Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Профилактика отклоняющегося по...

Профилактика отклоняющегося поведения подростков: взгляд православного психолога


Юрчук Ольга Леонидовна
МБОУ Гимназия
г. Новый Уренгой

В настоящее время остро стоит вопрос профилактики и коррекции различных форм отклоняющегося поведения, пропаганде здорового образа жизни. Если рассматривать корни поведенческих девиаций, то легко можно заметить, что в основании всегда находится какая-нибудь зависимость. Особенно, если помнить многообразие зависимых форм поведения, а часто и их сочетание.

Факторы, имеющие непосредственное
 влияние на формирование искаженных и отклоняющихся форм поведения

 

Трудность при построении тактики эффективной профилактической работы, заключается, с одной стороны, в том, что подростки с отклоняющимися формами поведения далеки от православия и, испытывая духовные метания, приходят к безнравственному и страстному образу жизни. С другой стороны, работники «помогающих профессий» также зачастую не имеют внутреннего позитивного духовного ресурса. Эти два фактора усугубляет влияние как современная массовая культура, так и легкодоступная информация сектантского толка.

Рассматривая становление отклоняющихся и зависимых форм поведения, можно в их предупреждении выделить решающую роль личностного саморазвития, осознания и преодоления барьеров личностного роста. Аддиктивная (от слова англ. адди́кция addiction – ”зависимость, пагубная привычка”, в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности) личность, в своих попытках ищет универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем.

Создаётся иллюзия решения проблемы. Привлекательность зависимости в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Чтобы как-то отнестись к собственным смыслам, личности надо не только прочувствовать или пережить их, но и осмыслить. Переход от личностных смыслов к личностным ценностям и соотнесение их с ценностями Вечными поможет повысить эффективность как индивидуальной, так и групповой работы с подростками и их семьями.

Если рассматривать проблему глубже, чем предполагает традиционная светская психология, то можно увидеть что в основе несерьёзного отношения подростков к здоровью и перспективам будущего, лежит невнимательное отношение к жизни как к некоей ценности, которая может и исчерпаться.

Есть основополагающие мерила жизни – это любовь и смерть. Именно о них не принято говорить в нашей современности. В современной культуре не принято говорить о смерти. А ведь именно она является мерилом, показывающим нравственный градус проживаемой жизни, по словам И.А. Ильина, «…безмерная длительность  пропадает,  и моя жизнь получает меру срока, меру долга, меру в напряжении…Моя жизнь приобретает форму» [1, с.183]. Когда человек не понимает рамок своей жизни, он эту жизнь может не вполне адекватно оценивать. И когда подросток, зная о возможных последствиях употребления психоактивных веществ, их все-таки пробует, или, находясь во власти страстей, пытается осуществить суицидальную попытку, то это, как раз, показывает неосмысленное, бездуховное отношение подростка и к жизни и к смерти. И этот вопрос обсуждать надо, неспешно, спокойно «…смерть воспитывает в нас вкус к жизни, сосредоточивая и облагораживая его; она учит нас не терять времени, хотеть лучшего, выбирать изо всего одно прекрасное, жить Божественным на земле, пока ещё длится наша недолгая жизнь» [1, с 188]. Задавшись вопросами «Зачем я живу и как я живу?», подросток и его семья получают стимул к духовному развитию, а психолог или другой специалист является посредником, приводящим семью к священнику.

Эта проблема требует внимания не только образовательной организации, но и самих семей, мы знаем, что ценностное отношение к жизни формируется в разных социальных средах. Наиболее влиятельными оказываются следующие:

1)             пример семьи;

2)             цифровая игровая среда, предлагаемая взрослой культурой;

3)             образовательная среда школы.

В подростковом возрасте возникает вопрос о смысле жизни, но в неверующих  семьях нет понятного ответа на этот вопрос, поэтому подростки начинают перебирать известные им ценности, по очереди водружая их на пьедестал смысла жизни. И каждый раз их постигает разочарование. Дольше всего на этом пьедестале удерживаются: слава, богатство и безнаказанные удовольствия. Это те действия, за которыми стоят такие страшные страсти, как гордость, стяжательство, сребролюбие, чревоугодие и др. И как раз в процессе такого поиска и погружения в разнообразные страсти и начинают проявляться отклоняющиеся формы поведения подростков.

Отдельно хотелось бы остановиться на наиболее незаметных и очень  распространенных ошибках семейного воспитания, которые крайне негативно влияют на формирование нравственной позиции подростка. В своей практике светский психолог часто встречает родителей различного культурного уровня и вероисповедания, наиболее часто обращаются за помощью невоцерковленные семьи (либо атеисты), не имеющие опыта покаяния и соответственно опыта анализа своего поведения, чувств и дел. О чём же легкомысленно забывают родители в повседневном труде воспитания?

Сквернословие, мимолетные ругательства – клише, невоздержанность в речи часто приводят в дальнейшем к невоздержанности в действиях, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» [2, Мф 15, 11], «исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» [2, Мф 15, 18-19]. Наложение искаженного образа «Я» и использование в речи нездоровых телесных сравнений нарушает чистоту образа Божия в человеке.

Можно ли изменить ситуацию привычного сквернословия в семьях далеких от Бога? Конечно, но для этого необходимо акцентировать внимание на смысле говоримых бранных слов, их лексическом значении. Обращать внимание на эмоциональные, страстные состояния, в которых высказываются эти слова.

Следующее большое заблуждение светского воспитания – лукавство, как способ достижения личного успеха, ложь. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чём добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства…» [3, с. 273] В семье важно показать такой пример межличностного общения, чтобы подросток не испытывал никакой потребности говорить неправду. Кроме того, чем чаще члены семьи будут ободрять друг друга за хорошие поступки и не лукавить внутри семьи, тем более подростки будут склонны говорить правду. Начиная с  фразы «Скажи, что меня нет дома…» и, заканчивая обещанием нереализуемых наказаний, родители приучают детей ко лжи, постоянно отравляющей их души и постепенно становящейся частью их самих.

Ещё одна неочевидная, но не менее от этого страшная проблема, развитие в личности детей самолюбия, как движителя социального успеха. Обращаясь к святым отцам, читаем: «От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование, и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть…» [3, с. 276]. Как точно перечислены поведенческие особенности мечущихся и ищущих своё жизненное место подростков.

Популярная психология призывает самозабвенно любить себя, приятно фантазируя о желаемом будущем, восхваляя себя таким, каков ты есть, и, отвергая свои слабости, превращать их в достоинства.  Это крайне опасное направление в светской западной психологии широко тиражируется в бумажных и электронных версиях книг и журналов. Есть другое направление психологической коррекции, призывающее к погружению проблемных подростков в социально-полезную деятельность и прохождение различных тренингов. Но многие специалисты упускают из вида, что, прежде всего, от человека требуется самопознание. «Неведение собственной немощи делает нас неисцелимыми вовек» [4, с. 277].

Профилактика отклоняющихся форм поведения в светских образовательных учреждениях и семьях невозможна без православной парадигмы. Даже в неверующих семьях такая работа будет осуществима только в том случае, когда подросток поймёт скоротечность и хрупкость дара жизни временной и огромную ценность дара жизни вечной. «Недостаточно остановить действие страсти с помощью различных целебных средств, но нужно преобразить ее в любовь к Богу и людям» [3, с278]

 

1.                      Ильин, И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний [Текст]. – М. : Мартин, 2006. – 256 с. – (Скрижали мысли).

2.                      Священное Евангелие [Текст]. М. : Благо, 2004. – 512 с.

3.                      Оптинские старцы: наставления, письма, дневники [Текст]. – М. : Лепта Книга, 2009. – 816 с. – (Путь святости. Вып. 11).

4.                      Православная психотерапия [Текст]. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 366 с.

      

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт