Пасько Л.В., заместитель директора по учебно-методической работе, ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»
В настоящее время в системе профессионального образования происходят существенные изменения, цель которых – не только подготовка высококвалифицированных рабочих, служащих, но и становление личности, способной к творческой профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию. ФГОС определяет ряд требований к результатам освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена: организация собственной деятельности (ОК. 02) и осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК. 04).
Исходя из этих требований, проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, а ее продукт – результат целенаправленной, четко спланированной работы.
Исследования состояния современных подходов к построению образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях выявил противоречия между
Решение этих противоречий возможно при формировании умений и навыков проектирования и реализации профессиональной деятельности на основе развития самостоятельности обучающихся в учебном процессе и организации проектной деятельности.
Под проектной деятельностью понимается способ развития творческих способностей, обеспечивающий развитие профессионально важных качеств студентов при разрешении проблемных (производственных) ситуаций.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Развитие творческих способностей в условиях профессионального обучения стимулируют следующие педагогические условия:
Как же грамотно организовать проектную деятельность, ведь она требует предварительной подготовки участников проекта? Чтобы добиться результата практически значимой проблемы, необходимо:
1.Создать условия, в которых обучающиеся решают проблемы, используя знания из разных областей.
2.Научить обучающихся самостоятельно мыслить.
3.Сформировать способность прогнозировать результаты.
4.Выработать умение формировать причинно-следственные связи.
Этапы проектной деятельности:
Развитие проектных компетенций в образовательной деятельности выпускников колледжа по профессии или специальности предусматривается в период прохождения государственной итоговой аттестации во время защиты письменной экзаменационной работы. Выполнение этой работы должно выявить высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его владение исследовательскими умениями. Цель письменной экзаменационной работы – углубление теоретических и практических знаний по избранной профессии, приобретение навыков самостоятельной работы, логическое изложение изученного материала. Будущему специалисту необходимо умело осуществлять поиск и переработку информации, уметь применить ее на практике.
В письменной экзаменационной работе студент должен отразить:
1.Теоретические знания по избранной теме.
2.Умение обобщать информацию из разных источников.
3.Навыки проведения расчетов и владение информационными технологиями.
4.Умение грамотно применять методы экономической эффективности предлагаемого проекта.
Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования.
Максимальная эффективность проектной деятельности достигается за счет:
Таким образом, в результате использования проектной технологии в рамках образовательного процесса происходит становление компетентностного профессионала, обладающего потребностью в профессиональном самосовершенствовании. Успешность реализации задач профессиональной подготовки во многом зависит от того, насколько целесообразно отобраны содержание и методы организации познавательной деятельности студентов, от внедрения инновационных образовательных технологий, позволяющих расширить интеллектуальный уровень процесса обучения.
Список литературы
1.Морозова, Ж.В. Формирование компетенций и выявление уровней сформированности профессионально-технологической культуры студентов в образовательном пространстве/ Среднее профессиональное образование. – 2011.- № 6
2.Сумина, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Том 1. Материалы VI Всероссийской НПК. г. Екатеринбург, 2013. – 273 с.
3.Ярвилянина, Е.В. Проектная деятельность как средство развития профессиональных компетенций студентов / Е.В. Ярвилянина // Проблемы и перспективы развития образования в России: материалы VIII Международной научно–практической конференции. – Новосибирск, 2011.