Есенакаева Ф.Я.,
преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский
многопрофильный колледж»,
г. Новый Уренгой
Ученые определяют метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».
Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития студентов в данном направлении является метод проектов, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи.
Понятие «проект» означает прогнозирование того, что потом будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
Цель проектной деятельности – создание условий, при которых студенты самостоятельно приобретают знания из различных источников, используют их для решения различных познавательных задач, развивают коммуникативные и исследовательские умения.
Проект для преподавателя истории – это средство, позволяющее формировать учебные навыки и ключевые компетенции.
Проектная деятельность на занятиях по истории для студентов Новоуренгойского многопрофильного колледжа – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, где есть цель и задача, а результат носит практический характер, который интересен и значим для них.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Учет особенностей структуры познавательной деятельности студентов по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью. Использование в работе технологии проектирования позволяет на занятиях истории отойти от традиционализма в обучении. В коллективной проектной деятельности решаются и образовательные, и развивающие, и воспитательные задачи. У студентов формируется самостоятельность, творчество, коммуникативные качества.
Процесс формирования ключевых компетентностей у студентов на занятиях по истории с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
1) профессиональной готовности преподавателей к осуществлению данной задачи;
2) формировании мотивации на проектную деятельность;
3) последовательного включения в проектную деятельность студентов;
4) сопровождении проектной деятельности научными руководителями и научным обществом студентов;
5) мониторинга формирования ключевых компетентностей.
Методологической основой исследования являются идеи последовательной организации проектной деятельности студентов в учебной и внеучебной деятельности и применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности. Кроме занятий по истории в колледже имеется внеурочная кружковая научная деятельность, которая привлекает студентов к исследовательской работе.
В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия «компетенция» и «компетентность». Главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт общения. Проекты сплачивают студентов, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью и историей государства. Примерами готового проекта могут служить исследование на заданную тему, действующая модель, а также исторический значимый продукт.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы и цели проекта;
выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности;
непосредственная реализация проекта;
презентация проекта;
оценка проекта и своей деятельности.
Выполняя проект, студент обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы; у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения; формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Подбор тем проектов по истории с учётом личной заинтересованности и возрастных особенностей помогает запрограммировать для студентов СПО ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистичного отношения к обучению и образованию в целом.
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у студентов определённого набора качеств, таких как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
исследовательскими (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать, оказывать и принимать помощь);
оценочными (оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других);
информационными (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации);
презентационными (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности);
рефлексивными (адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерскими (проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта).
Выступая в качестве субъекта деятельности, определяя её цель, открывая новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения возникающих проблем, неся ответственность за свою работу, студенты делают первые научные открытия в развитии проектных компетенций по отечественной истории.
Сегодня метод проектов является неотъемлемой частью учебного процесса, и особенно в преподавании истории, где основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.
Очень важным моментом является составление плана, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. План – это скелет текста. Основными элементами проектирования являются определение цели и задач проекта, определение проблемы, постановка гипотезы, выбор способа ее решения, определение ресурсов, составление плана действий, изучение проблемы, поиск путей ее решения, подведение итогов, оценка полученных результатов. Например, проект по истории под названием «Блокада Ленинграда» дает возможность глубже изучить историю блокадного города Ленинграда. Результаты исследований иногда просто удивляют самих студентов. Проект характеризуется, прежде всего, наличием проблемы, которая должна быть актуальной и интересной для студентов, соответствовать уровню их подготовки и мотивировать авторов на поиски решения.
Важным этапом, от которого зависит результат, является постановка цели проектирования. Цель должна быть «конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат, соотносима с конкретным сроком».
По основным сферам деятельности выделяют следующие типы проектов: исследовательские, коммерческие, проекты по информационным системам, управленческие, строительные и другие. Вид проекта устанавливается по характеру предметной области проекта: научно-исследовательский, инвестиционный, инновационный.
Гипотеза является необходимой формой развития научных знаний, без которой невозможен переход к новому знанию. Эффективное представление проектов (включая презентацию) является одним из главных профессиональных навыков. Этим навыкам можно и нужно обучаться на занятиях по гуманитарным дисциплинам. Во время оформления результатов исследования в виде презентаций и их обсуждения обращается внимание на способы доказательств, оформление результатов, выдвижение новых проблем исследования и т.п.
Сейчас главным в образовательном процессе является не усвоение информации, а «деятельность, направленная на получение самостоятельного продукта путем поиска и обработки информации».
В основе данного подхода должна быть технология метода проектов, так как она помогает:
передавать студентам не только сумму знаний, но и учит их приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач;
приобретать коммуникативные навыки и умения, т.е. работать в разных группах, исполняя разные социальные роли;
учиться пользоваться исследовательскими методами, т.е. собирать необходимую информацию, уметь ее анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
К показателям успешной деятельности в данном направлении как преподавателя, так и студентов можно отнести степень их вовлеченности в эту научно-историческую деятельность.
Список литературы
Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат, 1926.
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
Шуберт Н.П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст] / Н. П. Шуберт // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С.78-80.
Полат Е.С. Метод проектов / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/pdf.
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-sisteme-spo.
Федеральный государственный образовательный стандарт.