Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Проектно-игровые технологии ка...

Проектно-игровые технологии как средство создания организационно-деятельностной развивающей среды для обучающихся в условиях УДОД


Лисица В. А.
педагог дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
г. Норильск

Лисица В. А., педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного

учреждения дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» района Талнах г. Норильска,

Красноярский край

 

 

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении, потребовали обновляющейся школе, в первую очередь, новых технологий обучения, воспитания и развития, которые:

−                  формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

−                  развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

−                  формируют не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

−                  приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

−                  реализуют принцип связи обучения с жизнью [3].

Ведущее место среди таких технологий, имеющихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня проектной деятельности. Поставленная школьной реформой задача обновления системы среднего общего образования приводит к необходимости по-новому взглянуть и на место и роль дополнительного образования детей в современной школе. А так как спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности и развития детей чрезвычайно широк, то содержание и технологии организации образовательного процесса должны быть ориентированы на интересы детей и их ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным периодам развития.

Осуществляя педагогическую деятельность с детьми дошкольного возраста и организуя работу школы раннего эстетического развития «Росток» на базе МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» района Талнах, несомненно, учитываю, что у детей этого возраста ведущей деятельностью была, есть и будет игра.

Мы живём в XXI веке. Растёт новое поколение с особым мышлением. Педагоги и родители, психологи и писатели дискутируют: нужны ли детям нового века старые духовные и эстетические ценности, в том числе фольклор и литература, созданные в народных традициях. Мы спорим, а дети, легко осваивая премудрости новейших изобретений, пользуясь выходом в Интернет, увлекаясь фильмами ужасов, параллельно с этой новой компьютеризированной жизнью остаются самими собой, в своём естестве. К сожалению, игра исчезает из жизни детей, она вытесняется «более важными делами»: занятиями, репетициями, подготовкой разного рода мероприятий и т. д., тем самым нивелируется важнейшая роль игры как самостоятельной детской деятельности, содействующей полноценному развитию ребёнка и составляющей сущность процесса воспитания.

Дети очень любят и хотят играть, но порой не умеют этого делать (мы сами мало их этому учим), или их игровой репертуар и в количественном отношении, и в качественном оставляет желать лучшего. Вспоминая игры детей лет 20−25 назад, отмечаем их большое разнообразие и значимость в детской жизни. Почти исчезли из детства народные игры, и это имеет достаточно объективные причины. Но, помня, что народные игры, как жанр устного народного творчества,  являются нашим национальным богатством, мы должны сделать их достоянием наших детей.

На одном из занятий с дошкольниками в ответ на вопрос: «Любите ли вы играть в народные игры?», − я услышала единодушное: «Да!» Решила узнать, какие народные игры дети знают, в какие особенно любят играть. Были названы всего 3−4 игры: «Жмурки», «Кошки-мышки», «Сова». Моё предложение научиться играть ещё в 20 народных игр, в которые, возможно, играли их бабушки и дедушки, папы и мамы, чтобы затем обучить этим играм своих друзей, было встречено с восторгом. С целью формирования у дошкольников творческого мировоззрения, социального опыта через народную игру как жанр устного народного творчества и возникла идея создания проекта «Народная игра как эффективное средство развития творческих способностей детей».

Работа над проектом длилась 7 месяцев. В нём приняли участие 40 обучающихся: дети дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 10 лет − обучающиеся школы раннего эстетического развития «Росток» и творческого объединения по театральному искусству «Славяне»; 16 родителей в возрасте от 30 до 40 лет и педагоги школы «Росток».

Были поставлены задачи по обобщению и систематизации знаний детей о временах года через народную игру; формированию потребности в использовании детьми фольклора в повседневной жизнедеятельности; воспитанию любви к Родине, коллективизма, дружеского отношения к окружающим людям и др. Но основной задачей было научить дошкольников самостоятельно организовывать своё свободное время и убедить родителей в том, что игровой процесс важен для ребёнка не менее учебного и эффективно способствует всестороннему развитию его личности.

На подготовительном этапе в беседах с детьми и родителями, с помощью анкетирования выяснила, что у ребят очень скудный запас игр, хотя, согласно результатам диагностики по методике «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова), предпочтения дети отдают игровой деятельности (70 %). Родители мало играют с ними и не считают игру важным условием для всестороннего развития личности ребёнка.

Предложение включиться в проект родители  поддержали, а поскольку дошкольники плохо ориентируются во временах года, названиях месяцев (тем более в условиях нашей территории), игры решили разучивать по временам года.

Анализируя результаты анкетирования на диагностическом этапе с целью выявления ожиданий родителей и их отношения к участию в проектной деятельности, мы пришли к выводу, что большинство родителей (75 %) готовы к участию в проектной деятельности, будут рады новым знаниям детей. Остальных (25 %) необходимо было заинтересовать и привлечь к активной деятельности в проекте, для чего с ними были проведены беседы и предложена совместная деятельность с детьми в составе творческих групп, которые работали каждая по своему направлению: «Листочек», «Снежинка», «Росточек», «Ягодка».

