Мягков В. А., директор муниципального
автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр
технического творчества», г. Муравленко,
Ямало-Ненецкий автономный округ
История дополнительного образования в России насчитывает более 90 лет. За это время в нашей сфере было многое – и периоды бурного развития, и периоды стагнации. Но какие бы изменения не происходили в системе образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса является педагог.
Современная ситуация развития образования актуализирует новые требования к компетенциям педагога дополнительного образования детей. Мы попробовали оценить эти качества педагога как ресурс эффективности условий деятельности учреждения дополнительного образования. Свой анализ мы назвали «Профи І».
Во-первых, наш педагог должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т. д.), так и профессиональным педагогом.
Во-вторых, он должен обеспечить не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определённой сфере деятельности, но и развивать личность ребёнка, помогать в решении его социальных проблем.
Однако бывают ситуации, когда педагог не может удержать эти «качели» в равновесии. Низкий уровень его практических навыков, слабая теоретическая подготовка по направлению деятельности, отсутствие базового педагогического образования – любая из этих причин выступает как отрицательный, противодействующий фактор профессиональной деятельности.
Ирина Игоревна Фришман в одной из своих работ[1] заявила о том, что «…в 21 веке общественное сознание оказалось не готово к восприятию "детства новой реальности"». Ирина Игоревна имела в виду скорее социальный аспект проблемы, отношение общества к методам, используемым детьми для выбора путей и средств формирования личностной и социальной ответственности. Мы же, как практики технического профиля, говорим о том, что наше педагогическое сообщество оказалось также не готово к высокому уровню овладения современными детьми и подростками информационными технологиями. Честно говоря, большинство педагогов в учреждениях дополнительного образования отстают от своих воспитанников в мастерстве использования IT.
Одним из путей решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в систему дополнительного образования можно считать привлечение специалистов из других сфер деятельности. Но в этой ситуации возникают проблемы двух категорий.
Во-первых, специалисты, не владеющие педагогическими и психологическими знаниями о возрастных особенностях детей и подростков, методами диагностики и разрешения проблемных ситуаций в коллективе и с конкретным ребёнком, безусловно, не могут грамотно дифференцировать образовательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями.
К сожалению, модели формирования профессиональной компетентности педагогов зачастую сводятся только к информационным, что приводит к появлению защитных реакций, барьеров на пути реализации инноваций.
Во-вторых, существуют проблемы нормативного характера. Например, мы столкнулись с ситуацией невозможности выплаты единовременного и ежемесячного пособия молодому специалисту по робототехнике, так как он не имел педагогического образования.
Мы считаем, что назрела необходимость расширения поля организационных и научно-методических мероприятий для развития профессиональной компетентности педагогов, как одного из главных условий дополнительного образования детей.
Такими мероприятиями мы видим:
- создание условий для привлечения в систему дополнительного образования детей молодых специалистов, имеющих профессиональное образование технического профиля;
- возможность участия педагогов учреждений дополнительного образования в конкурсном отборе претендентов на получение гранта «Новый учитель Ямала-2014»;
- возможность участия молодых педагогов, имеющих педагогический стаж менее 5 лет, в конкурсе педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»;
- использование персонифицированных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования, которые включали бы, в том числе, методы и приёмы организации тьюторского сопровождения одарённых ребят.
[1]Фришман И. И. Воспитательный потенциал деятельности детских общественных объединений в системе образования: проблемы и перспективы. (http://slovo.mosmetod.ru/)