагогической практике использую широкий спектр методов обучения. Я согласен с тем, что педагогическое мастерство приходит только к тому педагогу, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития обучающихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.
Набор обучающихся в группу по профессии «Мастер общестроительных работ» производится на 60% из детей, проживающих в поселках округа, и в основном это ребята коренной национальности: ханты и ненцы. Поэтому воспитание и обучение должно быть приближено к национальной культуре. Специфическими методами и средствами обучения коренных народов Севера являются труд, игра, наставление, внушение, разъяснение, поощрение. Ребята коренных малочисленных народов Севера по своим психофизическим, биологическим и генетическим признакам отличаются от ребят Центральной и Южной части России. Поэтому мне, как мастеру производственного обучения, при работе со своими воспитанниками приходится учитывать также особенности этнопсихологии и этнопедагогики.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов по профессиональному модулю «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на каждой ступени обучения с учетом последующего его качественного приращения. Поэтому при отборе содержания данной дисциплины должны учитываться следующие требования:
- учебный материал необходимо конструировать с позиций обеспечения и достижения каждым обучающимся поставленных дидактических целей, формирования умений и навыков по осуществлению практической работы в процессе решения профессиональных задач;
- в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные методы и формы обучения с учетом овладения значимыми средствами реализации профессиональной деятельности.
Уроки учебной практики требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы обучающихся. Это непременное условие - ведь любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого их использования. Само построение занятий предполагает значительную долю самостоятельности обучающихся, как составляющую важную часть подготовки специалиста, и направленной на закрепление практических умений обучающихся, а так же формирование у них профессиональных навыков в процессе решения профессионально ориентированных задач. Это требует от мастера усиления контроля за всем, что происходит в мастерской, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.
Повышение активности и самостоятельности обучающихся осуществляю посредством:
- вовлечения всех ребят в практическую деятельность;
- воспитания интереса к этой деятельности;
- постоянного и постепенного усложнения заданий;
- создания системы постоянно действующей педагогической стимуляции воспитанников к активной деятельности.
Мои воспитанники овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками на основе словесного восприятия, непосредственного чувственного восприятия и практической деятельности. Словесное восприятие технологических знаний обучающимися осуществляю с помощью следующих методов:
- обучение технологическим операциям (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебными пособиями);
- демонстрация приемов работы (демонстрации подразделяются на показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов, показ презентаций, кино- и видеофрагментов, а также чертежей, эскизов, схем и т.д.). Все это позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия;
- практическая работа обучающихся (упражнения, различные виды и приемы работ; для того чтобы выполнить определенные трудовые приемы или какую-либо практическую работу, воспитанник должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые для выполнения этой деятельности; тем самым осуществляется повторение и закрепление технических знаний, с помощью практических методов у ребят формируются технологические умения и навыки; четкой организации практических работ и повышению самостоятельности способствует использование разных алгоритмов трудовых действий, инструкционных карт).
Современный, инновационный, продуктивный тип обучения основан на организации педагогом интенсивной, самостоятельной и творческой деятельности обучающихся, направленной на решение ими конкретных познавательных, жизненно и профессионально важных проблем, побуждающих к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, способов творческой деятельности, ценностей и смыслов.
Успех любых методов обучения, используемых в учебном процессе, зависит от умения мастера правильно применить выбранный метод и от умения обучающегося понимать содержание материала, предложенного мастером.
Хочется особо подчеркнуть, что передо мной как мастером производственного обучения стоят не только учебные задачи, но и воспитательные.
Воспитывающими и развивающими возможностями обладает не только содержание обучения (система общечеловеческих и профессиональных ценностей, способы эвристической деятельности), но и сама организация учебного процесса (обеспечивает ли он самостоятельный поиск, активную исследовательскую деятельность, субъектную позицию обучающихся, создает ли личностно утверждающие ситуации, ситуации взаимопомощи, сотрудничества в решении учебных проблем и т.д.).
Наконец, решающая роль в реализации данной взаимосвязи принадлежит педагогу: его педагогическому мастерству, личностному творческому потенциалу, его взглядам и убеждениям, отношению к жизни, к своему труду и к личности студента, характеру общения с обучающимися, внешнему виду и поведенческой выразительности.
Так, при обосновании выбора методов организации учебно-познавательной деятельности в процессе проведения занятий учебной практики мной учтены не только требования преемственности обучения, но и специфика будущей профессиональной деятельности специалистов.
…Время покажет, какими станут мои воспитанники. Надеюсь, они будут достойными гражданами великой России, принесут пользу родному Ямалу.
Список литературы
1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие. - М., Академия, 2005
2. Морева Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2005
3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: «Мастерство», 2002