Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Процесс обучения на уроках уче...

Процесс обучения на уроках учебной практики по профессии «Мастер общестроительных работ»в учреждении начального профессионального образования


Варлаков И.А.
мастер производственного обучения
филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
г. Лабытнанги

Варлаков И.А., мастер производственного обучения,

филиал ГБПОУ ЯНАО « ЯМК» в г. Лабытнанги Ямало – Ненецкий АО

 

Процесс обучения на уроках учебной практики по профессии «Мастер общестроительных работ»в учреждении начального профессионального образования

 

В основе моей педагогической работы лежат принципы деятельностного подхода, согласно которому обучение - это взаимосвязанная деятельность педагогов и обучающихся, направленная на реализацию ведущих функций образования.С точки зрения теории управления, обучение - это организация педагогом познавательной деятельности обучающихся.

В каждом из данных определений присутствует то, что является главной сущностной характеристикой процесса обучения - в основе его лежит бинарная деятельность: с одной стороны, в ней выступает педагог, который излагает программный материал и руководит процессом обучения, а с другой - обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.

Как современный мастер я в своей педагогической практике использую широкий спектр методов обучения. Я согласен с тем, что педагогическое мастерство приходит только к тому педагогу, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития обучающихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.

Набор обучающихся в группу по профессии «Мастер общестроительных работ» производится на 60% из детей, проживающих в поселках округа,  и в основном это ребята коренной национальности: ханты и ненцы.  Поэтому воспитание и обучение должно быть приближено к национальной культуре. Специфическими методами и средствами обучения коренных народов Севера являются труд, игра, наставление, внушение, разъяснение, поощрение. Ребята коренных малочисленных народов Севера по своим психофизическим, биологическим и генетическим признакам отличаются от ребят Центральной и Южной части России. Поэтому мне, как мастеру производственного обучения, при работе со своими воспитанниками приходится учитывать также особенности этнопсихологии и этнопедагогики.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов по профессиональному модулю «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на каждой ступени обучения с учетом последующего его качественного приращения. Поэтому при отборе содержания данной дисциплины должны учитываться следующие требования:

- учебный материал необходимо конструировать с позиций обеспечения и достижения каждым обучающимся поставленных дидактических целей, формирования умений и навыков по осуществлению практической работы в процессе решения профессиональных задач;

- в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные методы и формы обучения с учетом овладения значимыми средствами реализации профессиональной деятельности.

Уроки учебной практики требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы обучающихся. Это непременное условие - ведь любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого их использования. Само построение занятий предполагает значительную долю самостоятельности обучающихся, как составляющую важную часть подготовки специалиста, и направленной на закрепление практических умений обучающихся, а так же формирование у них профессиональных навыков в процессе решения профессионально ориентированных задач.  Это требует от мастера усиления контроля за всем, что происходит в мастерской, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

Повышение активности и самостоятельности обучающихся осуществляю посредством:

-              вовлечения всех ребят в практическую деятельность;

-              воспитания интереса к этой деятельности;

-              постоянного и постепенного усложнения заданий;

-              создания системы постоянно действующей педагогической стимуляции воспитанников к активной деятельности.

Мои воспитанники овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками на основе словесного восприятия, непосредственного чувственного восприятия  и практической деятельности. Словесное восприятие технологических знаний  обучающимися осуществляю с помощью следующих методов:

-              обучение технологическим операциям (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебными пособиями);

-              демонстрация  приемов работы (демонстрации подразделяются на показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов, показ  презентаций, кино- и видеофрагментов, а также чертежей, эскизов, схем и т.д.).  Все это позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия;

-              практическая  работа обучающихся (упражнения, различные виды и приемы работ;  для того чтобы выполнить определенные  трудовые приемы или какую-либо практическую работу, воспитанник должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые  для выполнения этой деятельности; тем самым осуществляется повторение и закрепление  технических знаний, с помощью практических методов у ребят  формируются технологические умения и навыки; четкой организации практических работ  и повышению самостоятельности  способствует использование разных алгоритмов трудовых  действий, инструкционных карт).

Современный, инновационный, продуктивный тип обучения  основан на организации педагогом интенсивной, самостоятельной и творческой деятельности обучающихся, направленной на решение ими конкретных познавательных, жизненно и профессионально важных проблем, побуждающих к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, способов творческой деятельности, ценностей и смыслов.

Успех любых методов обучения, используемых в учебном процессе, зависит от умения мастера правильно применить выбранный метод и от умения обучающегося понимать содержание материала, предложенного мастером.

Хочется особо подчеркнуть, что передо мной как мастером производственного обучения стоят не только учебные задачи, но и воспитательные.

Воспитывающими и развивающими возможностями обладает не только содержание обучения (система общечеловеческих и профессиональных ценностей, способы эвристической деятельности), но и сама организация учебного процесса (обеспечивает ли он самостоятельный поиск, активную исследовательскую деятельность, субъектную позицию обучающихся, создает ли личностно утверждающие ситуации, ситуации взаимопомощи, сотрудничества в решении учебных проблем и т.д.).

Наконец, решающая  роль в  реализации данной взаимосвязи  принадлежит педагогу: его педагогическому мастерству, личностному творческому потенциалу, его взглядам и убеждениям, отношению к жизни, к своему труду и к личности студента, характеру общения с обучающимися, внешнему виду и поведенческой выразительности.

Так, при обосновании выбора методов организации учебно-познавательной деятельности в процессе проведения занятий учебной практики мной учтены не только требования преемственности обучения, но и специфика будущей профессиональной деятельности специалистов.

…Время покажет, какими станут мои воспитанники. Надеюсь, они будут достойными гражданами великой России, принесут пользу родному Ямалу.

 

Список литературы

1.     Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие. - М., Академия, 2005

2.     Морева Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2005

3.     Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: «Мастерство», 2002

 

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт