Марченко Л.М.,
начальник, департамент образования Надымского района, г. Надым
Программные документы развития современного образования: Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы, Федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого» национального проекта «Образование», относят к числу приоритетных направлений модернизации российской образовательной системы – профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение обучающихся в системе непрерывного образования.
За последние 5 лет в Надымском районе выстроена система вариативной профессиональной ориентации, направленная на расширение возможностей социализации учащихся, удовлетворение их профессиональных интересов.
В основе системы профориентации - информационно-просветительская деятельность детей с детского сада до выпускника средней школы. С учетом результатов изучения профессиональных предпочтений школьников подбирается комплекс необходимых знаний о профессиональной деятельности, проводятся мастер-классы, экскурсии и погружения в профессию.
В профориентационную работу активно вовлечены учреждения дополнительного образования. Ежегодно Технопарк «Энигма» Центра детского творчества включает детей в учебно-ознакомительные практики: «Стильные штучки», «В фокусе», «Экологические исследования», «Робототехника+», «Спортивная робототехника», «Обучение радиотехнике и электронике». Для расширения профессионально-ориентированного пространства подключаем ресурсы учреждений и предприятий города (ГКУ «Управление аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа», МАУ муниципального образования г. Надым «Бизнес-инкубатор», Надымская студия телевидения, ГКУ ЯНАО «Научный Центр изучения Арктики», «Музей истории и археологии г. Надыма», «Дом природы» и др.).
В школах Надымского района реализуются потенциальные возможности старшеклассников (10-11 классы). Подготовка к освоению программ профессионального образования осуществляется через: углубленное изучение отдельных предметов школьной программы (профильное обучение), углублённую профориентацию (корпоративное обучение), профессиональные практикумы и пробы.
Ресурсами для построения учеником основ введения будущей профессиональной деятельности выступают:
Модернизация системы образования диктует необходимость многогранного взаимодействия субъектов образования, социальных партнеров в сфере профессиональной ориентации старшеклассников. Перед системой образования поставлена задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Точками роста в системе образования Надымского района в области профориентации мы видим раннюю профориентацию, сетевое образование, профессиональную подготовку детей.
В детских садах создаются уголки / зоны, центры сюжетно-ролевых игр по профессиям. Образовательный процесс дошкольников выстраивается с погружением в элементарные профориентационные практики. В Центре детского творчества более 400 дошколят стали участниками практических площадок Парка профессий: «Транспорт», «Медицина», «Звукорежиссура».
Отличительным новшеством при организации профориентационной работы и профильного обучения является использование современных федеральных образовательных платформ национального проекта «Цифровая школа», таких как:
Для формирования новой муниципальной системы ранней профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с учетом экономического развития района разработан муниципальный портфель «Компас профессионального самоопределения обучающихся», в рамках которого реализуется 6 профориентационных проектов:
Задачи профориентационных проектов на разных ступенях образования различны. Для дошкольного образования – это игровое погружение в профессии, ранняя диагностика интересов. Для начальной школы – развитие познавательной и учебной мотивации, выявление индивидуальных особенностей. Для основной школы – развитие личностного потенциала и ценностно-смыслового самоопределения, формирование жизненных навыков. Для старшей школы – это помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в вопросах самореализации, развитие способности к целеполаганию. В рамках муниципальных проектов обучающиеся осуществляют практическое экспериментирование и пробы на базе 28 стационарных и мобильных демонстрационных площадок по профессиям: IT-специалист, инженер-электроник, разработчик игр программного обеспечения, экономист, инженер-конструктор, дизайнер интерьера, оператор газовой установки, пожарник, видеомонтаж, педагог-вожатый и др. Работа площадок организована в форме ролевого проф-погружения или игры, проводимой в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях.
Еще одним из актуальных и современных ресурсов развития профессионального самоопределения является сетевая форма реализации образовательных программ. Сегодня 215 учащихся сельских и поселковых школ Надымского района, расположенных в труднодоступных и отдаленных от «центра» поселениях имеют возможность посредством использования платформ Мираполис, «Облачная онлайн школа», интерактивного взаимодействия - Skypе, электронной почты пройти углубленную подготовку по выбранным профильным предметам, получить консультации по решению задач повышенного уровня, выполнить учебные практики, освоить программы дополнительного образования. Онлайн-занятия ведут квалифицированные педагоги города и вузов по профильным предметам: физика, информатика, обществознание, предвузовскимэлективным курсам «Финансовая грамотность», «Транспорт» и программам технического дополнительного образования «Секреты программирования», «IT-школа», «Решение конкурсных задач по физике», «Научные каникулы».
Образовательной новацией в Надымской системе профессионального самоопределения последних двух лет выступает международный проект «JuniorSkills». Обучающиеся получают профподготовку и проходят публичные квалификационные испытания в форме соревнований по профессиональным компетенциям: видеопроизводство, дошкольное воспитание, мобильная робототехника, инженерный дизайн, web-дизайн и разработка, графический дизайн, фрезерные работы на станках ЧПУ. Для школьников в рамках профподготовки по выбранным компетенциям разработаны индивидуальные образовательные маршруты, реализуются программы дополнительного образования и внеурочной деятельности. Демонстрация практических навыков участников проекта «JuniorSkills» по вышеперечисленным компетенциям проводится в рамках городского конкурса «ЮниорSkills - 2019».
Ранняя профориентация, предпрофессиональная подготовка и профильное обучение детей ориентирует школьников на приоритетные профессии и направления экономики автономного округа, создают ресурс для практической подготовки выпускников в условиях, приближенных к производству.
Совокупность всех условий развития инфраструктуры образовательных учреждений, принимающих участие в профориентационных проектах, позволило повысить качество профориентационной работы и профильного образования. Это подтверждается результатами предпрофильной подготовки учащихся. Обучающиеся и их родители стали ориентироваться в профильном пространстве Надымской системы образования и осознано выбирать профиль с учетом характера профессиональной деятельности. Увеличилось количество общеобразовательных организаций, реализующих целенаправленные профориентационные проекты и профильное обучение. Ежегодно увеличивается доля старшеклассников, продолживших обучение по выбранному профилю (2018 – 74%, 2017 – 69%). Еще одним показателем эффективности модели являются результаты поступления выпускников по договору о целевом наборе.
Раннее выявление интересов обучающихся, целенаправленная профильная подготовка к профессиональной деятельности, наставничество и сопровождение выпускника является важными задачами профориентации и системы непрерывного образования, решение которых позволит обеспечить подготовку востребованных квалифицированных специалистов среди старшеклассников и эффективное использование их потенциала в развитии экономики региона.
Список использованных источников