Знания детей пополнялись, прежде всего, в режиме занятий. В перерывах между занятиями была организована народная игротека. Сначала дети играли вместе с педагогом, в играх принимали участие только желающие. Некоторые обучающиеся совершенно не умели общаться, поэтому оставались в стороне, наблюдая за происходящим. Постепенно в игровой процесс включились все ребята, и к концу года игры стали коллективными. Таким образом, проект охватил как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята осознанно и активно принимали участие в процессе деятельности, каждый побывал в роли ведущего игры. Разучив жанры детского фольклора, сопровождающие игровой процесс, ребята стали сами придумывать считалки и использовать их в игровой деятельности. Организация детей на переменах стала самоуправляемой.

За проектный период с детьми было разучено 20 народных игр. Они узнали историю происхождения таких старинных игр, как «Кострома», «Горелки», «Жмурки» и др. От игры ребята в итоге перешли к инсценированию сказок. В этом для дошкольников хорошим примером стали ребята творческого объединения по театральному искусству «Славяне», которые были активными участниками всех культурно-досуговых проектных мероприятий. Они помогли разучить и подготовить с дошкольниками инсценировки: «Осенняя сказка», «Колобок».

В ходе проекта были использованы следующие технологии:

−                  коллективного взаимообучения или метода динамических пар (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко): самостоятельность и коллективизм, все учат каждого, и каждый учит всех;

−                  творческой деятельности (И. П. Волков, И. П. Иванов): социально-полезная направленность деятельности, сотрудничество детей и взрослых, романтизм и творчество;

−                  игровые технологии (П. И. Пидкасистый, Д. Б. Эльконин и др.) [1].

Тесное взаимодействие обучающихся, родителей, членов семьи, педагогов в процессе работы укрепило семейные отношения, расширило представление родителей об интересах и способностях своих детей, поскольку они сами играли вместе с детьми, передавая имеющиеся знания и игровой опыт.

Заключительным этапом проекта стало культурно-досуговое мероприятие «Играем круглый год», подготовленное в сотворчестве всех его участников. К мероприятию творческие группы готовились в течение года и показали все достигнутые результаты (продукты) проектной деятельности: рефераты, сборник народных игр, видеоролик, презентации, сценарий воспитательного мероприятия, игровой календарь, который предложили составить сами дети, распределив наиболее полюбившиеся игры по временам года. Их можно эффективно использовать при организации работы с дошкольниками и младшими школьниками как на занятиях, так и во внеурочное время. Сценарий отмечен дипломом 2 степени в краевом конкурсе сценарного мастерства с использованием средств мультимедиа «Образование во времени».

Кроме этого, необходимо отметить положительные результаты мониторинга развития познавательных способностей, коммуникативных навыков и умений детей, повышение качества ЗУН в сравнении с результатами предыдущего года обучения.

Участие в проекте стало для обучающихся и родителей положительной мотивацией к самообразованию: поиску нужных материалов (старинных народных игр, примет и т. д.), работе со справочной литературой. В процессе выполнения проекта у обучающихся появилось внутреннее удовлетворение от самого процесса работы, достижения результата, содержательности и значимости выполняемых действий; возросло самоуважение, поскольку было получено признание со стороны окружающих.

Результаты анкетирования по выбору значимой деятельности обучающихся на конец года нас приятно удивили: 96 % ребят-участников проекта 6−7 лет (2 год обучения) к концу учебного года предпочли игровой деятельности учебную. Постигая азы науки в игровой форме (на занятиях, переменах) у ребят сформировалось желание учиться.

Таким образом, подтвердились мысли великих: именно в проектной деятельности каждый находит себе работу «душевную» (К. Д. Ушинский), «от всего сердца» (У. Х. Килпатрик), «…действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (Е. Г. Каган) [1].

Основными проблемами, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы, явились боязнь детей коллективного взаимодействия и взятия на себя ролей на начальном этапе проекта, а также неуверенность родителей в себе, в своих способностях. Эту неуверенность вызывали личностные качества, возможные неудачи, поэтому необходимо помогать родителям, заинтересовывать их результатами и самим процессом деятельности, вовлекать в совместную работу, дифференцированно подходя к каждой семье. Нам это удалось.

В целом, цели и задачи проекта были реализованы полностью − дети научились играть активно и самостоятельно, расширили знания по устному народному творчеству. По желанию обучающихся и родителей мы продолжили работу над проектом и в этом учебном году, так как народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования развитой, активной, духовно богатой личности.

Сегодня − день поиска и принятия решений, определяющих день завтрашний. Сегодня − день ответа на вопросы: «Как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа?» Проектная и игровые технологии обеспечивают такую организационно-деятельностную среду, которая успешно решает общевоспитательные задачи и создает условия для эффективного познавательного, физического, творческого развития ребенка, формирования его личностных качеств и ценностных ориентиров.

 

Список литературы

1.                 Буйлова Л.Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2004. − 192 с.

2.                 Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008. − 112 с.

Галкина Т. Что такое «метод проектов»? http://sites.google.com/site/knkfml/ucebno-metodiceskaa-deatelnost/obobsenie-pedagogiceskogo-opyta


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт