Лисица В. А., педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы» района Талнах г. Норильска,
Красноярский край
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении, потребовали обновляющейся школе, в первую очередь, новых технологий обучения, воспитания и развития, которые:
− формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
− развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
− формируют не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
− приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
− реализуют принцип связи обучения с жизнью [3].
Ведущее место среди таких технологий, имеющихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня проектной деятельности. Поставленная школьной реформой задача обновления системы среднего общего образования приводит к необходимости по-новому взглянуть и на место и роль дополнительного образования детей в современной школе. А так как спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности и развития детей чрезвычайно широк, то содержание и технологии организации образовательного процесса должны быть ориентированы на интересы детей и их ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным периодам развития.
Осуществляя педагогическую деятельность с детьми дошкольного возраста и организуя работу школы раннего эстетического развития «Росток» на базе МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» района Талнах, несомненно, учитываю, что у детей этого возраста ведущей деятельностью была, есть и будет игра.
Мы живём в XXI веке. Растёт новое поколение с особым мышлением. Педагоги и родители, психологи и писатели дискутируют: нужны ли детям нового века старые духовные и эстетические ценности, в том числе фольклор и литература, созданные в народных традициях. Мы спорим, а дети, легко осваивая премудрости новейших изобретений, пользуясь выходом в Интернет, увлекаясь фильмами ужасов, параллельно с этой новой компьютеризированной жизнью остаются самими собой, в своём естестве. К сожалению, игра исчезает из жизни детей, она вытесняется «более важными делами»: занятиями, репетициями, подготовкой разного рода мероприятий и т. д., тем самым нивелируется важнейшая роль игры как самостоятельной детской деятельности, содействующей полноценному развитию ребёнка и составляющей сущность процесса воспитания.
Дети очень любят и хотят играть, но порой не умеют этого делать (мы сами мало их этому учим), или их игровой репертуар и в количественном отношении, и в качественном оставляет желать лучшего. Вспоминая игры детей лет 20−25 назад, отмечаем их большое разнообразие и значимость в детской жизни. Почти исчезли из детства народные игры, и это имеет достаточно объективные причины. Но, помня, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются нашим национальным богатством, мы должны сделать их достоянием наших детей.
На одном из занятий с дошкольниками в ответ на вопрос: «Любите ли вы играть в народные игры?», − я услышала единодушное: «Да!» Решила узнать, какие народные игры дети знают, в какие особенно любят играть. Были названы всего 3−4 игры: «Жмурки», «Кошки-мышки», «Сова». Моё предложение научиться играть ещё в 20 народных игр, в которые, возможно, играли их бабушки и дедушки, папы и мамы, чтобы затем обучить этим играм своих друзей, было встречено с восторгом. С целью формирования у дошкольников творческого мировоззрения, социального опыта через народную игру как жанр устного народного творчества и возникла идея создания проекта «Народная игра как эффективное средство развития творческих способностей детей».
Работа над проектом длилась 7 месяцев. В нём приняли участие 40 обучающихся: дети дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 10 лет − обучающиеся школы раннего эстетического развития «Росток» и творческого объединения по театральному искусству «Славяне»; 16 родителей в возрасте от 30 до 40 лет и педагоги школы «Росток».
Были поставлены задачи по обобщению и систематизации знаний детей о временах года через народную игру; формированию потребности в использовании детьми фольклора в повседневной жизнедеятельности; воспитанию любви к Родине, коллективизма, дружеского отношения к окружающим людям и др. Но основной задачей было научить дошкольников самостоятельно организовывать своё свободное время и убедить родителей в том, что игровой процесс важен для ребёнка не менее учебного и эффективно способствует всестороннему развитию его личности.
На подготовительном этапе в беседах с детьми и родителями, с помощью анкетирования выяснила, что у ребят очень скудный запас игр, хотя, согласно результатам диагностики по методике «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова), предпочтения дети отдают игровой деятельности (70 %). Родители мало играют с ними и не считают игру важным условием для всестороннего развития личности ребёнка.
Предложение включиться в проект родители поддержали, а поскольку дошкольники плохо ориентируются во временах года, названиях месяцев (тем более в условиях нашей территории), игры решили разучивать по временам года.
Анализируя результаты анкетирования на диагностическом этапе с целью выявления ожиданий родителей и их отношения к участию в проектной деятельности, мы пришли к выводу, что большинство родителей (75 %) готовы к участию в проектной деятельности, будут рады новым знаниям детей. Остальных (25 %) необходимо было заинтересовать и привлечь к активной деятельности в проекте, для чего с ними были проведены беседы и предложена совместная деятельность с детьми в составе творческих групп, которые работали каждая по своему направлению: «Листочек», «Снежинка», «Росточек», «Ягодка».
Знания детей пополнялись, прежде всего, в режиме занятий. В перерывах между занятиями была организована народная игротека. Сначала дети играли вместе с педагогом, в играх принимали участие только желающие. Некоторые обучающиеся совершенно не умели общаться, поэтому оставались в стороне, наблюдая за происходящим. Постепенно в игровой процесс включились все ребята, и к концу года игры стали коллективными. Таким образом, проект охватил как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята осознанно и активно принимали участие в процессе деятельности, каждый побывал в роли ведущего игры. Разучив жанры детского фольклора, сопровождающие игровой процесс, ребята стали сами придумывать считалки и использовать их в игровой деятельности. Организация детей на переменах стала самоуправляемой.
За проектный период с детьми было разучено 20 народных игр. Они узнали историю происхождения таких старинных игр, как «Кострома», «Горелки», «Жмурки» и др. От игры ребята в итоге перешли к инсценированию сказок. В этом для дошкольников хорошим примером стали ребята творческого объединения по театральному искусству «Славяне», которые были активными участниками всех культурно-досуговых проектных мероприятий. Они помогли разучить и подготовить с дошкольниками инсценировки: «Осенняя сказка», «Колобок».
В ходе проекта были использованы следующие технологии:
− коллективного взаимообучения или метода динамических пар (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко): самостоятельность и коллективизм, все учат каждого, и каждый учит всех;
− творческой деятельности (И. П. Волков, И. П. Иванов): социально-полезная направленность деятельности, сотрудничество детей и взрослых, романтизм и творчество;
− игровые технологии (П. И. Пидкасистый, Д. Б. Эльконин и др.) [1].
Тесное взаимодействие обучающихся, родителей, членов семьи, педагогов в процессе работы укрепило семейные отношения, расширило представление родителей об интересах и способностях своих детей, поскольку они сами играли вместе с детьми, передавая имеющиеся знания и игровой опыт.
Заключительным этапом проекта стало культурно-досуговое мероприятие «Играем круглый год», подготовленное в сотворчестве всех его участников. К мероприятию творческие группы готовились в течение года и показали все достигнутые результаты (продукты) проектной деятельности: рефераты, сборник народных игр, видеоролик, презентации, сценарий воспитательного мероприятия, игровой календарь, который предложили составить сами дети, распределив наиболее полюбившиеся игры по временам года. Их можно эффективно использовать при организации работы с дошкольниками и младшими школьниками как на занятиях, так и во внеурочное время. Сценарий отмечен дипломом 2 степени в краевом конкурсе сценарного мастерства с использованием средств мультимедиа «Образование во времени».
Кроме этого, необходимо отметить положительные результаты мониторинга развития познавательных способностей, коммуникативных навыков и умений детей, повышение качества ЗУН в сравнении с результатами предыдущего года обучения.
Участие в проекте стало для обучающихся и родителей положительной мотивацией к самообразованию: поиску нужных материалов (старинных народных игр, примет и т. д.), работе со справочной литературой. В процессе выполнения проекта у обучающихся появилось внутреннее удовлетворение от самого процесса работы, достижения результата, содержательности и значимости выполняемых действий; возросло самоуважение, поскольку было получено признание со стороны окружающих.
Результаты анкетирования по выбору значимой деятельности обучающихся на конец года нас приятно удивили: 96 % ребят-участников проекта 6−7 лет (2 год обучения) к концу учебного года предпочли игровой деятельности учебную. Постигая азы науки в игровой форме (на занятиях, переменах) у ребят сформировалось желание учиться.
Таким образом, подтвердились мысли великих: именно в проектной деятельности каждый находит себе работу «душевную» (К. Д. Ушинский), «от всего сердца» (У. Х. Килпатрик), «…действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (Е. Г. Каган) [1].
Основными проблемами, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы, явились боязнь детей коллективного взаимодействия и взятия на себя ролей на начальном этапе проекта, а также неуверенность родителей в себе, в своих способностях. Эту неуверенность вызывали личностные качества, возможные неудачи, поэтому необходимо помогать родителям, заинтересовывать их результатами и самим процессом деятельности, вовлекать в совместную работу, дифференцированно подходя к каждой семье. Нам это удалось.
В целом, цели и задачи проекта были реализованы полностью − дети научились играть активно и самостоятельно, расширили знания по устному народному творчеству. По желанию обучающихся и родителей мы продолжили работу над проектом и в этом учебном году, так как народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования развитой, активной, духовно богатой личности.
Сегодня − день поиска и принятия решений, определяющих день завтрашний. Сегодня − день ответа на вопросы: «Как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа?» Проектная и игровые технологии обеспечивают такую организационно-деятельностную среду, которая успешно решает общевоспитательные задачи и создает условия для эффективного познавательного, физического, творческого развития ребенка, формирования его личностных качеств и ценностных ориентиров.
Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2004. − 192 с.
2. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008. − 112 с.
Галкина Т. Что такое «метод проектов»? http://sites.google.com/site/knkfml/ucebno-metodiceskaa-deatelnost/obobsenie-pedagogiceskogo-opyta