Брик Е.С., заместитель директора по воспитательной работе, МОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя», с. Новый Порт, Ямальского раойна
В рамках мероприятий, направленных на реализацию национального проекта «Образование» и входящего в ее состав федерального проекта «Современная школа» по обновлению материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков, предполагается создание Центра цифрового и гуманитарного профилей «ROST» (развитие образовательных способностей и творчества) на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя». В виду природно-географических особенностей Ямальского района данный проект чрезвычайно актуален.
Школа обладает необходимыми параметрами и кадровым потенциалом для создания подобного центра.
В 2018-2019 учебном году в Школе обучается 354 школьника, 88,4% из которых (313 учащихся) – представители коренных малочисленных народов севера (ненцы). В том числе 135 детей, чьи родители ведут кочевой образ жизни, проживают в интернате. Образовательный уровень родитель невысокий.
Образовательный и квалификационный уровень педагогических работников школы достаточно высок: 84% имеют высшее профессиональное педагогическое образование; у 74% - первая и высшая квалификационная категория. Средний стаж работы в Школе – 14,6 лет.
Новопортовская школа-интернат имеет успешный опыт участия в реализации федеральных и региональных проектов в сфере образования.
В 2007 году Новопортовская школа-интернат получила грантовую поддержку в рамках ПНПО «Образование». За 7 лет в Школе реализованы муниципальные инновационные площадки «Интеграция основного и дополнительного образования как условие реализации модели старшей ступени «Школа МИРТ», «Старт к успеху» (образовательная среда для поддержки и развития одаренных учащихся), «Муниципальный олимпиадный центр «ОЛИМПУС». В 2014 году в рамках конкурса инновационных проектов на присуждение грантов в системе образования ЯНАО получили гранты на реализацию 3 инновационных проектов. Школа – участник конкурсов «Школа на ладони» (РОСНАНО), «Проектория», «Большие вызовы» (Сириус), Рыбаков Фонд.
Для социально-экономического развития с. Новый Порт, повышения благосостояния коренных малочисленных народов Севера необходимы специалисты с высшим и качественным средним профессиональным образованием по направлениям Электроэнергетика, электротехника, химический анализ и другие, связанные с непосредственной близостью Новопортовского месторождения.
Для подготовки и открытия Центра в Школе реализуется институциональный профориентационный проект «ЯКОРь: я, карьера, образование, работа», который является результатом муниципальной инновационной площадки «PROпуск в PROфессию», направленный на повышение эффективности профориентации обучающихся на инженерные специальности, реализованный в рамках социального партнерства с ООО «Газпромнефть-Ямал».
В Новопортовской школе-интернате созданы благоприятные условия для обучения, воспитания и социализации обучающихся. Однако анализ результатов выявил проблему, требующую принятия новых решений. Она связана с недостаточно высоким уровнем ИК-компетентности обучающихся, неполным соответствием содержания предмета «Технология» инженерному образу творческого мышления, а также с потребностью более широкого формирования и тренировок развития гибких навыков у учеников.
Для формирования технологических и гуманитарных компетенций обучающихся необходима модернизация содержания образования и материально-технической базы, что является одним из условий создания Центра цифрового и гуманитарного профилей «ROST» (развитие образовательных способностей и творчества).
Цель проекта - создать инновационную практико-ориентированную среду, условия для формирования и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися на достаточном уровне умений и навыков на каждой ступени обучения по гуманитарному и цифровому профилям, вовлеченности в образовательный процесс.
Создание Центра позволит:
Для достижения поставленной цели школе предполагается решить следующие задачи:
В Новопортовской школе-интернате выделено 127,2 кв. метров. В том числе для зоны коворкинга - 51,7 кв. метров, медиазоны – 48,8 кв. метров, зоны безопасности – 26,7 кв. метров.
ЗОНА КОВОРКИНГА «КО-WORLD» - многоцелевая зона, оснащенная мебелью и оборудованием для проведения публичных презентаций, индивидуальной и групповой работы обучающихся, соревнований и конкурсов. Данная зона объединяет несколько функциональных модулей:
Модуль «Мастерская прототипирования» включает 4 рабочих места, оборудованных 3Д принтером, рабочей станцией с предустановленным программным обеспечением, 3Д ручками, плоттером, станцией печати (МФУ) для распечатки работ обучающихся, конструкторами LEGO и Arduino.
В Модуле «PROактив» расположена Информационная панель с программным обеспечением «Сова», «Инженерная школа», 5 компьютеров (нетбуков) с программным обеспечением «Сова», «Инженерная школа», предназначенные для развития инженерного мышления, навыков программирования, обучения шахматам и шашкам, создания собственных интерактивных уроков на любую тему, не обладая при этом специальными знаниями по программированию.
Здесь размещено и сетевое хранилище данных (обеспечение медиабезопасности, хранения материалов и документов обучающихся и педагогов, хранение цифровых ресурсов библиотеки, электронных образовательных ресурсов).
В данном модуле планируется проведение занятий, презентаций, конференций, сетевых мероприятий с использованием интерактивной зоны, возможностей мобильного класса.
MEDIAZONA оснащена мебелью и оборудованием для проведения пресс конференций, лекций, учебных занятий. Медиазона объединяет несколько функциональных модулей:
Модуль «Медиастудия» выполняет роль школьного новостного агентства в миниатюре, где школьники развивают навыки журналистской профессии, посещают кружки и мастер-классы. Практика и максимальное погружение в медиасреду научит школьников работать с информацией, качественно выражать свои мысли и идеи в письменном виде.
Модуль «Шахматная гостиная» предполагает развитие шахматного обучения, реализация совместных мероприятий с организациями, социальными партнёрами, а также в рамках преемственности с детским садом.
Модуль «DIGITAL EDUCATION (цифровое обучение)» выполняет функцию информационного центра, доступ к библиотечным ресурсам в цифровом формате для всех обучающихся и сотрудников школы, пользование мобильной библиотекой, обучение компьютерной грамотности тундрового населения и пенсионеров села; онлайн обучение детей в рамках сетевого взаимодействия и дистанционное получение профессионального образования (параллельно со средним образованием).
Модуль «Лаборатория мышления» помогает реализовать проекты «Клуб интеллектуальных игр», психологический Клуб.
ZONA БЕЗОПАСНОСТИ направлена на понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности (экологической, экономической, информационной, психологической), сохранения здоровья человека, что является основным результатом освоения предметной области ОБЖ.
Пространство всех зон свободно трансформируется под конкретные задачи.
Функционирование Центра будет осуществлять команда из 7 человек: руководитель и основной персонал 6 человек.
Это все позволит создать новую модель обучения, которая предусматривает:
Таким образом, создание Центра позволит сформировать у обучающихся универсальные учебные действия и навыки XXI века, в равной мере применимых в учебных и жизненных ситуациях, способствующих становлению целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Список использованных документов и источников информации